Пророческое призвание А.С. Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Содержание

1.Биография великого поэта
2. Интересные факты из жизни Пушкина.
3. Пушкин и культура
4. Пророческое призвание поэта.
5.Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Российский  государственный профессионально-педагогический университет

Факультет психологии

Кафедра профессионально педагогические технологии 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология» 
 
 

Пророческое призвание А.С. Пушкина 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                Студентки 2-го курса

                                                                   Группы ЗПТ-101с    

                                                                 Каликиной А.В. 

                                                              Руководитель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011 

Содержание

1.Биография великого  поэта

2. Интересные факты  из жизни Пушкина.

3. Пушкин и культура

4. Пророческое призвание  поэта.

5.Заключение

6. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Биография Великого поэта.

Александр Сергеевич  Пушкин родился в Москве. С раннего  возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был  поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой  Никитой Козловым подарило много  впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и  начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм  Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они  навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

После окончания  Лицея Пушкин не возвратился в  Москву, в 1817 году он переехал в Петербург  и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в  литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму  «Руслан и Людмила» — первое крупное  произведение.

За эпиграммы, вольные стихи, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был  отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу. Во время  этой ссылки им были написаны романтические  южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья  разбойники», а в 1823 году он начал  работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

В 1824 году Пушкин был отправлен в северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил  с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал  «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его  друзья, туда Пущин привез Пушкину  «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его  известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.

4 сентября 1826 года  Николай 1 неожиданно вызвал Пушкина  в Москву. Но свобода, предоставленная  царем, была недолгой. Уже в  1328 году вышло постановление Государственного  совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно  уехал на Кавказ, где служили  его друзья.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед  женитьбой он уехал в имение в  Болдино, где вынужден был задержаться  из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал  большое количество литературных произведений самых разных жанров.

15 мая.1831 года  Пушкин женился и переехал  в Петербург. В эти годы он  много работал в архивах, писал  произведения на исторические  темы. Это «Дубровский», «Капитанская  дочка», «История Пугачева». Пушкин  журнал «Современник», был его  редактором, общался Белинским, Гоголем,  с художниками. 

Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был  общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли  с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

2. Интересные факты из жизни Пушкина.

Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал  о том, как однажды на прогулке заметил, как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором – маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Алексанрда I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку – это няня.  
 
А в знаменитый лицей Пушкин, оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик – всего 30 человек, но у Пушкина был дядя – весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским.  
 
В лицее Пушкин в первый раз влюбился. Очень любопытно почитать даже не список его побед, а отзывы о нем разных людей. Его брат, например, говорил, что Пушкин был собою дурен, ростом мал, но женщинам почему-то нравился. Что и подтверждается восторженным письмом Веры Александровны Нащокиной, в которую Пушкин тоже был влюблен: Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности». Впрочем, тот же брат Пушкина признавал, что, когда Пушкина кто-то интересовал, он становился очень заманчив. С другой стороны, когда Пушкину было неинтересно, разговор его был вял, скучен и просто несносен.

Первая дуэль  Пушкина случилась в лицее, а  вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина  могла не стоить выеденного яйца –  например, в обычном споре о  пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это  заканчивалось стрельбой.  
 
Еще у Пушкина были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал.  
 
Да, а вот что пишут о Пушкине иностранцы. Оказывается, Евгений Онегин – это вообще первый русский роман (хотя и в стихах). Так написано в «Британской энциклопедии» редакции 1961 года. Там же написано, что до Пушкина русский язык был вообще не пригоден для художественной литературы.  
 
Кстати, в России в 1912 и 1914 годах выходили сборники стихов Пушкина, которые теперь стали библиографической редкостью: составителем сборников был некий В. Ленин, а предисловие написал А. Ульянов. Ленин – был псевдоним издателя Сытина (его дочку звали Еленой), а литературовед Ульянов был просто однофамильцем.  
 
И – напоследок – наверное, самый забавный факт, который, правда, не имеет отношения к, собственно, биографии Пушкина. В Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».
 
 

3. Пророческое призвание поэта.

Движимые глубокою потребностью духа, чувствами благодарности, верности и славы, собираются ныне русские  люди, - люди русского сердца и русского языка, где бы они ни обретались, - в эти дни вековой смертной годовщины их великого поэта, у его  духовного алтаря, чтобы высказать  самим себе и перед всем человечеством, его словами и в его образах  свой национальный символ веры. И, прежде всего, - чтобы возблагодарить Господа, даровавшего им этого поэта и  мудреца, за милость, за радость, за непреходящее светлое откровение о русском  духовном естестве и за великое обетование русского будущего.

Не для того сходимся мы, чтобы "вспомнить" или "помянуть" Пушкина, так, как если бы бывали времена забвения и утраты... Но для того, чтобы засвидетельствовать  и себе, и ему, чей светлый дух  незримо присутствует здесь своим  сиянием, - что все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас; что мы неотрывны от него так, как он неотрывен от России; что мы проверяем себя его видением и его суждениями; что мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы; что мы бываем счастливы, когда можем подумать его мыслями и выразить свои чувства  его словами; что его творения стали лучшей школой русского художества и русского духа; что вещие слова, прозвучавшие 50 лет тому назад "Пушкин - наше все", верны и ныне и не угаснут в круговращении времен и событий...

            Сто лет прошло с тех пор,  как свинец смертельный

            Поэту сердце растерзал...

