Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:18, реферат
Николай Александрович Бердяев (1874—1948 ) – один из величайших философов XX века, уникальный религиозный мыслитель. На Западе, как и у нас в стране, Бердяев знаменит прежде всего благодаря таким работам, как «Истоки и смысл русского коммунизма», «Духи русской революции», «Русская идея», «Душа России», статьям в трех программных сборниках российского либерализма начала XX в. («Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины»), книге «Самопознание».
Информация о работе 3
Введение 4
I. Жизнь и творчество Н.А. Бердяева 5
II. Культурологическая концепция и философия культуры Н.А. Бердяева 8
III. Проблемы культурологии «по Бердяеву» 16
Список использованной литературы 20
Министерство образования и науки РФ
ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Реферат
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«Проблемы культурологии в философской системе Н.А. Бердяева»
Выполнил:
Репьев Александр Александрович
Группа: 1709
Проверил:
Вагапова Ф.Г.
г. Нижний Новгород, 2011
Содержание
Информация о работе 3
Введение 4
I. Жизнь и творчество Н.А. Бердяева 5
II. Культурологическая концепция и философия культуры Н.А. Бердяева 8
III. Проблемы культурологии «по Бердяеву» 16
Список использованной литературы 20
Тема исследования: «Проблемы культурологии в философской системе Н.А. Бердяева»
Предмет: Культурология
Объект анализа: работы Н.А. Бердяева с точки зрения культурологии и философии.
Методы исследования: анализ публикаций Н.А. Бердяева, синтез его идей, систематизация полученных данных.
Результаты исследования: выводы, основанные на критическом анализе теории религиозного происхождения культуры Бердяева, его трактовке соотношения культуры и цивилизации, проблемы его представления о преемственности культуры.
Возможности использования результатов: база для последующих исследований теорий Н.А Бердяева.
Николай Александрович Бердяев (1874—1948 ) – один из величайших философов XX века, уникальный религиозный мыслитель. На Западе, как и у нас в стране, Бердяев знаменит прежде всего благодаря таким работам, как «Истоки и смысл русского коммунизма», «Духи русской революции», «Русская идея», «Душа России», статьям в трех программных сборниках российского либерализма начала XX в. («Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины»), книге «Самопознание». В то же время, ему принадлежит значительное число трудов, где Бердяев выступает в роли оригинально мыслящего теоретика культуры, хорошо понимающего драматизм современной эпохи, видящего всю противоречивость развития социальной системы, которая, как он пишет, «есть детище пожирающей и истребляющей похоти». Из этих трудов необходимо назвать прежде всего такие книги, как «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Новое Средневековье», где в основном изложена бердяевская концепция культуры, которая может быть названа теологической, потому что раскрывая свое понятие культуры, выясняя связь культуры и цивилизации, Бердяев предстает перед нами как религиозный мыслитель, глубоко верующий человек, исповедующий догматы неортодоксального православия.
Однако прежде чем перейти к изложению и анализу этой, несомненно актуальной в наши дни теории, необходимо хотя бы несколько слов сказать о самом Бердяеве и системе его взглядов, так как вне контекста его философских идей понять смысл бердяевской трактовки культуры представляется весьма затруднительным.
Бердяев родился в Киеве, в аристократической семье. Его предки в нескольких поколениях были военными и занимали важные посты в русской армии тех времен. Мать, урожденная княгиня Кудашева, принадлежала к потомственной знати и обладала большими связями в придворных кругах. Из столь же старинной семьи столбового дворянина происходил и отец Бердяева. Как впоследствии напишет сам Бердяев, «в детстве и юности я знал мир феодально-аристократический высшего стиля».
Склонность к гуманитарным наукам и способность к языкам проявились у Бердяева в раннем возрасте, однако семья берегла традиции, и после завершения курса домашнего воспитания его отдают в кадетский корпус. Но казенная атмосфера военного заведения оказалась для него совершенно чуждой. Бердяев оставляет кадетский, корпус и поступает на естественный факультет Киевского университета. Через год он переводится на юридический факультет. Но стать юристом ему было не суждено: в 1898 г. его арестовывают за участие в пропаганде социалистических идей, которую он вел вместе с другими членами студенческого кружка Петра Струве — лидера «легальных марксистов». После месячного тюремного заключения и суда Бердяев был сослан в Вологодскую губернию, где провел около трех лет.
За годы ссылки в мировоззрении Бердяева произошли существенные перемены. Он отходит от социал-демократического движения и начинает сотрудничать в газете «Освобождение», вокруг которой группировалась либерально мыслящая часть национальной буржуазии и интеллигенции. В 1904 г. он становится членом редакции журнала символического направления «Новый путь», а вскоре вместе с С.Н. Булгаковым начинает издавать журнал «Вопросы жизни», ставший выразителем идей конституционных демократов и религиозно настроенной части образованного общества, объединившейся в движение «нового религиозного сознания».
Четыре года спустя Бердяев переезжает в Москву и становится членом «Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева», сыгравшего большую роль в развитии идеалистической философской мысли в России. Тогда же он начинает сотрудничать с издательством «Путь», выпускавшем религиозную и теософскую литературу, где выходит ряд его работ, в том числе «Философия свободы», «Смысл творчества» и другие.
