Пророческое призвание А.С. Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Содержание

1.Биография великого поэта
2. Интересные факты из жизни Пушкина.
3. Пушкин и культура
4. Пророческое призвание поэта.
5.Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

Пушкину была дана русская страсть, чтобы он показал, сколь чиста, победна и значительна  она может быть и бывает, когда  она предается боговдохновенным путям. Пушкину был дан русский  ум, чтобы он показал, к какой безошибочной предметности, к какой сверкающей очевидности он бывает способен, когда  он несом сосредоточенным созерцанием, благородною волею и всевнемлющей, всеотверстой, духовно свободной  душой...

Но в то же время Пушкин должен был быть и  сыном своего века, и сыном своего поколения. Он должен был принять  в себя все отрицательные черты, струи и тяготения своей эпохи, все опасности и соблазны русского интеллигентского миросозерцания, - не для того, чтобы утвердить и  оправдать их, а для того, чтобы  одолеть их и показать русской  интеллигенции, как их можно и  должно побеждать.

В то время Европа переживала эпоху утверждающегося  религиозного сомнения и отрицания, эпоху философски оформляющегося безбожия и пессимизма, поэтически распускающегося  богоборчества и кощунственного эротизма. Французские энциклопедисты и Вольтер, Байрон и Парни привлекали умы русской интеллигенции. Потомственно и преемственно начинает с них  и Пушкин, с тем, чтобы преодолеть их дух. Опустошительное действие этого  духа описано им в его ранней элегии "Безверие" (1817) и позднее, со скорбной иронией, в стихотворении "Демон" (1823). Творческое бесплодие этого  духа было разоблачено и приговорено  в "Евгении Онегине" (1822-1831). Из восьми глав этого "романа в стихах" не было закончено и четыре, когда, в апреле 1825 года, в годовщину  смерти Байрона, Пушкин, еще не уверовав всей душой, как это было в последние  годы его жизни, заказывает обедню "за упокой раба Божия боярина Георгия", т. е. Байрона, и вынутую просвиру пересылает своему брату Льву Сергеевичу, - поступок столь же религиозный, сколь  и жизненно-символический. В 1827 году он записывает о Байроне формулы  безошибочной меткости, духовного и  художественного преодоления. А  еще через несколько лет он пригвождает мимоходом и энциклопедистов, и Вольтера, - прозорливым и точным словом:

            ...Циник поседелый,

            Умов и моды вождь пронырливый  и смелый...

                         ("К Вельможе",  1829)

Впоследствии  близкие друзья его, Плетнев и  князь Вяземский, отмечали его высокорелигиозное  настроение: "В последние годы жизни своей, - пишет Вяземский, - он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил  их..."

В то время Европа переживала великое потрясение французской  революции, заразившей души других народов, но не изжившейся у них в кровавых бурях. Русская интеллигенция вослед за Западом бредила свободой, равенством и революцией. За убиением французского короля последовало цареубийство в  России. Восстание казалось чем-то спасительным и доблестным.

Пушкин приобщается  к этому недугу, чтобы одолеть  его. Достаточно вспомнить его ранние создания "Вольность" (1819), "В. Л. Давыдову" (1821), "Кинжал" (1821) и  другие. Но и тогда уже он постиг своим благородным сердцем и  выговорил, что цареубийство есть дело "вероломное", "преступное" и "бесславное"; что рабство должно пасть именно "по манию царя" ("Деревня", 1819); что верный исход  не в беззаконии, а в том, чтобы "свободною душой закон боготворить" (там же). Прошло шесть лет и  в судьбе Андрэ Шенье Пушкин силою  своего ясновидящего воображенья постиг природу революции, ее отвратительное лицо и ее закономерный ход, и выговорил  все это с суровой ясностью, как вечный приговор ("Андрей Шенье", 1825). И когда с 1825 года началось его  сближение с императором Николаем Павловичем, оценившим и его гениальный поэтический дар, и его изумительный ум, и его благородную, храбрую  прямоту, - когда две рыцарственные  натуры узнали друг друга и поверили друг другу, - то это было со стороны  Пушкина не "изменой" прошлому, а вдохновенным шагом зрелого  и мудрого мыслителя. В эти  часы их первого свидания в Николаевском дворце Московского Кремля - был  символически заложен первый камень великих реформ императора Александра Второго... И каким безошибочным предвидением звучат эти пушкинские слова, начертанные  поэтом после изучения истории Пугачевского бунта: "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и  беспощадный. Те, которые замышляют  у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим и  своя шейка копейка, а чужая головушка  полушка..."

