Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:45, реферат
Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы
культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена
общества, любой личности. То, что представляет из себя культура в данной
стране, можно понять, проанализировав установки сознания, духовные
потребности, ценности ее граждан, ведь все вышеперечисленное влияет на
характер поведения, общение людей, ценности, образцы, нормы поведения. Люди
стремятся к образу жизни, , предполагающему высокий уровень сознания и
культуры.
Введение
Проблемы современной культуры
Перспективы современной культуры
Заключение
Список литературы
“Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных
фондов”; “Возрождение и развитие традиционной художественной культуры,
поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой
деятельности”; “Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства”;
“Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального
культурного сотрудничества”. На 1996-1997 годы Министерством культуры РФ
совместно с Министерством социальной защиты населения были дополнительно
приняты программы “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети
Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”; “Дети и культура”;
“Патриотическое воспитание молодежи”; “Одаренные дети”.
Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера,
эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не выполняются
гарантированные “Основами законодательства о культуре” нормативы
финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное, обвальное
сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Резко сокращается объем
пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами) в
условиях объективного роста библиотек как источника информации в единственной
возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности
библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и
передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные
ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных
и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии — в реставрации
сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов. Идет массовая
коммерциализация и перепрофилирование учреждений культуры и досуга.
Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой
сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся организацией
досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы
находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение свидетельствует об
отсутствии ресурсов и механизмов, блокирующих негативные процессе в
социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии охраны и использования
культурно-исторического наследия, условий развития профессионального и
любительского художественного творчества, саморазвития культурной жизни в
целом.
Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной
культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых программ,
которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере
культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику
конкретных регионов и территорий. Дело в том, что в технологии
проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус
проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных
проблем — это, скорее, тот общемировоззренческий контекст, который определяет
позицию проектировщика или субъекта управления. Главное в процессе
формирования проекта — изучив конкретное социокультурное пространство, где
протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно
значимые проблемы, которые, во-первых, отражают реальные и непосредственные
условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во-вторых,
связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности.
Перспективы:
Одним из глобальных вызовов времени сегодня является вопрос о Культуре XXI века — Новой Культуре нового века. Естественно, это заставляет серьезно заняться исследованием данного феномена в разных аспектах и вывести на первый план проблемы развития Науки о культуре как самой важной
стратегической задаче, связанной с социально-экономическим развитием страны и ее национальной безопасностью. В связи с этим доминирующую роль тогда начинает играть самый важный ресурс — культурный ресурс, несущий в себе огромный духовный и научный потенциал.
Необходимо отметить, что исследованием современного культурного ресурса и его использования в социальноэкономическом и культурном развитии страны практически никто не занимается. Отсюда и разбазаривание его, отсутствие нормативно-правовой базы по учету, сохранности, приданию этому ресурсу формы товара, без чего невозможно решать никакие вопросы, связанные с капитализацией культуры. Таким образом, нет сомнений в том, что данная сфера является своеобразным «белым пятном» в ресурсной картине России и требует системного изучения и осознания того, что же это такое? И какова характеристика названного ресурса?
Тем не менее сегодня уже возможно увидеть и определить отдельные составляющие, дающие хоть какоето представление по интересующей проблеме. Итак, весьма прозрачно и четко в настоящее время культурный ресурс распадается на четыре основных, базовых элемента: Первое — народные, традиционные (этнические) культуры многонациональной России; Второе — классическое искусство; Третье — техномасскультура; Четвертое — шоубизнес. Каждый из этих элементов выполняет свои функции и задачи, имеет свои технологии воздействия на людей, на их волю, творчество, интеллект и сознание.
Общеизвестно, что основой, структурным центром позитивного развития во Вселенной является принцип Гармонии. К сожалению, ответить на вопрос о том, насколько реально данный принцип реализуется в современном культурном ресурсе, не сможет никто. Попытаемся дать, в самых общих чертах, характеристики четырех выше названных элементов.
Следует отметить, что значительная часть человечества (по данным многочисленных исследований) разучилась ощущать Дух слова, Дух звуков и прозревать многозначность Символов, то есть все то, что связано с чувством прекрасного, эмоциями, ощущениями и переживаниями (эмоциональнообразная сфера).
Очевидно, этим объясняется зафиксированный сегодня интерес и потребность молодых в поисках нового способа бытия и восприятия себя в Мире. Этим же обусловлен интерес к традиционным культурам, поскольку в них сокрыта Великая Тайна прошедших веков, а Тайна заключает в себе огромное могущество и дает Силу.
