Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:41, контрольная работа
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.
1.Биография великого поэта
2. Интересные факты из жизни Пушкина.
3. Пушкин и культура
4. Пророческое призвание поэта.
5.Заключение
6. Список литературы
Пушкину была дана
русская страсть, чтобы он показал,
сколь чиста, победна и значительна
она может быть и бывает, когда
она предается боговдохновенным
путям. Пушкину был дан русский
ум, чтобы он показал, к какой безошибочной
предметности, к какой сверкающей
очевидности он бывает способен, когда
он несом сосредоточенным
Но в то же время Пушкин должен был быть и сыном своего века, и сыном своего поколения. Он должен был принять в себя все отрицательные черты, струи и тяготения своей эпохи, все опасности и соблазны русского интеллигентского миросозерцания, - не для того, чтобы утвердить и оправдать их, а для того, чтобы одолеть их и показать русской интеллигенции, как их можно и должно побеждать.
В то время Европа
переживала эпоху утверждающегося
религиозного сомнения и отрицания,
эпоху философски оформляющегося безбожия
и пессимизма, поэтически распускающегося
богоборчества и кощунственного
эротизма. Французские энциклопедисты
и Вольтер, Байрон и Парни привлекали
умы русской интеллигенции. Потомственно
и преемственно начинает с них
и Пушкин, с тем, чтобы преодолеть
их дух. Опустошительное действие этого
духа описано им в его ранней элегии
"Безверие" (1817) и позднее, со скорбной
иронией, в стихотворении "Демон"
(1823). Творческое бесплодие этого
духа было разоблачено и приговорено
в "Евгении Онегине" (1822-1831). Из
восьми глав этого "романа в стихах"
не было закончено и четыре, когда,
в апреле 1825 года, в годовщину
смерти Байрона, Пушкин, еще не уверовав
всей душой, как это было в последние
годы его жизни, заказывает обедню "за
упокой раба Божия боярина Георгия",
т. е. Байрона, и вынутую просвиру
пересылает своему брату Льву Сергеевичу,
- поступок столь же религиозный, сколь
и жизненно-символический. В 1827 году
он записывает о Байроне формулы
безошибочной меткости, духовного и
художественного преодоления. А
еще через несколько лет он
пригвождает мимоходом и
...Циник поседелый,
Умов и моды вождь пронырливый и смелый...
("К Вельможе", 1829)
Впоследствии близкие друзья его, Плетнев и князь Вяземский, отмечали его высокорелигиозное настроение: "В последние годы жизни своей, - пишет Вяземский, - он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их..."
В то время Европа переживала великое потрясение французской революции, заразившей души других народов, но не изжившейся у них в кровавых бурях. Русская интеллигенция вослед за Западом бредила свободой, равенством и революцией. За убиением французского короля последовало цареубийство в России. Восстание казалось чем-то спасительным и доблестным.
Пушкин приобщается
к этому недугу, чтобы одолеть
его. Достаточно вспомнить его ранние
создания "Вольность" (1819), "В. Л.
Давыдову" (1821), "Кинжал" (1821) и
другие. Но и тогда уже он постиг
своим благородным сердцем и
выговорил, что цареубийство есть дело
"вероломное", "преступное" и
"бесславное"; что рабство должно
пасть именно "по манию царя"
("Деревня", 1819); что верный исход
не в беззаконии, а в том, чтобы
"свободною душой закон
Так совершал Пушкин свой духовно-жизненный путь: от разочарованного безверия - к вере и молитве; от революционного бунтарства - к свободной лояльности и мудрой государственности; от мечтательного поклонения свободе - к органическому консерватизму; от юношеского многолюбия - к культу семейного очага 2. История его личного развития раскрывается перед нами, как постановка и разрешение основных проблем всероссийского духовного бытия и русской судьбы. Пушкин всю жизнь неутомимо искал и учился. Именно поэтому он призван был учить и вести. И то, что он находил, он находил не отвлеченным только размышлением, а своим собственным бытием. Он сам был и становился тем, чем он "учил" быть. Он учил, не уча и не желая учить, а становясь и воплощая.
То, что его вело, была любовь к России, страстное и радостное углубление в русскую стихию, в русское прошлое, в русскую душу, в русскую простонародную жизнь. Созерцая Россию, он ничего не идеализировал и не преувеличивал. От сентиментальной фальши позднейших народников он был совершенно свободен. Ведь это он в своем раннем стихотворении "Деревня":
Везде невежества губительный позор...
Здесь барство дикое, без
Здесь рабство тощее влачится по браздам...
Это он поставил
эпиграфом ко второй главе "Евгения
Онегина" горациевский вздох "О, rus!",
- т. е. "О, деревня!", и перевел
по-русски "О, Русь!", - т. е. приравнял
Россию к великой деревне. Это
он в минуту гнева или протеста
против своего изгнания восклицал: "Святая
Русь мне становится невтерпеж" (1824);
"я, конечно, презираю отечество мое
с головы до ног" (1826); "черт догадал
меня родиться в России с душою
и талантом" (1836). Это он написал
(1823):
Паситесь, мирные народы!
