Пророческое призвание А.С. Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Содержание

1.Биография великого поэта
2. Интересные факты из жизни Пушкина.
3. Пушкин и культура
4. Пророческое призвание поэта.
5.Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

            Перетерпев судеб удары,

            Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

            Дробя стекло, кует булат.

И еще:

            Сильна ли Русь? Война, и мор,

            И бунт, и внешних бурь напор

            Ее, беснуясь, потрясали -

            Смотрите ж: все стоит она!

Пушкин, как никто  до него, видел Россию до глубины. Он видел ее по-русски. А видеть по-русски - значит видеть сердцем. И он сам  знал это; потому и написал: "Нет  убедительности в поношениях, и нет  истины, где нет любви" 20. Но именно силою любви он и мог разрешить свое великое задание.

5

Это задание  состояло в том, чтобы духовно  наполнить и оформить русскую  душевную свободу, - и тем оправдать  ее религиозно и исторически, и тем  указать ей ее пути, и тем заложить основу ее воспитания, и тем пророчески указать русскому народу его жизненную  цель.

Вот она, эта  цель: жить в глубочайшей цельности  и искренности - божественными содержаниями - в совершенной форме...

Кто, кроме Пушкина, мог поднять такое задание? И  чем, если не боговдохновенным вдохновением, возможно разрешить его? А Пушкин принял его, разрешил и совершил.

Свобода - вот  воздух России, которым она дышит  и о котором русский человек  всюду тоскует, если он лишен его. Я разумею не тягу к анархии, не соблазн саморазнуздания, и не политическую свободу. Нет, это есть та свобода, которая  уже присуща русскому человеку, изначально данная ему Богом, природою, славянством и верою, - свобода, которую надо не завоевывать, а достойно и творчески нести, духовно наполнять, осуществлять, освящать, оформлять... Я разумею свободу как способ быть и действовать; как уклад души и инстинкта; как живой стиль чувства и его проявления, - естественного, непосредственного, откровенного в личном и искреннего в великом. Я разумею свободу как ритм дыхания, речи, песни и походки, как размах души и полет духа; как живой способ подходить ко всему и вступать со всеми вещами и людьми - в отношение и общение.

Русский человек  чует ее в себе и в другом; а  в ком он ее не чует, тем он тяготится. А западные народы доселе не постигают  ее в нас; и доселе, когда замечают ее, дают ей неподходящие или даже пренебрежительные  названия; и осуждают ее и нас  за нее, - пока не побывают у нас в  здоровой России 21; а побывав, вкусив ее, насладившись ею, часто полюбляют на всю жизнь эту русскую свободу, - и нас за нее...

Пушкин сам  дышал этой свободой, упоенно наслаждался  ею и постепенно нашел пути к ее верному употреблению, к верному, идеальному, классически-совершенному наполнению ее и пользованию ею. И потому он стал русским национальным учителем и пророком.

Эта внутренняя, жизненно-душевная свобода выражается в чертах, свойственных русскому характеру  и русскому общественному укладу. Таковы эти черты: душевного простора, созерцательности, творческой легкости, страстной силы, склонности к дерзновению, опьянения мечтою, щедрости и расточительности, и, наконец, это искусство прожигать  быт смехом и побеждать страдание  юмором.

Эти национально-русские  черты таят в себе великие возможности  и немалые опасности. В них  расцвел талант и гений Пушкина. И, расцветши в них, - он ими овладел, их наполнил, оформил и освятил. И  именно поэтому он стал русским национальным воспитателем и предвозвестителем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение

Вот каков был  Пушкин. Вот чем он был для России и чем он останется навеки для  русского народа.

Единственный  по глубине, ширине, силе и царственной  свободе духа, он дан был нам  для того, чтобы создать солнечный  центр нашей истории, чтобы сосредоточить  в себе все богатство русского духа и найти для него неумирающие  слова. Он дан был нам как залог, как обетование, как благодатное  удостоверение того, что и на наш  простор, и на нашу страсть может  быть найдена и создана совершающая  и завершенная форма. Его дух, как великий водоем, собрал в себя все подпочвенные воды русской истории, все живые струи русского духа. И к целебным водам этой вдохновенно  возмущенной купели будут собираться русские люди, пока будет звучать  на земле русский язык, - чтобы  упиться этой гармонией бытия  и исцелиться от смуты, от застоя и  брожения страстей.

