Профилактика нарушений законности в деятельности органов внутренних дел по обеспечению и охране прав и свобод личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Законность и проблемы ее соблюдения всегда были актуальными для Российского государства. Особую важность они приобретают в условиях демократизации общественной жизни, становления в нашей стране правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Россия, следуя курсом демократических преобразований и признавая приоритет прав и свобод человека, возложила на государство обязанность соблюдать и защищать их. Конституция РФ в ст. 15 закрепила законность в качестве принципа деятельности всех государственных органов.

Содержание

Введение
Вопрос.1 Общие проблемы понятия и содержания законности
1.1 Понятие законности
1.2 Содержание и принципы законности в деятельности ОВД
Вопрос.2 Профилактика и спопособы борьбы с нарушениями законности органами внутренних дел.
1.1 Осуществление контроля за законностью в деятельности ОВД
1.2 Общественный контроль как профилактика законности в деятельности ОВД
Практическое задание
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ овд на печать.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

  Нынешнее  приоритетное место "уважения прав и свобод человека и гражданина" в системе принципов деятельности полиции обусловлено тем, что в Российской Федерации "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства" (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Поскольку деятельность полиции, в отличие от других органов исполнительной власти, по необходимости связана с применением принуждения, она может заключать в себе существенную угрозу правам и свободам человека и гражданина. Отсюда та особая значимость, которая придана законодателем общеправовому принципу уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина применительно к деятельности полиции. Уважение прав и свобод человека и гражданина – это почтительное к ним отношение, основанное на признании их ценности и важности для функционирования развитого гражданского общества и цивилизованного государства. Внешним проявлением реализации принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции является соблюдение ею этих прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто преступил закон или подозревается в этом. Здесь следует упомянуть о таких закрепленных Конституцией Российской Федерации правах и свободах человека и гражданина, как право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию, частной собственности, свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, право проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования и т.д.

  Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение милицией законов и иных нормативно-правовых актов, а также  порядок осуществления и результаты ее деятельности.

  Полиции должна вторгаться в права и свободы граждан только тогда, когда без этого не могут быть выполнены возложенные на нее обязанности. От нее требуется избирать такой способ действий, который при создавшейся обстановке в наименьшей степени умалял бы эти права и свободы. Ограничивающая указанные права и свободы деятельность полиции должна немедленно прекращаться, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться избранным способом.

  Какую бы деятельность не осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижение человеческого достоинства.

  Никакие благородные цели не могут оправдать  факт непредусмотренного законом нарушения  прав, свобод и законных интересов  гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого  или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).

  Неуважение, несоблюдение прав и свобод человека и гражданина, если оно допускается  со стороны сотрудников полиции, как правило, содержит в себе признаки состава должностного проступка, либо преступления и должно влечь за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.6

  Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что Законность – это  точное и неуклонное соблюдение и  исполнение законов и основанных на них нормативных актов органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

  Выполняя  свои служебные обязанности, сотрудник  ОВД должен действовать на основе требований законности. Сущность законности состоит в точном и неуклонном исполнении законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

 

  Вопрос.2 Профилактика и способы борьбы с нарушениями законности органами внутренних дел.

  2.1 Осуществление контроля за законностью в деятельности ОВД

  Контроль  как способ обеспечения законности характеризуется определенными  признаками.

  Во-первых, между контролирующим органом (должностным  лицом) и подконтрольным объектом в  большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

  Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую  административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда – необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.

  В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

  В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного  воздействия к контролируемому  за допущенные нарушения.

  Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информаций и  сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

  Анализ  правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, показывает, что полиции подконтрольна органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из них осуществляет контроль с учетом тех полномочий, которыми она обладает.

  а) Контроль за милицией со стороны Президента Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной (представительной) власти иными словами органами государственной власти, является важным элементом механизма гарантий успешного выполнения ею возложенных на нее задач и обязанностей. Он имеет своими конечными целями проверку исполнения милицией законодательства, устранения имеющихся в работе недостатков, повышения результативности ее деятельности.

