Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, реферат
Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма.
Введение………………………………………………………………………………….2
1.Возникновение идей Просвещения…………………………………………………...4
2.Представление о культуре в трудах Дж.Вико………………………………………..8
3.Концепция культуры И.Гердера……………………………………………………..12
4.Критика культурных основ человеческого общества Ж.Ж.Руссо…………………16
Заключение………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………….......................20
Составной частью культурологической
концепции Гердера является его
учение о языке. Рассмотрению вербальных
способов передачи информации посвящен
трактат Гердера «О происхождении
языка», однако и в книге «Идеи
к философии истории
Значение языка, по Гердеру, состоит в том, что он является формой, в которую отливается культура той или иной нации.
Гердер формулирует четыре закона, которые с полным основанием могут считаться базовыми для языкознания. Первый из них звучит так: человек — свободное мыслящее существо, силы которого непрерывно растут, поэтому он говорящее создание. Алогичное, на первый взгляд, соединение посылки и вывода в этой формулировке закона имеет глубокий смысл. Гердер исходит из того, что человек является далеко не самым сильным существом в животном мире; выжить ему в процессе естественного отбора позволила «смышленость», под которой Гердер понимает интеллект в потенции.
Второй закон формулируется Гердером следующим образом: «Человек по своему назначению есть создание стада, общества; поэтому развитие языка для него естественно, существенно, необходимо». В этом законе подчеркивается социальная сущность человека, который становится homo sapiens только в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми.
Третий закон, сформулированный
Гердером, звучит так: «Так как весь
человеческий род не мог оставаться
одним стадом, он не мог сохранить
один язык; поэтому стало необходимостью
образование различных
Место Гердера в истории
культурологической мысли прежде всего
определяется тем, что он мыслит не
как экономист, не как политический
деятель, не как естествоиспытатель,
а как философ. Не будет преувеличением
сказать, что именно в трудах Гердера
следует искать корни философии
культуры, которая начала интенсивно
разрабатываться его
Работы Гердера были последними
в европейской
Смена исследовательских парадигм была связана с кризисом просветительского сознания, доверие к которому было подорвано практическими результатами Великой французской буржуазной революции, развенчанием идеологии якобинцев, ставших в глазах европейского обывателя выразителями взглядов народных низов, Первым, кто понял невозможность обоснования просветительского идеала «разумного человека», исходя из его «естественных» устремлений, был Иммануил Кант, которого по праву называют одним из величайших мыслителей конца XVIII —начала XIX вв.
4.Критика культурных основ человеческого общества Ж.Ж.Руссо
Жан-Жак Руссо (1712—1778) вошел
в историю как крупнейший представитель
французского Просвещения. Его по праву
считают одним из главных идеологов
Великой французской буржуазной
революции, духовным отцом деятелей
Конвента 1793 г., среди которых были
Робеспьер, Сент-Жюст, де Мулен, Дантон,
талантливым педагогом, создавшим
просвещенческую теорию воспитания,
моралистом, крупным писателем, драматургом,
правоведом. Обосновав принцип
Руссо создано множество
литературных, философских и эстетических
трудов. Но из всего его богатого
идейного наследия для культурологов
представляют интерес три работы:
уже упоминавшийся трактат, получивший
премию Дижонской Академии; «Письмо
к д'Аламберу о зрелищах» и
«Опыт о происхождении языков,
а также о мелодии и музыке».
Именно в них Жан-Жак Руссо
демонстрирует примеры
Критикуя западноевропейскую
цивилизацию, Руссо противопоставляет
испорченности и моральной
Столь же негативно относится
Руссо и к искусствам, считая,
что их воздействие самым
Менее опасной, с точки зрения развращающего влияния на общественные нравы, является трагедия, но и к ней Руссо относится с недоверием. Подозрительность Руссо вызывает тот факт, что далеко не всегда средствами трагедии восхваляются герои, могущие служить образцами добродетели. Законы данного жанра, считает Руссо, часто выводят героев за рамки общепринятых норм морали, следовательно, они не могут служить примером для тех, кто стремится жить в соответствии с нравственными императивами. К тому же гипертрофированные чувства, надуманные коллизии, красивые жесты, которыми так богата драма, весьма далеки от жизни и не могут вдохновлять обычных людей, особенно из «третьего сословия», которые живут будничными заботами и далеко не титаническими страстями. Осуждая культ героики на театральной сцене, требуя правдоподобного изображения жизни в пьесах, выносимых на суд зрителей, Руссо превозносит домашнюю сторону человеческой жизни, считая, что показ обыденного в его лучших образцах должен стать главной задачей театра как института, оказывающего огромное воздействие на умы и настроения граждан. Руссо ставит под сомнение облагораживающее воздействие не только театра, но и других видов искусства, провидчески замечая, что искусство всегда было спутником роскоши и в силу этой тесной связи всегда стремилось прежде всего удовлетворять духовные потребности сильных мира сего. «Редко бывает, — пишет он, — чтобы роскоши не сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без нее» 7. Искусство, ставящее свой целью ублажение богатых, не только не нужно, но и, по его мнению, не имеет права на существование, ибо в нем нет ценности эстетического в силу подчиненности вкусов художника далеко несовершенным вкусам заказчика.
