Проблемы и перспективы развития современной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:45, реферат

Описание работы

Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы
культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена
общества, любой личности. То, что представляет из себя культура в данной
стране, можно понять, проанализировав установки сознания, духовные
потребности, ценности ее граждан, ведь все вышеперечисленное влияет на
характер поведения, общение людей, ценности, образцы, нормы поведения. Люди
стремятся к образу жизни, , предполагающему высокий уровень сознания и
культуры.

Содержание

Введение
Проблемы современной культуры
Перспективы современной культуры
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Белоус.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Сегодня много пишут и говорят о  креативности у детей, школьников и  молодежи, на этом выстраиваются все  реформы в образовании. А ведь «креативность» (в переводе «созидание») — это общая творческая способность, возможность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» (Большая энциклопедия). Весь опыт человечества подтверждает, что нельзя развить творчество без культуры и искусства. И если под мощными ударами техмасскультуры и шоубизнеса, у которого яркие формы, но нет никакого содержания, изменится соотношение в культурном ресурсе, то нарушится самое главное — принцип гармонии. И если это произойдет, то последствия будут просто непредсказуемыми.

Культурный  ресурс, который является основой  формирования Новой Культуры XXI века, представляет весьма противоречивую картину. Можно утверждать, что современная  ситуация в сфере культуры и искусства  характеризуется следующими процессами: 

Главное противоречие — разные условия существования традиционной (этнической) культуры, классического искусства и техмасскультуры — это с одной стороны. Вовторых, мощное противостояние в самом культурном ресурсе разных культур: со знаком плюс (этническая культура, классическое искусство) и со знаком минус (техмасскультура, шоубизнес) без изучения и целенаправленной политики может закончиться неизвестно чем.

Таким образом, очевидна жизненно важная необходимость  регулирования и организации  работы с культурным ресурсом страны. В этом плане имеющийся пятидесятилетний опыт ВСГАКИ и Концепция стратегии развития вуза до 2025 года представляют несомненный интерес. Коллектив академии уже разработал отдельные инновационные подходы в формировании Новой культуры и Нового искусства XXI века. Какие же это инновационные подходы? Их пока шесть.

Первый — Духовная составляющая в Новой культуре должна постоянно возрастать. Именно она должна стать основным индикатором при оценке культурной и творческой деятельности людей.

Второй — Новая культура и Новое искусство смогут развиваться при условии активного использования Науки о культуре и вообще науки.

Третий — развитие культуры и искусства невозможно без исследования и разработки Математики культуры, ибо она определяет главное — принцип гармонии. Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно сослаться на уже упоминавшееся исследование Д. Мельхиседека. В нем автор отмечает, что главный смысл и главная сущность принципа гармонии заложены в сакральной геометрии. Главная идея его исследования — появление абсолютно новой культуры, основанной на любви и гармонии, на использовании одновременно левого (мужское начало) и правого (женское начало) полушарий, что приведет человечество к появлению у него (человечества) более высокого уровня сознания, чем то, которое мы имеем сегодня.

Вместе  с тем имеются исследования, в  частности Г. Успенского, Гурджиева  и других, о том, что искусство  четко делится на подлинное или  настоящее искусство и неподлинное. И в основе этих критериев также  находятся числа Фибоначчи. Кроме того, в трудах Гурджиева, Д. Мельхиседека, Г. Успенского имеются разработанные теории воздействия подлинного искусства на человека, который также сотворен по совершенным законам сакральной геометрии. Таким образом, можно предположить, что Новая Культура и Новое Искусство будут формироваться по тем же древним законам и принципам сакральной геометрии и синергетики. Поэтому перед человечеством ставится новая глобальная задача — овладеть данной математикой культуры. А чтобы это произошло, надо совершенно иначе посмотреть на культурный ресурс как ушедших эпох, так и современности.

Четвертый — использование Культуры и Искусства как Новых технологий психофизического оздоровления нации. Здесь можно сослаться на многие древние источники, которые помогут понять, что изначально культура и искусство возникли и развивались как способ выживания, собирания энергий. Так, хороводные танцы у всех народов мира преследовали именно эти цели, поскольку хоровод — это замкнутое энергетическое кольцо, с определенным порядком сочетания иньянь (мужской и женской) энергий, жестами и движениями, направленными на связь с энергией Земли и Неба.

Пятый — необходимо осознание того, что культура и искусство являются своеобразным мостом между Природой и Человеком. Именно через это можно выстраивать всевозможные варианты взаимодействия с Миром Земли и Природы.

Шестой — сохранение многообразия культур — есть основа формирования индивидуальностей, различий, которые в свою очередь являются фундаментом конкурентоспособности и конкуренции, без чего невозможно говорить об экономике вообще и развитии рынка в частности.

Назрела жизненно важная необходимость в  переоценке взглядов, отношений современного общества на роль и значение культурного  ресурса, культуры и искусства в  целом, учреждений, которые этим занимаются и особенно системы образования в этой сфере. Время уже не терпит, необходимо системно и целенаправленно вести работу, хотя бы по тем инновационным подходам и направлениям, которые обозначены коллективом ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств. Сценарий развития вуза разработан, и это дает право утверждать, что ВСГАКИ будет играть особую роль в решении многих проблем огромного Сибирского региона и России в целом, в реализации «Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденного Правительством Российской Федерации. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение: 

Итак, рассмотренная  мною тема – проблема и перспектива культуры в России – чрезвычайно

актуальна сегодня. Несомненно, что культура — это  неотъемлемая часть

человеческой  жизни, она организует ее и вытесняет  инстинктивную деятельность.

