Проблемы культурологии в философской системе Николая Александровича Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Николай Александрович Бердяев (1874—1948 ) – один из величайших философов XX века, уникальный религиозный мыслитель. На Западе, как и у нас в стране, Бердяев знаменит прежде всего благодаря таким работам, как «Истоки и смысл русского коммунизма», «Духи русской революции», «Русская идея», «Душа России», статьям в трех программных сборниках российского либерализма начала XX в. («Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины»), книге «Самопознание».

Содержание

Информация о работе 3
Введение 4
I. Жизнь и творчество Н.А. Бердяева 5
II. Культурологическая концепция и философия культуры Н.А. Бердяева 8
III. Проблемы культурологии «по Бердяеву» 16
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

реферат культурология бердяев.docx

— 60.45 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

 

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «Культурология»

на тему:

«Проблемы культурологии в философской системе Н.А. Бердяева»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Репьев Александр Александрович

Группа: 1709

 

Проверил:

Вагапова Ф.Г.

 

 

 

 

г. Нижний Новгород, 2011

 

Содержание

 

 

Информация  о работе 3

Введение 4

I. Жизнь и творчество Н.А. Бердяева 5

II. Культурологическая концепция и философия культуры Н.А. Бердяева 8

III. Проблемы культурологии «по Бердяеву» 16

Список использованной литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о  работе

 

Тема исследования: «Проблемы культурологии в философской системе Н.А. Бердяева»

 

Предмет: Культурология

 

Объект анализа: работы Н.А. Бердяева с точки зрения культурологии и философии.

 

Методы исследования: анализ публикаций Н.А. Бердяева, синтез его идей, систематизация полученных данных.

 

Результаты исследования: выводы, основанные на критическом анализе теории религиозного происхождения культуры Бердяева, его трактовке соотношения культуры и цивилизации, проблемы его представления о преемственности культуры.

 

Возможности использования результатов: база для последующих исследований теорий Н.А Бердяева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Николай Александрович Бердяев (1874—1948 ) – один из величайших философов XX века, уникальный религиозный мыслитель. На Западе, как и у нас в стране, Бердяев знаменит прежде всего благодаря таким работам, как «Истоки и смысл русского коммунизма», «Духи русской революции», «Русская идея», «Душа России», статьям в трех программных сборниках российского либерализма начала XX в. («Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины»), книге «Самопознание». В то же время, ему принадлежит значительное число трудов, где Бердяев выступает в роли оригинально мыслящего теоретика культуры, хорошо понимающего драматизм современной эпохи, видящего всю противоречивость развития социальной системы, которая, как он пишет, «есть детище пожирающей и истребляющей похоти». Из этих трудов необходимо назвать прежде всего такие книги, как «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Новое Средневековье», где в основном изложена бердяевская концепция культуры, которая может быть названа теологической, потому что раскрывая свое понятие культуры, выясняя связь культуры и цивилизации, Бердяев предстает перед нами как религиозный мыслитель, глубоко верующий человек, исповедующий догматы неортодоксального православия.

Однако прежде чем перейти  к изложению и анализу этой, несомненно актуальной в наши дни теории, необходимо хотя бы несколько слов сказать о самом Бердяеве и системе его взглядов, так как вне контекста его философских идей понять смысл бердяевской трактовки культуры представляется весьма затруднительным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизнь и  творчество Н.А. Бердяева

 

Бердяев родился в Киеве, в аристократической семье. Его предки в нескольких поколениях были военными и занимали важные посты в русской армии тех времен. Мать, урожденная княгиня Кудашева, принадлежала к потомственной знати и обладала большими связями в придворных кругах. Из столь же старинной семьи столбового дворянина происходил и отец Бердяева. Как впоследствии напишет сам Бердяев, «в детстве и юности я знал мир феодально-аристократический высшего стиля».

Склонность к гуманитарным наукам и способность к языкам проявились у Бердяева в раннем возрасте, однако семья берегла традиции, и  после завершения курса домашнего  воспитания его отдают в кадетский  корпус. Но казенная атмосфера военного заведения оказалась для него совершенно чуждой. Бердяев оставляет  кадетский, корпус и поступает на естественный факультет Киевского  университета. Через год он переводится  на юридический факультет. Но стать  юристом ему было не суждено: в 1898 г. его арестовывают за участие в пропаганде социалистических идей, которую он вел вместе с другими членами студенческого кружка Петра Струве — лидера «легальных марксистов». После месячного тюремного заключения и суда Бердяев был сослан в Вологодскую губернию, где провел около трех лет.