 

Так совершал Пушкин свой духовно-жизненный путь: от разочарованного  безверия - к вере и молитве; от революционного бунтарства - к свободной лояльности и мудрой государственности; от мечтательного  поклонения свободе - к органическому  консерватизму; от юношеского многолюбия - к культу семейного очага  2. История его личного развития раскрывается перед нами, как постановка и разрешение основных проблем всероссийского духовного бытия и русской судьбы. Пушкин всю жизнь неутомимо искал и учился. Именно поэтому он призван был учить и вести. И то, что он находил, он находил не отвлеченным только размышлением, а своим собственным бытием. Он сам был и становился тем, чем он "учил" быть. Он учил, не уча и не желая учить, а становясь и воплощая.

То, что его  вело, была любовь к России, страстное  и радостное углубление в русскую  стихию, в русское прошлое, в русскую  душу, в русскую простонародную жизнь. Созерцая Россию, он ничего не идеализировал  и не преувеличивал. От сентиментальной  фальши позднейших народников он был  совершенно свободен. Ведь это он в  своем раннем стихотворении "Деревня":

            Везде невежества губительный  позор...

            Здесь барство дикое, без чувства,  без закона...

            Здесь рабство тощее влачится  по браздам...

Это он поставил эпиграфом ко второй главе "Евгения  Онегина" горациевский вздох "О, rus!", - т. е. "О, деревня!", и перевел  по-русски "О, Русь!", - т. е. приравнял  Россию к великой деревне. Это  он в минуту гнева или протеста против своего изгнания восклицал: "Святая Русь мне становится невтерпеж" (1824); "я, конечно, презираю отечество мое  с головы до ног" (1826); "черт догадал  меня родиться в России с душою  и талантом" (1836). Это он написал (1823):  

            Паситесь, мирные народы!

            Вас не пробудит чести клич!

            К чему стадам дары свободы?

            Их должно резать или стричь.

            Наследство их из рода в  роды

            Ярмо с гремушками да бич.

Словом, Пушкин не идеализировал русский строй  и русский быт. Но, имея русскую  душу, он из самой глубины ее начал  вслушиваться в душу русского народа и узнавать ее глубину в себе, а свою глубину в ней. Для этого  он имел две возможности: непосредственное общение с народом и изучение русской истории.

Пушкин черпал силу и мудрость, припадая к своей  земле, приникая ко всем проявлениям  русского простонародного духа и  проникая через них к самой  субстанции его. Сказки, которые он слушал у няни Арины Родионовны, имели для него тот же смысл, как  и пение стихов о Лазаре вместе с монастырскими нищими. Он здоровался за руку с крепостными и вступал  с ними в долгие беседы. Он шел  в хоровод, слушал песни, записывал  их и сам плясал вместе с девушками  и парнями. Он никогда не пропускал  Пасхальной Заутрени и всегда звал друзей "услышать голос русского народа" (в ответ на христосование  священника). Он едет в Нижний, Казань, Оренбург, по казачьим станицам, и в  личных беседах собирает воспоминания старожилов о Пугачеве. Всегда и  всюду он впитывает в себя живую  Россию и напитывается ее живою субстанцией. Мало того: он входит в быт русских  народов, которых он воспринимает не как инородцев в России, а как  русские народы. Он перенимает их обычаи, вслушивается в их говор. Он художественно  облекается в них и, со всей своей  непосредственностью, переодевается  в их одежды. Современники видели его  во всевозможных костюмах, и притом не в маскарадах, а нередко на улицах, на больших дорогах, дома и  в гостях: в русском крестьянском, нищенском-странническом, в турецком, греческом, цыганском, еврейском, сербском, молдаванском, бухарском, черкесском и  даже в самоедском "ергаке". Братски, любовно принял он в себя русскую  многонациональную стихию во всем ее разнообразии, и знал это сам, и  выговорил это, как бы в форме "эпитафии":

            Слух обо мне пройдет по  всей Руси великой

            И назовет меня всяк сущий  в ней язык:

            И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

            Тунгуз, и друг степей калмык...

