Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:27, реферат
История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.
Введение
1. Философия русского Просвещения
2. Основатели русской философии Просвещения
3. Культура XVIII-XIX вв.
Заключение
Список использованных источников
В культурной жизни России этого столетия лежат и корни будущей трагедии российского народа. Во второй половине века в Россию хлынули социалистические идеи. Опираясь на образы многострадального российского крестьянства и пролетариата, многие стали просто спекулировать этими идеями, хотя, несомненно, были люди, искренне заинтересованные в улучшении материальных и духовных условий жизнедеятельности низов общественной лестницы. Но часто подобные мысли носили абстрактный характер, без особого понимания истинных забот и проблем существования тех же крестьян. Главную трагедию российской интеллигенции видят в отрыве от народа, полагая, что именно этот фактор сыграл отрицательную роль в последующей истории культуры России. В чем же сущность этого разрыва?
Существование элитарной
и низовой культур есть объективная
реальность всякого общества, но в
отличие от Запада, по мнению П.Н. Милюкова,
дистанцирование между
Заключение
Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т. д. Лишь с началом царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного дворянства.
Идеи просветителей стали широко распространены в России в середине века. С эпохой просвещения в России, прежде всего, связывают правление Екатерины . Ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, на основе которых у нее сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В соединении со знанием российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы. Некоторые частные положения этой программы, а также способы ее реализации со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными.
Поскольку идейно эта
программа, а, следовательно, и внутренняя
политика Екатерины основывались на
принципах Просвещения, то и сам
этот период русской истории получил
в литературе название «просвещенного
абсолютизма». Предполагается, что
абсолютный монарх использует абсолютную
власть для осуществления
Важными этапами для просвещенного абсолютизма были Уложенная комиссия и Наказ.
«Просвещенный абсолютизм» признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не находя в них опасности. В екатерининское время шло формирование той культурной среды, которая просуществовала в России вплоть до 1918 года.
В России получают распространение
идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство,
но Русское Просвещение отличалось
от западноевропейского тем, что
особое внимание занимали вопросы нравственно-
Крестьянская война под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативно-охранительной политики, которая, прежде всего, началась в сфере культуры: с борьбы с инакомыслием (запрещены масонские организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен). Таким образом, наметившаяся цельность дворянской культуры к концу XVIII века распалась на два крыла: консервативно-хранительное и либеральное.
Расцвет русского просветительства падает на 60-е годы XIX в. (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и их единомышленники). Мировоззрения шестидесятников XIX в. - наиболее зрелые, классические формы Просвещения в России.
Классическая культура XIX века характеризуется зрелостью и наибольшим числом достижений, которые и определяют «лицо» русской культуры в масштабе мировой. В отличие от Западной Европы, где становление классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков - с процессом пробуждения русского самосознания.
Русское Просвещение
1840-60-х годов XIX в. отражало не только
внутренние противоречия российского
общества, но и противоречия между
самосознанием русского общества и
практикой общественной жизни более
развитых западноевропейских стран, в
которых в эти десятилетия
существовали уже достаточно зрелые
формы постпросветительского
Список использованных источников
1. Киреевский И.В.
О характере просвещения
2. Столяров Д.Ю.
Учебное пособие по
3. Философия: Учебник/Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.
4. Хомяков А.С. По
поводу статьи И.В.
5. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век/Н.И. Яковкина. - 2-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2002.
Информация о работе Проблемы культуры в философии русского просвещения