За годы ссылки в мировоззрении Бердяева произошли существенные перемены. Он отходит от социал-демократического движения и начинает сотрудничать в газете «Освобождение», вокруг которой группировалась либерально мыслящая часть национальной буржуазии и интеллигенции. В 1904 г. он становится членом редакции журнала символического направления «Новый путь», а вскоре вместе с С.Н. Булгаковым начинает издавать журнал «Вопросы жизни», ставший выразителем идей конституционных демократов и религиозно настроенной части образованного общества, объединившейся в движение «нового религиозного сознания».

Четыре года спустя Бердяев  переезжает в Москву и становится членом «Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева», сыгравшего большую роль в развитии идеалистической  философской мысли в России. Тогда  же он начинает сотрудничать с издательством  «Путь», выпускавшем религиозную  и теософскую литературу, где выходит  ряд его работ, в том числе  «Философия свободы», «Смысл творчества»  и другие.

Февральскую буржуазную революцию  Бердяев встретил восторженно. Ее лозунги  и дух были близки его мировосприятию интеллигента, стоящего на позициях религиозного экзистенциализма и стремящегося к свободе и духовному совершенству.

К Великой Октябрьской  социалистической революции Бердяев  отнесся настороженно. Он не принял ее идей и вскоре оказался в лагере непримиримых противников советской  власти. О позиции Бердяева можно  судить по характеристике, данной ему Александром Блоком, который в своем дневнике писал: «Бердяев после Октября пишет многословно и талантливо, что революции никакой и не было, что все — галлюцинация, что движения в хаосе и анархии не бывает, что все еще пока — продолжение догнивания старого, что пришло смутное время... что все революционные идеи давно опошлились и ненависть к буржуазии есть исконная ненависть темного Востока к культуре»1. Непосредственного участия в так называемом «белом движении» Бердяев не принимал, хотя идейно был явно на стороне контрреволюции.

Свою деятельность публициста, общественного деятеля либерально-демократического направления Бердяев в первые послереволюционные годы сочетал с  большой преподавательской и  исследовательской работой. В 1918 г. он создает Вольную академию духовной культуры, читает обзорные курсы по русской философии и философии истории в Московском университете, выступает с публичными лекциями. Однако вскоре его деятельность педагога и просветителя прерывается. Вместе с другими представителями оппозиционно настроенной элитарной интеллигенции Бердяева в 1922 г. высылают из Советской России на так называемом «философском пароходе». В годы вынужденной эмиграции он не прерывает своей интенсивной творческой работы. Сначала в Берлине, затем в Париже, куда он переезжает в 1924 г., Бердяев преподает, занимается изданием журналов, пишет ряд научных трудов, в том числе такие, как «О назначении человека», «Дух и реальность», «Русская идея», которые переводятся на основные европейские языки. Много сил и времени он тратит на налаживание работы основанной им Религиозно-философской академии, президентом которой он был до конца своих дней.

В середине 30-х годов к  Бердяеву приходит мировая известность. Его книги издаются массовыми  тиражами, к его мнению, высказанному на страницах периодической печати, внимательно прислушиваются не только западные интеллектуалы, но и политические деятели различных направлений, представители делового мира. Это  был «звездный час» Бердяева, который  к началу Второй мировой войны  занимал если не лидирующее, то весьма почетное место среди европейских  мыслителей. Имя Бердяева встречается  среди участников практически всех философских и интерконфессиональных  конгрессов предвоенной поры, он неоднократно выступает перед элитной публикой в самых престижных аудиториях Европы. На него ссылаются представители  различных философских направлений, и прежде всего французской ветви  персонализма, которые много позаимствовали из его сочинений при разработке основ собственного учения.

Нападение фашистской Германии на Польшу в сентябре 1939 г. Бердяев воспринял как исходную точку всемирной трагедии, как акт торжества иррационального начала над человеческим разумом. «Фашизм, — подчеркивал он в своей книге «Новое Средневековье», — есть непосредственное обнаружение воли к жизни, воли к власти, обнаружение биологической силы, а не права»2. Его антифашистские настроения усиливаются после оккупации Франции и начала агрессии против Советского Союза. Он пишет в своей философской биографии: «Вторжение немцев в русскую землю потрясло глубины моего существа. Моя Россия подверглась смертельной опасности, она могла быть порабощена и расчленена... Я все время верил в непобедимость России. Но опасность для России переживалась очень мучительно. Естественно присущий мне патриотизм достиг предельного напряжения»3.

Бердяев не участвовал в  Сопротивлении, однако он никогда не скрывал своего крайне негативного  отношения к фашистскому режиму, и только его известность как  ученого с мировым именем помешала гитлеровцам расправиться с ним.

