Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:27, реферат
История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.
Введение
1. Философия русского Просвещения
2. Основатели русской философии Просвещения
3. Культура XVIII-XIX вв.
Заключение
Список использованных источников
2. Основатели русской философии Просвещения
И.В. Киреевский первым дал имя русской философии - духовная философия, своей нацеленностью на постижение духовности человека и народа эта философия отделена и отдалена от западной философии.
Известно, что Хомяков
и Киреевский, почти сверстники,
равно заложили основания той
философской традиции, которую принято
называть славянофильской. Существуют
затруднения при оценках
После кончины И. В. Киреевского, подводя итоги его творчества, А.С. Хомяков, в частности, отметил, что «может быть, более и яснее всех уразумел он шаткость и слабость тех мысленных основ, на которых стоит всё современное строение европейского просвещения». Хомякову близка была мысль Киреевского: «Рассудочность и раздвоенность составляют основной характер всего западного просвещения. Цельность и разумность составляют характер того просветительского начала, которое, по милости Божией, было положено в основу нашей умственной жизни».
Цельность как качество православного мировоззрения, выразившееся и в бытовой культуре русского крестьянина, и в философии тех русских мыслителей, которые крепко держались народных традиций культуры, духа святоотеческих преданий и лучшего, что дала греческая философия, - эта цельность отмечена давно, она более понятна, бесспорна и для современного читателя. Между тем, цитированием обходят другое, многократно отмеченное качество русского просвещения - разумность.
Хомяков и Киреевский владели тайнами немецкой философии, выработанными ею категориями, в том числе - рассудком и разумом как категориями, существенно противоположными.
Исходной точкой размышлений Хомякова и Киреевского о рассудочности западного просвещения и стали те смыслы, которые были вложены в категорию «рассудок» и «разум» немецкими философами, но русские мыслители не удовлетворились спекулятивной школой философствования, и разум у них стал характеристикой не столько высших форм теоретической мысли, умеющей снять противоречие в высшем категориальном синтезе, сколько характеристикой гармонии бытия человека и народа, где цельность и разумность такого бытия неразделимы.
И Хомяков, и Киреевский именуют разрушительную рассудочность как разлагающее действие отвлечённого разума, в этом нет подмены категорий разума и рассудка.
Стоит подчеркнуть то особое внимание, которое уделяет Хомяков статье Киреевского о просвещении в трехстраничном некрологе, он считал основное положение первой части статьи неколебимым, «точкой опоры для всего будущего развития нашего мышления», и верил, что достоинство идей Киреевского будет оценено как поворотное в движении русского просвещения.
На статью Киреевского о просвещении откликнулись И.А. Аксаков, Т.Н. Грановский, Ю.Ф. Самарин, Н.Г. Чернышевский. Откликнулись одни восхищённо, другие - скептически, но вровень со статьёй Киреевского по напряжению размышлений и их доказательности встала только работа Хомякова. Обособленно их рассматривать невозможно и ошибочно.
Совпадает ли просвещение народа с замыслом Божьим о предназначении народа с его исторически выверенным путём, или просвещение деформирует собственную национальную традицию.
Анализируя эпизоды истории, в том числе поведение русских людей в различных ситуациях, А.С. Хомяков пишет: «… Закон любви взаимной проникал или мог проникать все отношения людей друг к другу: по крайней мере, они не признавали никакого закона, противного ему, хотя часто увлекались страстями или выгодами личными…". Исправление этих страстей Хомяков, разумеется, видел не в ещё лучшем освоении юридических законов, а на путях нравственных, духовных, достигаемых, достигаемых совершенствованием духовного просвещения. Без нравственного закона человек вовсе не может стать человеком.
