Автор: k******@icloud.com, 26 Ноября 2011 в 23:07, реферат
Научная цель - рассмотрение феномена контркультуры.
Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
· раскрытие понятия контркультура через два его аспекта;
· рассмотрение социально-культурной жизни приведшей к контркультуре;
· рассмотрение субкультурных движений контркультуры: «новые левые», битники, хиппи, панки;
Введение
Современной же официальной социо-культурной жизни общества обязательно нужна ''встряскa'', новые веяния привносящие что-то, что не сходится с официальными ценностями. Расширить границы и вместить новые альтернативы.
Многообразие
и сплетение существующих на сегодня
социокультурных элементов
Происхождение и становление понятия контркультура
В современной
культурологии присутствует несколько
различных, даже противоположных по значению
характеристик контркультуры. Это культурное
явление рассматривается чаще с двух крайних
позиций: или как негативный, отрицательный
элемент общества или как положительный,
необходимый для зарождения альтернативной
культуры. Однако общей характеристики
контркультуры, раскрывающей всю многогранность
и многозначность этого феномена, способной
объединить противоположные суждения
пока не существует. Официально история
термина «контркультура» начинает свое
существование с 1968 года, когда американские
социологи Т. Роззак и Ч. Рейч провели исследование
идеологии и практики молодежных движений
60-х годов. В работах «Создание контркультуры»
и «Зеленеющая Америка» были намечены
основные «сюжетные линии» теории, которая
впоследствии получила свое дальнейшее
развитие как теория контркультуры. Названные
авторы считали контркультуру явлением
60-х годов, молодежным движением, возникшим
в США как протест, направленный на разрушение
«потребительской» культуры того времени.
Т. Роззак и Ч. Рейч впервые в истории социологической
мысли определили контркультуру как упорядоченное,
идеологически целостное мировосприятие,
как совокупность ценностных установок,
определяющих
нетрадиционный стиль поведения и образа
жизни. Одним из характерных признаков
контркультуры, по мнению Т. Роззака, следует
считать отрицание возможности постижения
мира с помощью разума, где иррационализм
является единственным способом постижения
истины. [4 – 184 с.]
Можно
обозначить несколько причин возникновения
и массового развертывания
Высокий уровень жизни ведущих стран Запада, на основе наукоемкой «экономики изобилия», вызвал в них ценностно-мировоззренческий конфликт поколений «отцов и детей».
Производственно-
Социальной базой контркультуры выступила студенческая интеллигентская прослойка «верхнесреднего класса», его интеллектуальная субкультурная среда. «Детство будущих бунтарей происходило в уникальных условиях свободы от ограничений, связанных с приобщенностью к трудовым заботам родителей.
Гуманистический скептицизм, привитый молодым людям в семье, в сочетании с обесцениванием внешних наград в «обществе изобилия», ослабил импульсы к вертикальному продвижению» [2- с.94].
Так
возникло «классическое молодежное
движение индустриально-развитых стран
Запада, провозгласившее
Второй
же причиной возникновения движения
контркультуры стало широкое
распространение системы
Не случайно протагонистами контркультуры выступили студенты из семей американского и западноевропейского «верхнесреднего класса».
«Распространение высшего образования и привело к возникновению социальной прослойки, прививать своим сыновьям и дочерям ценности и черты характера, расходящиеся с требованиями доминирующей культуры. Изобилие подорвало мотивации к вертикальному продвижению, в результате возник новый социальный тип, новая субкультура молодежи – «гуманистическая молодежь» [2-с.104].
Третей причиной движения контркультуры является бурное развитие технических средств массовой коммуникации или масс-медиа, что привело к возрастанию динамики социокультурной жизни на Западе, в результате чего молодежь оказалось втянутой в ее орбиту. Рост социокультурной динамики общественной жизни под влиянием масс-медиа происходил во «временных рамках» одного поколения (50-е – 60-е гг. XX века). Новые информационные
технологии
как средства массовой коммуникации
стали (впервые в истории) оказывать
определяющее влияние на социализацию
молодого поколения. Это особенно касалось
телевидения, с широким распространением
которого, по мнению канадского философа
М.Маклюэна, человечество вступает в новую
- «электронную эру» многомерного восприятия
мира. Поэтому контркультуру можно представить
в качестве закономерного социокультурного
феномена, выражающего энергию молодежной
социализации, вызванную стремлением
современной молодежи занять место «старшего
поколения», приняв на себя его социальные
функции и наполнив их новым содержанием
и смыслом.