Пушкин есть начало очевидности и радости  в русской истории. В нем русский  дух впервые осознал и постиг себя, явив себя - и своим, и чужим  духовным очам; здесь он впервые  утвердил свое естество, свой уклад  и свое призвание; здесь он нашел  свой путь к самоодолению и самопросветлению. Здесь русское древнее язычество (миф) и русская светская культура (поэзия) встретились с благодатным  дыханием русского Православия (молитва) и научились у него трезвению  и мудрости. Ибо Пушкин не почерпнул  очевидность в вере, но пришел к  вере через очевидность вдохновенного  созерцания. И древнее освятилось; и светское умудрилось. И русский  дух познал радость исцеленности и радость цельности. И русский  пророк совершил свое великое дело.

Все бремя нашего существования, все страдания и  трудности нашего прошлого, все наши страсти, - все принято Пушкиным, умудрено, очищено и прощено в  глаголах законченной солнечной  мудрости. Все смутное прояснилось. Все страдания осветились изнутри  светом грядущей победы. Оформились, не умаляясь, наши просторы; и дивными  цветами зацвели горизонты нашего духа. Все нашло себе легкие законы неощутимо-легкой меры. И самое безумие  явилось нам в образе прозрения  и вещающей мудрости. Взоры русской  души обратились не к больным и  бесплодным запутанностям, таящим соблазн  и гибель, а в глубины солнечных  пространств. И дивное глубокочувствие  и ясномыслие сочеталось с поющей и играющей формой... С тех пор  в России есть спасительная традиция Пушкина: что пребывает в ней, то ко благу России; что не вмещается  в ней, то соблазн и опасность. Ибо Пушкин учил Россию видеть Бога и этим видением утверждать и укреплять  свои сокровенные, от Господа данные национально-духовные силы. Из его уст  раздался и был пропет Богу от лица России гимн радости сквозь все страдания, гимн очевидности сквозь все пугающие земные страхи, гимн победы над хаосом. Впервые от лица России и к России была сказана эта чистая и могучая "Осанна", осанна искреннего, русским  Православием вскормленного мироприятия  и Богоблагословения, осанна поэта  и пророка, мудреца и ребенка, о которой мечтали Гераклит, Шиллер и Достоевский.

А русская история  была такова, что народ наш имел особую потребность и особое право  на это радостное самоутверждение  в Боге. И потому этот радостный  и чудный певец, этот совершитель  нашего духовного акта, этот основоположник русского слова и русского характера  был дарован нам для того, чтобы  стать солнечным центром нашей  истории.

Пушкин, наш шестикрылый  серафим, отверзший наши зеницы и  открывший нам и горнее, и подводное  естество мира, вложивший нам в  уста жало мудрыя змеи и завещавший нам превратить наше трепетное и  неуравновешенное сердце в огненный угль, - он дал нам залог и удостоверение  нашего национального величия, он дал  нам осязать блаженство завершенной формы, ее власть, ее зиждущую силу, ее спасительность. Он дал нам возможность, и основание, и право верить в призвание и в творческую силу нашей родины, благословлять ее на всех ее путях и прозревать ее светлое будущее, - какие бы еще страдания, лишения или унижения ни выпали на долю русского народа.

Ибо иметь такого поэта и пророка - значит иметь  свыше великую милость и великое  обетование.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список литературы

1.Версаев В.  Пушкин в жизни. Систематический  свод подлинных свидетельств  современников. //М.: московский рабочий, 1984 – 703с.  
2.Колосова И. В.. Болдинская осень. //М.: Молодая гвардия, 1974 – 448с.  
3.Новиков И. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. 2-е издание. //Гос. издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР. Москва – Ленинград.  
4.Маранцман В. Г.. Литература за 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 6-е издание. //М.: Просвещение, 1999 – 444с.

Информация о работе Пророческое призвание А.С. Пушкина