Общинная ещё дохристианская
жизнь славян создавала предпосылки
для естественного принятия христианства,
«казалось, - как очень тонко пометил
А.С. Хомяков, - что не проповедь истины
искала славян, а славяне искали
проповеди истины». Веками монастыри
были средоточием книжности: русские
монастыри обладали такими библиотеками,
каких не знала Европа, но главным
Киреевский и Хомяков считали
то, что иноческие обители, с их
напряженной духовной жизнью, давали
высшее направление всему просвещению
старой Руси. Та цельность духовной
жизни, которая могла развиваться
в монастырях, помогла мирянам
обрести душевное равновесие, заглянуть
в обитель духа, справляться со
страстями и заблуждениями. Неполноту
духовного просвещения в
Разумеется, Хомяков
и Киреевский не могли единолично
оценить все особенности
Хомяков и Киреевский,
таким образом, шагнули в неизведанную
область различий категорий русской
духовной философии от категорий
европейского рационализма, но, обнаружив
такие различия, пытались примирить
их несоответствие друг другу; иногда
это проявилось в открытии подлинного
смысла категорий европейской
Разведение смыслов
внешней и внутренней правды, безусловно,
должно быть поставлено в заслугу
Хомякову, ибо обнаружение смыслов,
а не терминов составляет задачу теоретического
исследования. Внешняя правда предстаёт
у него как обожествление
Хомякову и Киреевскому
принадлежит первая, отчётливо выраженная,
рефлексия об особенностях русского
просвещения, которое во многом определило,
в свою очередь, особенности русской
культуры, философии, искусства, литературы.
Если западное просвещение рационалистично
нацелено на развитие изощрённости интеллекта,
то русское просвещение
3. Культура XVIII-XIX вв.
«Наиболее важной для существования российской культуры явилось противостояние двух тенденций: ориентация на Запад и ориентация на Россию, а в конечном итоге это противопоставление иррациональной и рациональной сторон российской культурной жизни.
В российской общественной
мысли уже в первой половине столетия
оформилось идейное противостояние
славянофилов и западников. Все началось
с опубликованного в 1836 году П. Я.
Чаадаевым«Философического
Идею славянофильства,
хотя и в несколько утрированной
форме выразил Шатов, герой романа
Ф.М. Достоевского «Бесы»: «Народ - это
тело Божие. Всякий народ до тех только
пор и народ, пока имеет своего
Бога особого, а всех остальных на
свете богов исключает безо всякого
примирения... Если великий народ
не верует, что в нем одном истина
(именно в одном и именно исключительно),
если не верует, что он один способен
и призван всех воскресить и спасти
своею истиной, то он тотчас же перестает
быть великим народом и тотчас
же обращается в этнографический
материал, а не в великий народ.
Истинный великий народ никогда
не может примириться с
Оппозицию славянофильству
составило западническое
Важнейшей частью полемики
западников и славянофилов было отношение
к петровским реформам. Первые видели
в них несомненный прогресс, возвращение
России в лоно мировой культуры и
связывали с этими
Но пример самого Чаадаева
говорит о некоторой условности
такого абсолютного деления на западников
и славянофилов, так как в зрелом
возрасте философ перешел на более
мягкие по отношению к российской
культуре позиции, обнаружив в духовном
облике русских людей некоторые
черты, которые должны способствовать
возвышению России, в частности способность
к отречению во имя общего дела,
смиренный аскетизм, открытость сердца,
совестливость и прямодушие. В
процессе мировоззренческой
Важное отличие самобытной российской философии от западной - ее глубокая религиозность, напрямую связанная с традиционной религиозностью всего российского народа.
Яркой звездой российской культуры этого периода стала литература. Практически все идеи, будоражившие умы, проверялись на литературном материале. Наиболее значительными и продуктивными в этом отношении явились первая и последняя трети столетия.
Российская литература XIX века - это феномен, принадлежащий всей мировой культуре. В условиях авторитаризма она одновременно была и церковью, и школой, и адвокатской конторой, и испытательным полигоном. К тому же российская литература оказалась настоящей прорицательницей, потому что многие ее предсказания сбылись.
Информация о работе Проблемы культуры в философии русского просвещения