Идея развращающего влияния
роскоши красной нитью проходит
через все труды Руссо, который
именно в ней видел конечную причину
всех тех несчастий, которые подстерегают
как отдельного индивида, так и
весь человеческий род на его трудном
пути. Тот, кто стремится к роскоши,
ставит перед собой ложную цель,
ибо наслаждение тонкими
Руссо разводит понятия роскоши и богатства. Страна, где 9/10 прозябают в нищете, а только 1/10 блаженствует в роскоши, по его мнению, не может быть процветающей.
Руссо неприемлет тот моральный климат, который установился в современном ему обществе. Дух наживы, быстрого и неправедного обогащения органически чужд ему. Он с презрением относится к тем, кто исповедует культ денег и не способен возвыситься до понимания своего долга перед самим собой и своими согражданами.
Древние политики, — с горечью отмечает Руссо, — беспристрастно говорили о нравах и добродетелях. Наши говорят лишь о торговле и деньгах. Один скажет вам, сколько человек стоит в данной стране другой, следуя этому счету, найдет такие страны, где он ничего не стоит, а то и такие, где он стоит меньше чем ничего. Они расценивают людей как стадо скотов По их мнению, каждый человек представляет для государства известную ценность в качестве потребителя .
Вывод французского мыслителя таков — государство, погрязшее в торгашестве и обогащении, стремящееся к роскоши, обречено на поражение в столкновении со своими воинственными соседями, ибо сибаритствующие граждане в принципе не способны противостоять тем, кто цель своей жизни видит в совершенствовании тела и духа. Пример тому Римская империя, которая, поглотив практически все богатства мира, стала добычей людей, не знавших, что такое комфорт, изнеженные Афины, завоеванные лакедемонянами, и, естественно, Сибарис, погибший из-за того, что его жители, знавшие цену роскоши, не знали, что такое воинская доблесть и были не способны отстоять честь и достоинство своей родины. Обращаясь к состоянию современного ему общества, Руссо подвергает критике не только духовные, но и его экономические основы. С его точки зрения, главная причина всех недостатков — это социальное неравенство и лежащая в его основе частная собственность. Он пишет:
Первый, кто, огородив участок земли, сказал: это мое, и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, от скольких несчастий и ужасов избавил бы людской род тот, кто крикнул бы подобным себе, вырывая колья и засыпая ров' берегитесь слушать этого обманщика, вы погибли, если забудете, что продукты принадлежат всем, а земля никому .
Экономика, функционирующая не ради блага всех, а ради получения доходов немногих, с точки зрения Руссо, абсурдна, ибо подрывает общество изнутри, порождая неравенство и, как следствие, ненависть бедных к богатым.
Таким образом, Руссо дает некую социальную анатомию западной цивилизации, критически осмысливая процессы происходящие во всех сферах жизни общества от экономики до искусства. Он показывает противоречивость общественного прогресса, в результате которого происходит не только приобщение к благам цивилизации широкого круга людей, еще недавно живших патриархальной жизнью, но и растет нищета и богатство на различных полюсах, увеличивается отчуждение человека от самого себя и результатов своего труда. В этом и состоит значение Руссо как культуролога, который одним из первых, заметив пороки просвещенческого проекта, выступил с предупреждением об опасности развития человечества по пути научной и технической рациональности.
Заключение.
Эпоха Просвещения явилась
важнейшим поворотным пунктом в
духовном развитии Европы, повлиявшим
практически на все сферы социально-
Список использованной литературы.
Информация о работе Проблема культуры в трудах просветителей