  Содержание  контроля органов государственной  власти за милицией во многом производно от содержания самой этой власти. Вместе с тем Закон прямо установил, что в сферу рассматриваемого контроля не входят уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная и административно-юрисдикционная деятельность полиции. Никто из перечисленных в анализируемой статье субъектов не вправе контролировать законность и обоснованность деятельности полиции по уголовным делам, делам оперативного учета, делам об административных правонарушениях, давать по ним какие-либо обязательные указания. Этим обеспечивается необходимая автономия правоохранительного механизма, исключается возможность использования правомочий полиции вразрез с ее целями и задачами, указанными в Законе.

  При определении границ контроля, осуществляемого  органами государственной власти за деятельностью полиции, нужно также исходить из принципов разделения властей в российском государстве и разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

  Деятельность  полиции достаточно масштабна, разнохарактерна и сложна. Поэтому со стороны органов государственной власти возможен лишь контроль за основными, важнейшими параметрами деятельности полиции, прежде всего ее руководителей.

  С учетом сказанного к основным направлениям контроля органов государственной  власти за деятельностью полиции относится следующее:

  - контроль за полнотой и эффективностью  выполнения возложенных на милицию  задач и обязанностей;

  - контроль за соответствием деятельности  полиции ее принципам, установленным Законом, таким, как уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, гласность, взаимодействие с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами;

  - контроль за рациональным распределением  и использованием людских, финансовых  и материальных ресурсов полиции;

  - контроль за подбором и расстановкой  кадров полиции, состоянием их профессиональной подготовки;

  - контроль за выполнением милицией  конкретных решений, принятых  в пределах своей компетенции  органами государственной власти1.

  Президент Российской Федерации вправе осуществлять контроль как за работой полиции, так и органов внутренних дел в целом. Прежде всего, он вправе издавать указы, посвященные определенным аспектам их деятельности, чему предшествует изучение и проверка работы конкретных структур силами аппарата Администрации Президента. Кроме того, Президент обладает полномочиями подписывать законы, в том числе касающиеся деятельности полиции. На стадии предварительной проработки проводится тщательная экспертиза этих документов, что также может быть связано с проверкой деятельности полиции, прежде всего вопросов состояния правового регулирования работы ее определенных служб, соответствия рассматриваемого законопроекта Конституции РФ и иным федеральным законам. С учетом этого Президенту представляются соответствующие предложения, рассматривая которые он принимает собственное решение.7

  Соответствующие комитеты Государственной Думы и  Совета Федерации Федерального Собрания РФ проводят парламентские слушания, посвященные различным вопросам национальной безопасности России, по итогам которых принимаются заявления, где высказываются предложения о мерах, направленных на кардинальное решение проблем национальной безопасности России.

  Помимо  изучения документов, отражающих работу определенных структур полиции и аргументирующих варианты правовой регламентации их деятельности, Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности вправе организовывать и заслушивать информацию министра внутренних дел РФ как руководителя федеральной полиции, а также иных должностных лиц последней о тех мерах, которые они принимают, например, в сфере укрепления законности, проникновения криминальных элементов в органы государственной власти. По итогам такого заслушивания и обсуждения информации высокопоставленных должностных лиц полиции Российской Федерации Государственная Дума или Совет Федерации принимают постановление, в котором высказывают рекомендации Президенту и Правительству Российской Федерации по применению правовых документов, оптимизирующих работу правоохранных структур. Наряду с этим вносятся и определенные предложения органам государственной власти субъектов РФ, рекомендации Генеральному прокурору РФ, предложения руководителям правоохранительных органов, например, по вопросам их взаимодействия между собой.

  Гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

  Так, в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией ею Протокола № 11 к Конвенции  о защите прав человека и основных свобод граждане получили возможность  обжаловать незаконные действия государственных  органов, в том числе полиции, в Европейский суд.

  В Европейский суд может обратиться с заявлением любое лицо, которое  утверждает, что оно является жертвой  нарушений прав, изложенных в Конвенции  и протоколах к ней. Однако такое  обращение, возможно, только после того, как в соответствии с общепризнанными нормами международного права были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения.

Информация о работе Профилактика нарушений законности в деятельности органов внутренних дел по обеспечению и охране прав и свобод личности