Контркультурное
движение
В своем содержательном плане контркультура является своеобразной реакцией на глобальные проблемы культурно-цивилизационного развития человечества, четко обозначившиеся на современном этапе модернизации. Так, к «первой группе» глобальных проблем, отличающихся наибольшей общностью и актуальностью, можно отнести комплекс экологических, экономических, социально-демографических и политических противоречий современной цивилизации. Вызвавшие широкий общественный резонанс глобальные проблемы современности не могли оставить в стороне молодежь и послужили главной причиной развертывания движения контркультуры (психика юношеского возраста, отличающаяся большой широтой, остротой и оптимизмом мировосприятия, оказалась особенно восприимчивой к ним).
Утверждаемое контркультурой глобальное мировоззрение (сознание) призвано выразить особенности развития современной цивилизации с учетом особенностей и истоков глобальных проблем. На этой основе моделируются возможности их преодоления, а также будущие перспективы человечества. В конечном итоге речь здесь идет о смысле человеческой жизнедеятельности «в мире», о той миссии, к которой призван человек по самой своей сущности.
Глобальные проблемы пусть и негативным образом указали на планетарное единство человечества, обозначив собой поворотный рубеж мировой истории, за которым последует либо качественно новый этап культурно-цивилизационного развития, либо необратимая деградация естественных и социокультурных оснований человеческого бытия в мире.
Не случайно контркультура инициирует пересмотр ценностно-мировоззренческих ориентиров, определяющих собой основные виды человеческих отношений: отношения к природе, отношения к человеку, отношений между социальными общностями, а также отношения к культурно-историческому наследию. Вызванная глобальными проблемами потребность в «переоценке всех ценностей» (Ф.Ницше).
Контркультура выдвинула ряд идей и мероприятий, направленных на трансформацию современной цивилизации в духе экологической парадигмы. Сюда относится выработка и пропаганда альтернативного, по отношению к экологически-катастрофическому мировоззрению «массового потребления» развитого индустриального общества. Смысл эколого-центризма заключается в отождествлении понятий «экология» и «жизнь». Поэтому в качестве ценностной доминанты эколого-центризма контркультура пропагандировала экологический императив, имеющий следующее выражение: «поступайте так, чтобы всякое живое существо рассматривалось вами как цель и никогда только как средство». Смысл этого требования состоит в том, что каждый культурно-исторический субъект (индивид, социальная группа, общество или человечество в целом) в своих помыслах и действиях, имеющих прямое или косвенное отношение к стабильности природы как биосферы, должен вести себя так, чтобы норма этого поведения могла стать всеобщей экологической нормой (законом), и, следовательно, – всеобщей культурной универсалией.
Другими словами, содержанием экологического императива является «любовь к жизни», выступающая главным критерием всех тех ценностей и норм, которые можно отнести к культурным. Исходя из этого, «сохранять жизнь, продвигать ее вперед, довести развивающуюся жизнь до высшей степени совершенства, – значит, творить добро; уничтожать жизнь, мешать ей, подавлять развивающуюся жизнь, значит, делать зло» [2-с.156].
Именно в этом – биофильском или жизнеутверждающем содержании экологический императив может и должен составить ценностно-смысловую доминанту эколого-центризма как прообраза глобального мировоззрения современности и как культурной парадигмы развития современной мега-цивилизации. В этом содержании мировоззрение эколого-центризма активно распространялось коммунитарно-экологическим движением контркультуры, «очагами» которого выступили молодежные общины (коммуны) битников и хиппи.
Наибольшего размаха коммунитарное движение контркультуры достигло в США, где коммунитарный образ жизни имел свои давние традиции. «В 1967-1969 гг. (в кульминационные для движения контркультуры годы) общины коммунаров битников и хиппи, ставившие своей целью борьбу за сохранение окружающей среды и гармонизацию отношений человека с природой, насчитывали в США сотни тысяч протагонистов экологических ценностей» [4- с.121]. В это время «такие известные общины как Хейт-Эшбери в Сан-Франциско, Гринвич-Вилледж в Нью-Йорке, Сансет-Стрип в Лос-Анджелесе, Пичтри-Стрит в Атланте и др. общины-коммуны ежегодно собирали до 500 тысяч молодых последователей контркультуры (в возрасте до 30 лет), т.е. население целого штата» [2- с.63].
Информация о работе Происхождение и становление понятия контркультура