                                      (Тютчев)

Сто лет Россия жила, боролась, творила и страдала без него, но после него, им постигнутая, им воспетая, им озаренная и окрыленная. И чем дальше мы отходим от него, тем величавее, тем таинственнее, тем чудеснее рисуется перед нами его образ, его творческое обличие, подобно великой горе, не умаляющейся, но возносящейся к небу по мере удаления от нее. ...И хочется сказать ему  его же словами о Казбеке:

            Высоко над семьею гор,

            Казбек, твой царственный шатер

            Сияет вечными лучами...

В этом обнаруживается таинственная власть духа: все дальше мы отходим от него во времени, и  все ближе, все существеннее, все  понятнее, все чище мы видим его  дух. Отпадают все временные, условные, чисто человеческие мерила; все меньше смущает нас то, что мешало некоторым  современникам его видеть его  пророческое призвание, постигать  священную силу его вдохновения, верить, что это вдохновение исходило от Бога. И все те священные слова, которые произносил сам Пушкин, говоря о поэзии вообще и о своей поэзии в частности, мы уже не переживаем, как выражения условные, "аллегорические", как поэтические олицетворения  или преувеличения. Пусть иные из этих слов звучат языческим происхождением: "Аполлон", "муза"; или - поэтическим  иносказанием: "алтарь", "жрецы", "жертва"... Мы уже знаем и  верим, что на этом алтаре действительно  горел "священный огонь"; что  этот "небом избранный певец" действительно был рожден для  вдохновенья, для звуков сладких  и молитв; что к этому пророку  действительно "воззвал Божий  глас"; и что до его "чуткого  слуха" действительно "касался  божественный глагол", - не в смысле поэтических преувеличений или  языческих аллегорий, а в порядке  истинного откровения, нашего, нашею  верою воруемого и зримого  Господа...

Прошло сто  лет с тех пор, как человеческие страсти в человеческих муках  увели его из жизни, - и мы научились  верно и твердо воспринимать его  вдохновенность, как боговдохновенность. Мы с трепетным сердцем слышим, как Тютчев говорит ему в день смерти:

            Ты был богов оргáн живой...

и понимаем это  так: "ты был живым óрганом Господа, Творца всяческих"... Мы вместе с Гоголем  утверждаем, что он "видел всякий высокий предмет в его законном соприкосновении с верховным  источником лиризма - Богом"; что  он "заботился только о том, чтобы  сказать людям: "смотрите, как  прекрасно Божие творение..."; что  он владел, как, может быть, никто, - "теми густыми и крепкими струнами славянской природы, от которых проходит тайный ужас и содрогание по всему составу  человека", ибо лиризм этих струн  возносится именно к Богу; что он, как, может быть, никто, обладал способностью исторгать "изо всего" ту огненную "искру, которая присутствует во всяком творении Бога"...

Мы вместе с  Языковым признаем поэзию Пушкина истинным "священнодействием". Мы вместе с  князем Вяземским готовы сказать  ему:  

            ...Жрец духовный,

            Дум и творчества залог -

            Пламень чистый и верховный  -

            Ты в душе своей сберег.

            Все ясней, все безмятежней

            Разливался свет в тебе...

Вместе с Баратынским  мы именуем его "наставником" и "пророком". И вместе с Достоевским  мы считаем его "великим и непонятым  еще предвозвестителем".

И мы не только не придаем значения пересудам некоторых  современников его о нем, о  его страстных проявлениях, о  его кипении и порывах; но еще  с любовью собираем и бережно  храним пылинки того праха, который  вился солнечным столбом за вихрем пушкинского гения. Нам все здесь  мило, и дорого, и символически поучительно. Ибо мы хорошо знаем, что всякое движение на земле поднимает "пыль"; что  ничто великое на земле невозможно вне страсти; что свят и совершенен только один Господь; и что одна из величайших радостей в жизни состоит  в том, чтобы найти отпечаток  гения в земном прахе и чтобы  увидеть, узнать в пламени человеческой страсти - очищающий ее огонь божественного  вдохновения.

Мы говорим  не о церковной "святости" нашего великого поэта, а о его пророческой  силе и о божественной окрыленности его творчества.

И пусть педанты  целомудрия и воздержности, которых  всегда оказывается достаточно, помнят слова Спасителя о той "безгрешности", которая необходима для осуждающего  камнеметания. И еще пусть знают  они, что сам поэт, столь строго, столь нещадно судивший самого себя:

            И меж детей ничтожных мира

            Быть может всех ничтожней  он...

            -- столь глубоко познавший

            Змеи сердечной угрызенья...

- столь подлинно  описавший таинство одинокого  покаяния перед лицом Божиим:

            И с отвращением читая жизнь  мою,

            Я трепещу, и проклинаю,

            И горько жалуюсь, и горько  слезы лью,

            Но строк печальных не смываю..., -

- предвидел и  "суд глупца, и смех толпы  холодной", и осужденья лицемеров  и ханжей, когда писал в 1825 году  по поводу утраты записок Байрона: "Толпа жадно читает исповеди, записки и т. д., потому что  в подлости своей радуется  унижению высокого, слабостям могучего. При открытии всякой мерзости  она в восхищении. Он мал, как  мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы:  он и мал, и мерзок не так,  как вы, иначе..."

Информация о работе Пророческое призвание А.С. Пушкина