Вас не пробудит чести клич!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Словом, Пушкин не идеализировал русский строй и русский быт. Но, имея русскую душу, он из самой глубины ее начал вслушиваться в душу русского народа и узнавать ее глубину в себе, а свою глубину в ней. Для этого он имел две возможности: непосредственное общение с народом и изучение русской истории.
Пушкин черпал силу и мудрость, припадая к своей земле, приникая ко всем проявлениям русского простонародного духа и проникая через них к самой субстанции его. Сказки, которые он слушал у няни Арины Родионовны, имели для него тот же смысл, как и пение стихов о Лазаре вместе с монастырскими нищими. Он здоровался за руку с крепостными и вступал с ними в долгие беседы. Он шел в хоровод, слушал песни, записывал их и сам плясал вместе с девушками и парнями. Он никогда не пропускал Пасхальной Заутрени и всегда звал друзей "услышать голос русского народа" (в ответ на христосование священника). Он едет в Нижний, Казань, Оренбург, по казачьим станицам, и в личных беседах собирает воспоминания старожилов о Пугачеве. Всегда и всюду он впитывает в себя живую Россию и напитывается ее живою субстанцией. Мало того: он входит в быт русских народов, которых он воспринимает не как инородцев в России, а как русские народы. Он перенимает их обычаи, вслушивается в их говор. Он художественно облекается в них и, со всей своей непосредственностью, переодевается в их одежды. Современники видели его во всевозможных костюмах, и притом не в маскарадах, а нередко на улицах, на больших дорогах, дома и в гостях: в русском крестьянском, нищенском-странническом, в турецком, греческом, цыганском, еврейском, сербском, молдаванском, бухарском, черкесском и даже в самоедском "ергаке". Братски, любовно принял он в себя русскую многонациональную стихию во всем ее разнообразии, и знал это сам, и выговорил это, как бы в форме "эпитафии":
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой
И назовет меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгуз, и друг степей калмык...
А второй путь его был - изучение русской истории. Он принял ее всю, насколько она была тогда доступна и известна, и всегда стремился к ее первоисточникам. Его суждения о "Слове о полку Игореве" были не только самостоятельны, расходясь с суждениями тогдашней профессуры (Каченовский), но оказались прозорливыми и верными по существу. Зрелость и самобытность его воззрений на русскую историю изумляла его друзей и современников. Историю Петра Великого и пугачевского бунта он первый изучал по архивным первоисточникам. Он питал творческие замыслы, как историк, и хотел писать исследование за исследованием.
Что же он видел в России и ее прошлом?.. Вот его подлинные записи:
"Великий духовный
и политический переворот
Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер. В России влияние Духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических 4.
Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением 5.
Долго Россия была совершенно отделена от судеб Европы. Ее широкие равнины поглотили бесчисленные толпы Монголов и остановили их разрушительное нашествие. Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Христианское просвещение было спасено истерзанной и издыхающей Россией, а не Польшей, как еще недавно утверждали европейские журналы; но Европа, в отношении России, всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна 6.
Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою...; история ее требует другой мысли, другой формулы..." 7
У нас не было ни "великой эпохи Возрождения", ни "рыцарства", ни "крестовых походов". "Нашествие Татар не было, подобно наводнению Мавров, плодотворным: татары не принесли нам ни алгебры, ни поэзии 8.
Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества".9
Петр Великий. "Он слишком огромен для нас близоруких, и мы стоим к нему еще близко, - надо отодвинуться на два века, - но постигаю его чувством; чем более его изучаю, тем более изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно".10
Полноправие русских Государей "спасло нас от чудовищного феодализма, и существование народа не отделилось вечною чертою от существования дворян. Если бы гордые замыслы Долгоруких и проч. совершились, то владельцы душ, сильные своими правами, всеми силами затруднили бы или даже вовсе уничтожили способы освобождения людей крепостного состояния, ограничили б число дворян и заградили б для прочих сословий путь к достижению должностей и почестей государственных".11
"Напрасно
почитают русских суеверными".1
Напрасно почитают их и рабами: "Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености говорить нечего. Переимчивость его известна; проворство и ловкость удивительны... Никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому... Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу".13
"Нынче же
политическая наша свобода
"Твердое,
мирное единодушие может скоро
поставить нас наряду с
"Гордиться
славою своих предков не
"Россия слишком мало известна русским".17
"Как материял
словесности язык славяно-
"Клянусь вам моею честью, что я ни за что не согласился бы - ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Бог".19
Вот основы национально-исторического
созерцания Пушкина. Вот его завещание.
Вот его приятие и исповедание
России. Оно взращено любовью к
русскому народу, верою в его духовные
силы, в благородство его натуры,
в его самобытность и своеобразие,
в его религиозную искренность,
в сокровенную сталь его
Но в искушеньях долгой кары