Следовательно, можно сказать, что культура  - цемент здания общественной

жизни, и не только потому, что она передается от одного человека к другому в

процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому,

что формирует  у людей чувство принадлежности к определенной группе.

В нашей стране в ходе перестройки экономических  и социальных основ

государства желание  обрести определенность, уверенность  в завтрашнем дне

вызвали возникновение  новых социальных групп самых  разных направленностей – и

в экономике, и  в культуре, даже на бытовой почве. Возрастает желание

подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры,

забывается история  и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе.

Эти проблемы невозможно преодолеть, пока правительство и  Президент больше

заняты собственными политическими амбициями, нежели нуждами  населения.

Особенность проблемы положения культуры в том, что  вложенные труд и средства

дают результат  не сразу, а в течение нескольких лет, или даже десятков лет.

Ведь и ухудшение  ситуации наступает не сразу –  стоит вспомнить прошедшие с

начала перестройки 15 лет.

Духовная жизнь  общества сегодня может показаться абстрактынм термином, смысл

понятия "обыденная  культура" вообще становится неясен, телевидение, кино,

радио формируют  искаженный вкус у подрастающего  поколения – это подтверждено

многими исследованиями. Чтобы восстановить утерянное, потребуется  целое

поколение талантливых режиссеров, директоров, управляющих по делам культуры.

Мы видим, что  материальные ценности почти целиком  вытеснили ценности

гуманитарные, духовные.  Зачастую для того, чтобы молодым  людям войти во

взрослую жизнь, обеспеченные родители поддерживают их абсолютно во всем,

взваливая на себя все проблемы. Итог – инфантильность и неспособность

самостоятельно  действовать, рассеянный образ жизни, увлечение наркотиками.

Всех этих данных достаточно для того, чтобы убедить  кого угодно – культура в

России погибает. Ососбенно контрастно смотрится положение провинции и

центральных регионов.

Но все же - универсальные общечеловеческие ценности до конца не исчезли, они

существуют. История  всегда была сложна и противоречива. Почему на протяжении

человеческой  истории они нередко оспаривались, и нередко возникали ситуации,

подобные той, что сейчас сложилась в России. Она ещё не успела утвердиться  на

новом ценностном пространстве, и не должно казаться, что провозглашаемые

сейчас чисто  материальные ценности вросли в ткань  общественного сознания.

Одна из распространенных точек зрения – все идет, как  должно быть,

предполагается, что лучше руководствоваться  конкретными, сиюминутными

интересами нации, класса, державы или политического  союза,  а общественная

структура, ее ценности возникнут заново на новых основах. Консервативно

настроенные политики, философы, публицисты толкуют о том, что

общечеловеческие  ценности не рождаются в готовом виде, в панораме конкретной

истории, что  они существуют в форме классовых, каковым и надлежит отдать

предпочтение. Пророчествуют о космополитическом забвении национального,

идеологически конкретного и пугают идейным  разоружением.

Другая крайняя  позиция характерна для радикальной  мысли, выступающей с прямо

противоположных позиций от имени гуманизма и демократии. Особый гнев в данном

случае вызывает частица «обще». Это она, подчеркивают радикалы, своей

абстрактностью растворяет, обезличивает человеческое содержание

одухотворяющих святынь. В пространстве всечеловеческого конкретный индивид

размыт, его предпочтения неразличимы. Не проще ли на путях гуманистического

обновления общества ограничиться ценностными ориентациями человека, а

ненавистное  «обще» отбросить ка воплощение чуждой и анонимной сущности ?

При этом историко-философская традиция отступает на второй план. Опыт

тоталитаризма заставляет нас с подозрением относиться к любому идейному

построению, внутри которого определяются некие пределы для личности.

Философы и  публицисты озабочены тем, чтобы  освободить людей от всевластия

доктринальной мысли,  деспотии государства, от полного растворения личности в

таких надличностных  сущностях, как коллектив, нация, культура, человечество.

Отсюда полемически  заостренное стремление избавить человека от всех оков,

раскрыть неисчерпаемый  потенциал персоналистской традиции, обеспечить

безраздельный примат индивида, противостоящего любым  отчужденным структурам и

безымянным феноменам.

Общечеловеческие  ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства

человеческого рода. Нет таких святынь, которые почитались бы во все времена.

Однако есть такие абсолюты, которые значимы  для всего человеческого рода, без

них единство человечества не было бы столь тотальным.

Общечеловеческие  ценности предполагают сохранение совокупного духовного

опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское

триединство Истины, Добра и Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего

человеческого рода. Когда мы говорим об общечеловеческих достижениях, то

нередко имеем в виду приобретения европейского мира. Но теряет ли свое

значение рожденная  в античности идея демократии?

Культура характеризуется  прежде всего способностью продуци-ровать, сохранять

и транслировать  духовные ценности различныхформ и  типов. Культура исторически

сформировалась  в конечном счете как способ духовного освоения

Информация о работе Проблемы и перспективы развития современной культуры