Вместе с тем отношение общества и государства к традиционным культурам остается по-прежнему однобоким и поверхностным опять же из-за отсутствия фундаментальных исследований в этом плане. Сегодня ученые говорят о прямой зависимости традиционных национальных культур и экологического состояния земли, ее экологического пространства, без которого человеку не выжить.
Пространственно-временные парадигмы в традиционных культурах этносов выступают в качестве математической матрицы, в которой закодированы древние знания выживания и развития общества. Поэтому без сохранения своего культурного ресурса невозможно получить то, что наработано нашими предками, которые сделали все, чтобы духовноинтеллектуальные богатства дошли до нас.
Следует еще подчеркнуть, что пока у россиян есть возможность выявить духовную составляющую из каждой этнической культуры, технологии выживания, защиты своего этноса, сохранения и развития его. Эти суперэлементы традиционных культур не имеют цены, они бесценны, поскольку вырабатывались тысячелетиями. Кроме того, сохранение этих культур — есть гарант и условие развития многообразия как основы конкурентоспособности, а значит — и рыночных отношений, развития экономики.
Очевидно, что психофизическое здоровье российского общества после перестроечных «бурь и цунами» очень сильно оказалось подорванным. Как его восстановить? Обращаемся вновь к традиционным (этническим) культурам и находим ответы на все вопросы, ибо в традиционных культурах заложена информация о необходимости любить Природу и сотрудничать с ней, чтобы быть здоровыми и счастливыми. Кроме того, в них имеется информация о древних системах оздоровления. Можно сослаться на книгу «Древнеславянская система оздоровления: Как лечились на Руси» / М. М. Безлюдова и другие. Изданы исследования и по бурятской, якутской и другим древним системам оздоровления. Если этот инновационный подход вывести на уровень государственных и региональных программ, если создать систему в детских садах, школах, вузах, то у нас будет здоровое во всех отношениях, духовное, любящее свою страну общество.
В ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств работа в данном направлении ведется уже более десяти лет. В результате издана книга с грифом Министерства образования и науки Республики Бурятия «Инновационные технологии в профессиональноприкладной физической подготовке студентов» (авторы-составители, педагоги академии В. Н. Чебакова и С. Е. Ветохина). В пособии предложены апробированные преподавателями древние технологии оздоровления разных стран.
Что касается профессионального искусства, то оно интенсивно и успешно капитализируется. Здесь просто срочно необходимы юридические нормы, согласованные с международным правом об интеллектуальной и творческой собственности, авторских правах, патентах, поскольку именно здесь наблюдается элементарное разбазаривание бесценных произведений, в которых также закодирован Великий Дух Великих людей России (писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, архитекторов, дизайнеров и так далее).
Дело
в том, что сегодня общение
с подлинными шедеврами становится
малодоступным для большинства
россиян. А это создает весьма
серьезные препятствия в
Только культурный ресурс с его постоянно возникающими культурами изменяет сознание людей во времени и пространстве.
Искусство,
по мнению ряда зарубежных исследователей
(А. Аппадураи, К. Стеноу и других), «является
предвестником новых
Можно сделать важный вывод: чем больше создается трудностей для общения детей и молодежи с высоким искусством, тем больше мы ограничиваем их возможности в развитии творчества, индивидуальности, т. е. сами ухудшаем качество человеческого ресурса страны. Кроме того, во всем мире сегодня активно развиваются такие направления в работе с массами, как арттерапия, данс-терапия, музыкотерапия, т. е. направленность искусства на совершенствование психофизического состояния людей.
В целом следует подчеркнуть, что именно традиционная (этническая) культура и профессиональное искусство составляют сегодня позитивную часть культурного ресурса, ту часть, которая и формирует Духовную составляющую каждого.
Теперь посмотрим, какую роль играют техмасскультура и шоубизнес в культурном ресурсе?
Большую
опасность для развития и жизни
культурного ресурса в
Становясь
все более агрессивной, вненациональной,
наднациональной
Так, американский социолог Д. Макдональд пишет: «Массовая культура — не художественный объект, а продукт потребления, ее естественная тенденция — снижение уровня, скольжение вниз к все большей дешевизне и стандартизации, как при любом промышленном производстве». Особо содействуют этим процессам СМИ и Интернет, которые через пропаганду масскультуры форматируют социальнокультурное пространство и мешают продвижению гармонии в сфере культурного ресурса, что негативно сказывается на эмоциональной компоненте развития человеческого интеллекта.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития современной культуры