А второй путь его  был - изучение русской истории. Он принял ее всю, насколько она была тогда  доступна и известна, и всегда стремился  к ее первоисточникам. Его суждения о "Слове о полку Игореве" были не только самостоятельны, расходясь  с суждениями тогдашней профессуры (Каченовский), но оказались прозорливыми и верными по существу. Зрелость и самобытность его воззрений  на русскую историю изумляла его  друзей и современников. Историю  Петра Великого и пугачевского бунта  он первый изучал по архивным первоисточникам. Он питал творческие замыслы, как историк, и хотел писать исследование за исследованием.

Что же он видел  в России и ее прошлом?.. Вот его  подлинные записи:

"Великий духовный  и политический переворот нашей  планеты есть христианство. В  этой священной стихии исчез  и обновился мир 3.

Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам  особенный национальный характер. В  России влияние Духовенства столь  же было благотворно, сколько пагубно  в землях римско-католических 4.

Мы обязаны  монахам нашей историей, следственно  и просвещением 5.

Долго Россия была совершенно отделена от судеб Европы. Ее широкие равнины поглотили  бесчисленные толпы Монголов и остановили их разрушительное нашествие. Варвары  не осмелились оставить у себя в  тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Христианское просвещение было спасено истерзанной  и издыхающей Россией, а не Польшей, как еще недавно утверждали европейские  журналы; но Европа, в отношении России, всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна 6.

Россия никогда  ничего не имела общего с остальною  Европою...; история ее требует другой мысли, другой формулы..." 7

У нас не было ни "великой эпохи Возрождения", ни "рыцарства", ни "крестовых  походов". "Нашествие Татар  не было, подобно наводнению Мавров, плодотворным: татары не принесли нам  ни алгебры, ни поэзии 8.

Россия вошла  в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе  пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны  как для России, так и для  человечества".9

Петр Великий. "Он слишком огромен для нас  близоруких, и мы стоим к нему еще близко, - надо отодвинуться на два  века, - но постигаю его чувством; чем  более его изучаю, тем более  изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно".10

Полноправие русских  Государей "спасло нас от чудовищного  феодализма, и существование народа не отделилось вечною чертою от существования  дворян. Если бы гордые замыслы Долгоруких и проч. совершились, то владельцы  душ, сильные своими правами, всеми  силами затруднили бы или даже вовсе  уничтожили способы освобождения людей  крепостного состояния, ограничили б число дворян и заградили  б для прочих сословий путь к достижению должностей и почестей государственных".11

"Напрасно  почитают русских суеверными".12

Напрасно почитают их и рабами: "Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и  речи? О его смелости и смышлености  говорить нечего. Переимчивость его  известна; проворство и ловкость удивительны... Никогда не заметите в нем ни грубого  удивления, ни невежественного презрения  к чужому... Наш крестьянин опрятен  по привычке и по правилу".13

"Нынче же  политическая наша свобода неразлучна  с освобождением крестьян".14

"Твердое,  мирное единодушие может скоро  поставить нас наряду с просвещенными  народами Европы".15

"Гордиться  славою своих предков не только  можно, но и должно; не уважать  оной есть постыдное малодушие".16

"Россия слишком  мало известна русским".17

"Как материял  словесности язык славяно-русский  имеет неоспоримое превосходство  перед всеми Европейскими: судьба  его была чрезвычайно счастлива".18

"Клянусь вам  моею честью, что я ни за  что не согласился бы - ни переменить  родину, ни иметь другую историю,  чем история наших предков,  какую нам послал Бог".19

Вот основы национально-исторического  созерцания Пушкина. Вот его завещание. Вот его приятие и исповедание  России. Оно взращено любовью к  русскому народу, верою в его духовные силы, в благородство его натуры, в его самобытность и своеобразие, в его религиозную искренность, в сокровенную сталь его характера.

            Но в искушеньях долгой кары

Информация о работе Пророческое призвание А.С. Пушкина