После завершения войны Бердяев  возвращается к преподавательской  и научной деятельности, от которой  он был насильственно отстранен  в период оккупации. В 1947 г. его избирают почетным доктором Кембриджского университета за большой вклад в развитие европейской философской мысли.

 Умер Н.А. Бердяев  в 1948 г. за своим письменным столом в Париже, работая над рукописью своей последней книги «Царство духа и царство кесаря», которая так и осталась незаконченной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культурологическая  концепция и философия культуры Н.А. Бердяева

 

Бердяев прошел сложный, тернистый  путь идейно-философской и мировоззренческой  эволюции. В начале своей научной  деятельности он был марксистом и  убежденным атеистом, разоблачавшим  теорию и практику православия в  едких памфлетах и язвительных  статьях. Завершил же он свой жизненный  путь глубоко верующим человеком, разделяющим  основные доктрины экзистенциализма, стремящимся понять, в чем смысл  жизни как отдельного индивида, так  и всего человечества, видящим  выход из кризисной ситуации в  обретении веры.

Принадлежность к различным  философским течениям и школам в  разные периоды его творческой биографии  не могла не сказаться на системе  взглядов Бердяева, в которой можно  найти отдельные заимствования  из Вл. Соловьева и Г.П. Федотова, К. Маркса и И. Канта, Вяч. Иванова  и Гуссерля. Однако это вовсе не означает, что мировоззрение Бердяева было эклектичным, что в его лице мы встречаемся еще с одним  эпигоном, способным только к компиляции чужих мыслей и идей. Бердяев создал свое собственное оригинальное учение, хотя к нему вряд ли приложим термин «система». Это скорее, если использовать характеристику философии Ясперса, данную К. Гоффманом, «системно связанная, но открытая структура», где проблемы не выстроены в строгой иерархии, а переплетаются одна с другой, образуя сложный, многоцветный узор. Суть этого учения состоит в том, что в центр мира поставлен  человек как мыслящее, чувствующее, страдающее существо, осознающее конечность своего бытия и стремящееся обрести  смысл существования через приобщение к вечным истинам, через религиозное  откровение. Только тогда, когда у  личности есть подобная установка, когда  акт познания дополняется актом  веры, по мысли Бердяева, возникает  принципиальная возможность проникнуть в тайну человека, понять суть процессов, протекающих в различных сферах жизни общества.

Бердяев — религиозный  мыслитель, наследующий традиции русской  религиозно-мистической философии, и этим обстоятельством прежде всего  определяется его подход к постановке и решению животрепещущих проблем, в том числе и к проблеме культуры. Культура, согласно воззрениям Бердяева, несет на себе отпечаток сакрального, ибо «вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной»4.   Корни и исток культуры, считает Бердяев, надо искать в культе. Недаром у этих слов один и тот же корень. Подтверждение этой мысли Бердяев видит в том, что культура символична по своей природе, а символизм культура получает от культа, в котором символ играет основополагающую роль.

Культура, пишет Бердяев, относится к числу благородных  феноменов не только потому, что  изначально связана с религией, но и потому, что ее основу составляют культ предков, почитание могил  и памятников, священные предания и легенды, которые передаются от поколения к поколению. Культура обеспечивает связь времен, и чем она древнее, тем она прекраснее, ибо аккумулирует в себе все самое лучшее, что было выработано тем или иным народом, нацией на протяжении многих столетий.

Культура, — говорит Бердяев, — всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. И на культуре почиет особого рода благодать священства. Культура, подобно Церкви, более  всего дорожит своей преемственностью. В ней нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком  новая, недавняя культура, не имеющая  преданий, стесняется своего положения»5.

Культура, будучи аристократичной  по своей природе, основана, как пишет  Бердяев, «на принципе качественного  отбора». Творцы культуры всегда стремятся  к совершенству, к достижению высшего  качества и в научном познании, и в искусстве. Она всегда связана  с процессом формирования душевного  благородства и высших человеческих качеств. Для культуры, считает Бердяев, высшими абсолютами являются истина, красота, правда, любовь, добро, и только тот, кто принимает их как ценности собственного бытия, является истинно  культурным человеком. То, что создается  культурой, подчеркивает Бердяев, создается  не для одного, а для многих поколений. Творения культуры вечны, в отличие  от тех подделок, которые создаются  для того, чтобы сделать жизнь  человека более удобной и комфортной. 

«В культуре, — пишет Бердяев, — происходит великая борьба вечности со временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально... Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскрешению»6.

Информация о работе Проблемы культурологии в философской системе Николая Александровича Бердяева