Проблемы культуры в философии русского просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.

Содержание

Введение
1. Философия русского Просвещения
2. Основатели русской философии Просвещения
3. Культура XVIII-XIX вв.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Проблемы культуры в философии русского просвещения.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

В культурной жизни  России этого столетия лежат и  корни будущей трагедии российского  народа. Во второй половине века в Россию хлынули социалистические идеи. Опираясь на образы многострадального российского  крестьянства и пролетариата, многие стали просто спекулировать этими  идеями, хотя, несомненно, были люди, искренне заинтересованные в улучшении материальных и духовных условий жизнедеятельности  низов общественной лестницы. Но часто  подобные мысли носили абстрактный  характер, без особого понимания  истинных забот и проблем существования  тех же крестьян. Главную трагедию российской интеллигенции видят  в отрыве от народа, полагая, что  именно этот фактор сыграл отрицательную  роль в последующей истории культуры России. В чем же сущность этого  разрыва?

Существование элитарной  и низовой культур есть объективная  реальность всякого общества, но в  отличие от Запада, по мнению П.Н. Милюкова, дистанцирование между передовым  отрядом интеллигенции и народной массой в российской культуре произошло  не в области внешних форм жизни  и даже не в области новых критических  идей, а, прежде всего, в отношении  к вере. У верхов и низов было разное понимание веры. Для высших слоев российского общества всегда на первом месте стояла обрядовая  формальная сторона веры, тогда как  низовые слои большее внимание уделяли  иррациональным проявлениям веры. И  сближение между полярными областями  общественного устройства было возможно только посредством просвещения  и образования, то есть подтягивания народных масс до уровня интеллигенции. Но беда российской культуры, ярко проявившаяся в XIX веке, состояла в том, что дело народного образования было отдано на откуп бездарным, косным чиновникам и церкви, которая видела в этом процессе только форму воспитания послушного маленького человечка. Однако в последней  трети столетия наметилось некоторое  сближение позиций верхов и низов, что связано с изменениями  экономического развития страны, но и  этот процесс был почти остановлен в начале ХХ века. Интеллигенция  надолго отвратила от себя народ» Столяров Д. Ю. Учебное пособие по культурологии/Д. Ю. Столяров, В. В. Кортунов. - Москва, 1998..

 

 

Заключение

Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере  нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т. д. Лишь с началом  царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного  дворянства.

Идеи просветителей  стали широко распространены в России в середине века. С эпохой просвещения  в России, прежде всего, связывают  правление Екатерины . Ко времени  вступления на российский престол Екатерина  была хорошо знакома с новейшими  достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, на основе которых у нее сложилось  определенное представление о том, что необходимо делать для процветания  государства. В соединении со знанием  российской действительности эти представления  повлияли на формирование политической программы императрицы. Некоторые  частные положения этой программы, а также способы ее реализации со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными.

Поскольку идейно эта  программа, а, следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам  этот период русской истории получил  в литературе название «просвещенного абсолютизма». Предполагается, что  абсолютный монарх использует абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения.

Важными этапами для  просвещенного абсолютизма были Уложенная комиссия и Наказ.

«Просвещенный абсолютизм»  признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не находя в них опасности. В екатерининское время шло формирование той культурной среды, которая просуществовала  в России вплоть до 1918 года.

В России получают распространение  идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что  особое внимание занимали вопросы нравственно-религиозные, социальные, эстетические: красота  природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного  совершенствования человека, творческая деятельность. Вопросы социального  равенства в несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали в России в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно в русской культуре XVIII века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы: классицизм и сентиментализм (государство - личность, разум - чувство, общественная польза - частное право, национальная гордость - космополитизм), которые тем не менее обе пропагандировали просветительские идеалы.

Крестьянская война  под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативно-охранительной  политики, которая, прежде всего, началась в сфере культуры: с борьбы с  инакомыслием (запрещены масонские  организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен). Таким  образом, наметившаяся цельность дворянской культуры к концу XVIII века распалась  на два крыла: консервативно-хранительное и либеральное.

Расцвет русского просветительства падает на 60-е годы XIX в. (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и их единомышленники). Мировоззрения шестидесятников XIX в. - наиболее зрелые, классические формы  Просвещения в России.

Классическая культура XIX века характеризуется зрелостью  и наибольшим числом достижений, которые  и определяют «лицо» русской культуры в масштабе мировой. В отличие  от Западной Европы, где становление  классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков - с процессом  пробуждения русского самосознания.

Русское Просвещение 1840-60-х годов XIX в. отражало не только внутренние противоречия российского  общества, но и противоречия между  самосознанием русского общества и  практикой общественной жизни более  развитых западноевропейских стран, в  которых в эти десятилетия  существовали уже достаточно зрелые формы постпросветительского типа, в первую очередь разные течения  уже определившейся буржуазной, а  также антибуржуазной социалистической мысли.

 

 

Список  использованных источников

1. Киреевский И.В.  О характере просвещения Европы  и о его отношении к просвещению  России//Разум на пути к истине. М., 2002.

2. Столяров Д.Ю.  Учебное пособие по культурологии/Д.Ю.  Столяров, В.В. Кортунов. - Москва, 1998.

3. Философия: Учебник/Под  ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.

4. Хомяков А.С. По  поводу статьи И.В. Киреевского  «О характере просвещения Европы  и о его отношении к просвещению  России»//В кн.: Благова Т.И. Родоначальники  славянофильства. А.С. Хомяков  и И.В. Киреевский. М., 1995.

5. Яковкина Н.И.  История русской культуры: XIX век/Н.И.  Яковкина. - 2-е изд., стер. - СПб.: Издательство  «Лань», 2002.

Информация о работе Проблемы культуры в философии русского просвещения