Февральскую буржуазную революцию Бердяев встретил восторженно. Ее лозунги и дух были близки его мировосприятию интеллигента, стоящего на позициях религиозного экзистенциализма и стремящегося к свободе и духовному совершенству.
К Великой Октябрьской социалистической революции Бердяев отнесся настороженно. Он не принял ее идей и вскоре оказался в лагере непримиримых противников советской власти. О позиции Бердяева можно судить по характеристике, данной ему Александром Блоком, который в своем дневнике писал: «Бердяев после Октября пишет многословно и талантливо, что революции никакой и не было, что все — галлюцинация, что движения в хаосе и анархии не бывает, что все еще пока — продолжение догнивания старого, что пришло смутное время... что все революционные идеи давно опошлились и ненависть к буржуазии есть исконная ненависть темного Востока к культуре»1. Непосредственного участия в так называемом «белом движении» Бердяев не принимал, хотя идейно был явно на стороне контрреволюции.
Свою деятельность публициста,
общественного деятеля
В середине 30-х годов к
Бердяеву приходит мировая известность.
Его книги издаются массовыми
тиражами, к его мнению, высказанному
на страницах периодической
Нападение фашистской Германии на Польшу в сентябре 1939 г. Бердяев воспринял как исходную точку всемирной трагедии, как акт торжества иррационального начала над человеческим разумом. «Фашизм, — подчеркивал он в своей книге «Новое Средневековье», — есть непосредственное обнаружение воли к жизни, воли к власти, обнаружение биологической силы, а не права»2. Его антифашистские настроения усиливаются после оккупации Франции и начала агрессии против Советского Союза. Он пишет в своей философской биографии: «Вторжение немцев в русскую землю потрясло глубины моего существа. Моя Россия подверглась смертельной опасности, она могла быть порабощена и расчленена... Я все время верил в непобедимость России. Но опасность для России переживалась очень мучительно. Естественно присущий мне патриотизм достиг предельного напряжения»3.
Бердяев не участвовал в
Сопротивлении, однако он никогда не
скрывал своего крайне негативного
отношения к фашистскому
После завершения войны Бердяев возвращается к преподавательской и научной деятельности, от которой он был насильственно отстранен в период оккупации. В 1947 г. его избирают почетным доктором Кембриджского университета за большой вклад в развитие европейской философской мысли.
Умер Н.А. Бердяев в 1948 г. за своим письменным столом в Париже, работая над рукописью своей последней книги «Царство духа и царство кесаря», которая так и осталась незаконченной.
Бердяев прошел сложный, тернистый
путь идейно-философской и
Принадлежность к различным
философским течениям и школам в
разные периоды его творческой биографии
не могла не сказаться на системе
взглядов Бердяева, в которой можно
найти отдельные заимствования
из Вл. Соловьева и Г.П. Федотова,
К. Маркса и И. Канта, Вяч. Иванова
и Гуссерля. Однако это вовсе не
означает, что мировоззрение Бердяева
было эклектичным, что в его лице
мы встречаемся еще с одним
эпигоном, способным только к компиляции
чужих мыслей и идей. Бердяев создал
свое собственное оригинальное учение,
хотя к нему вряд ли приложим термин
«система». Это скорее, если использовать
характеристику философии Ясперса,
данную К. Гоффманом, «системно связанная,
но открытая структура», где проблемы
не выстроены в строгой иерархии,
а переплетаются одна с другой,
образуя сложный, многоцветный узор.
Суть этого учения состоит в том,
что в центр мира поставлен
человек как мыслящее, чувствующее,
страдающее существо, осознающее конечность
своего бытия и стремящееся обрести
смысл существования через
Бердяев — религиозный
мыслитель, наследующий традиции русской
религиозно-мистической
Культура, пишет Бердяев, относится к числу благородных феноменов не только потому, что изначально связана с религией, но и потому, что ее основу составляют культ предков, почитание могил и памятников, священные предания и легенды, которые передаются от поколения к поколению. Культура обеспечивает связь времен, и чем она древнее, тем она прекраснее, ибо аккумулирует в себе все самое лучшее, что было выработано тем или иным народом, нацией на протяжении многих столетий.
Культура, — говорит Бердяев,
— всегда гордится древностью своего
происхождения, неразрывной связью
с великим прошлым. И на культуре
почиет особого рода благодать священства.
Культура, подобно Церкви, более
всего дорожит своей
Культура, будучи аристократичной по своей природе, основана, как пишет Бердяев, «на принципе качественного отбора». Творцы культуры всегда стремятся к совершенству, к достижению высшего качества и в научном познании, и в искусстве. Она всегда связана с процессом формирования душевного благородства и высших человеческих качеств. Для культуры, считает Бердяев, высшими абсолютами являются истина, красота, правда, любовь, добро, и только тот, кто принимает их как ценности собственного бытия, является истинно культурным человеком. То, что создается культурой, подчеркивает Бердяев, создается не для одного, а для многих поколений. Творения культуры вечны, в отличие от тех подделок, которые создаются для того, чтобы сделать жизнь человека более удобной и комфортной.
«В культуре, — пишет Бердяев, — происходит великая борьба вечности со временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально... Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскрешению»6.
Информация о работе Проблемы культурологии в философской системе Николая Александровича Бердяева