Автор: k******@icloud.com, 26 Ноября 2011 в 23:07, реферат
Научная цель - рассмотрение феномена контркультуры.
Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
· раскрытие понятия контркультура через два его аспекта;
· рассмотрение социально-культурной жизни приведшей к контркультуре;
· рассмотрение субкультурных движений контркультуры: «новые левые», битники, хиппи, панки;
Панки. Члены этой субкультуры вызывали исключительной общественное негодование нарушением всех возможных правил и, по мнению публицистов, представлявшие собой крайнюю угрозу для всей английской молодежи. Субкультура панков была тесно связана с новым музыкальным течением "панк-рок". Образность культуры панков и их шокирующее обличие связаны с идеями Э. Уорелла, теориями перфомэнса и формами концептуального искусства. Люрекс, старая школьная форма, пластиковые мусорные мешки, булавки, туалетные цепочки и прочие предметы использовались как элементы самопародийного и шокирующего имиджа. Невероятные прически, волосы, выкрашенные в разнообразные цвета и выстриженные в самых неожиданных местах, составляли непременную часть индивидуального дизайна любого панка. "Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались - с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. Облаченные в хаос, они воспроизводили шум в бесстрастно оркестрированном кризисе повседневной жизни поздних 70-х годов (Чемберс "Popular culture"). Панки появились в период увеличения молодежной безработицы и вновь ввели социальную и политическую критику в музыку. Они отрицали ценности таких институтов как культура, семья, работа, образование, религия, монархия и т.д. Любой институт, связанный с поддержанием статуса, был предметом их атаки. "Панки не просто непосредственно откликались на увеличение безработицы, изменение моральных стандартов, новое открытие нищеты, депрессию и т.д., они драматизировали то, что было позже названо "Упадком Британии", путем конструирования языка исключительно релевантного и земного. Панки овладели риторикой кризиса. Резонно, что панки должны были подать себя в качестве "дегенератов", как символ широко освещаемого упадка, точно репрезентирующий атрофированное состояние ИК" (Hebdige R. "too much: Art and society in the sixties". В 1977 году пресса зафиксировала появление новых тедов как субкультуры, враждебной панкам. Как и скинхеды, они объявили себя рабочими белыми англичанами, выступающими за сохранение социального порядка и противостоящими анархически- разрушительному влиянию панков. Панки - деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего, и теды, - консервативная сила, ищущая порядка и стабильности Т.о. субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада и полной бездуховности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, протекающие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица.
Тедди-бойз
(теды) - первые "народные дьяволы",
подростки с низкой квалификацией,
выключенные из системы британской
послевоенной мобильности. Американский
рок-н-ролл, вызывающая показная манера,
показное благополучие. Выражают консервативные
ценности рабочего класса. Моды - попытка
абстрагироваться от предписанного координатами
рабочего происхождения за счет "беловоротничковой"
работы и щегольской внешности. Первая
английская субкультура с аттрибутивным
употреблением психостимулирующих препаратов.
Мир взрослых перевернут с ног на голову:
работа не имеет ценности или важности,
тщеславие и заносчивость - положительные
качества.
Заключение
Контркультура
является попыткой разрешения молодежью
проблем, связанных с ее маргинальным
статусом в обществе, а не выражением "морального
распада и полной бездуховности", как
гласит традиция морализаторско-оценочного
подхода. Если процессы, протекающие в
молодежной среде, являются, пусть и опосредованным,
но, тем не менее, отражением реальных
противоречий общества, то, возможно, полезным
для взрослых было бы видеть в "гримасах"
девиантности черты собственного лица.
Контркультура определяется как сформировавшийся
в лоне культуры и передаваемый от одной
исторической эпохи к другой способ сказать
"нет" любому утвердившемуся социокультурному
содержанию, безотносительно к тому, будет
ли такое отрицание плодотворным или губительным
как для общества, так и для самой культуры,
означает ли оно подъем человечества на
более высокую ступень нравственного
развития или, напротив, его нравственное
разложение и деградацию. А главное, что
достигается при таком повороте дела -
это "мирное сосуществование" культуры
и контркультуры в лоне духовной эволюции
человечества, где каждому из названных
моментов отводится свой аспект: первому
- "социальная статика", второму -
"социальная динамика" - равновесие
и конфликт сменяют друг друга на протяжении
всей человеческой истории.
Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский
государственный технический
Кафедра
истории, культуры и социологии
Реферат по культурологии
на
тему:
ФЕНОМЕН
КОНТРКУЛЬТУРЫ
Выполнил:
студент
группы: Дьяченко Ольга Дмитриевна
Руководитель работы:
доцент
Ситникова Ольга Ивановна
Волгоград 2010
I. Введение …………………………………………… С. 3
II. Происхождение и становление понятия
контркультура ………………………………………...С 4
III.Движение
контркультуры…………………………С. 7
IV. Механизмы развития контркультуры ………... С. 10
V. Основные молодежные субкультуры ………… С. 13
Vl. Заключение……………………………………......
VIl. Список использованной литературы …………С. 17
1. Гуревич
П.С. Культура и контркультура // Культурология.
– М.: Знание, 1996. – С.153-169.
2.Давыдов
Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры.
Критический анализ. – М.: Наука, 1980. –
264
3. Левикова С.И. Молодежные движения США
// Вестник Московского Университета. Серия
10. Философия. – 1991. – №1. – С.12-20.
4. Сухина И.Г. Контркультура как экологическая
модальность культуры (истоки и современный
контекст проблемы) // Ноосфера 2000г. С.160-170
5. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973; - С. 54-62
6. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М., 1975. С-83-94
Информация о работе Происхождение и становление понятия контркультура