Проблема культуры в трудах просветителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, реферат

Описание работы

Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2
1.Возникновение идей Просвещения…………………………………………………...4
2.Представление о культуре в трудах Дж.Вико………………………………………..8
3.Концепция культуры И.Гердера……………………………………………………..12
4.Критика культурных основ человеческого общества Ж.Ж.Руссо…………………16
Заключение………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………….......................20

Работа содержит 1 файл

Проблемы культуры в трудах просветителей.docx

— 48.82 Кб (Скачать)

Тема : Проблема культуры в трудах просветителей

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………….2

1.Возникновение идей Просвещения…………………………………………………...4

2.Представление о культуре в трудах Дж.Вико………………………………………..8

3.Концепция культуры И.Гердера……………………………………………………..12

4.Критика культурных основ  человеческого общества Ж.Ж.Руссо…………………16

Заключение………………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………….......................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма. Д'Аламбер называл XVIII столетие «веком философов», ибо никогда ранее не действовало одновременно такое количество блестящих умов и никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного влияния на процессы, протекающие в экономической, политической и духовной сферах общества. Наиболее емкую характеристику эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс в своем предисловии к книге «Анти-Дюринг»: Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего. Это было время, когда мир, по выражению Гегеля, был поставлен на голову сначала в том смысле, что человеческая голова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления, выступили с требованиями, чтобы их признали основой всех человеческих действий и общественных отношений, а затем в том, более широком, смысле, что действительность, противоречащая этим положениям, была фактически перевернута сверху донизу. Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам; мир до сих пор руководствовался предрассудками и все прошлое достойно сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетения должны уступить место вечной исти-с« не, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека . Эпоха Просвещения дала целую россыпь великих имен, хорошо известных любому образованному человеку. Это Вольтер и Руссо, Монтескье и Ламетри, Гассенди и Дидро, Мабли и Морелли, Гольбах и Мирабо, Вашингтон и Тюрго, Джефферсон и Кондорсе, Пейн и Франклин, Гердер и Гёте, Фергюссон и д'Аламбер. Большинство просветителей объективно выполняли миссию идеологов восходящего класса буржуазии и поэтому их прежде всего волновали вопросы социального переустройства общества, политической власти, экономических отношений, материального и социального неравенства. Интересовались они и проблемами познания, смысла человеческой истории, предназначения и сущности человека. Затрагивали они и вопросы эстетики, много и обстоятельно рассуждали о природе прекрасного и закономерностях развития искусства. Никто из просветителей также не прошел мимо проблемы общественного прогресса, соотношения природы и общества. Круг этих вопросов обсуждается в работах практически каждого представителя просвещенческой мысли. Однако в трудах некоторых из них он дополняется размышлениями о соотношении культуры и натуры, о противоречиях развития человеческой цивилизации, об особенностях взаимодействия различных культурных миров. Среди тех, кто затрагивал этот пласт проблем, прежде всего следует назвать Руссо, Мирабо и Гердера, которых с полным основанием можно отнести к числу основоположников теоретической культурологии, ибо в их трудах содержится практически весь тот комплекс идей, опираясь на который строят свои теоретические конструкции не тОсмысление проблемы культуры в работах Ж.-Ж. Руссо .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Возникновение  идей Просвещения

Глубокие изменения в  социально-культурной жизни Европы, связанные с зарождением и  становлением буржуазных экономических  отношений обусловили особенности  культуры XVIII в. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация (освобождение от церковного влияния) общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям, в конце концов, новое понимание самого Человека.Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Согласно этой концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», основанного на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека». Последнее представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т. д. Они присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Эти качества и ценности естественны, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми правами, без которых человек перестает быть человеком. Ж.-Ж. Руссо рассматривал свободу как саму сущность человека и человечества, а жалость как естественный фундамент всех естественных добродетелей. Крылатыми стали его слова: «Человек рождается свободным, а между тем он везде в оковах».

Период естественного  состояния человечества, под которым  имелось в виду первобытное общество, просветители называли «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен  наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов  и ценностей. Вместе с тем эти  принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой  и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и  избыток соперничества между  людьми. В конце концов, общество задумалось об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним — власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в  результате «общественного договора»  между людьми. Вместе с его возникновением естественное состояние общества уступило место гражданскому.

Последующая эволюция человечества, по мнению просветителей, показала, что  государство плохо справляется  с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок  естественного права, в нем множились  разного рода несвободы, росли неравенство  и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм  с его абсолютной монархией, который  просветители подвергли суровой  и непримиримой критике. Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое невозможен. Поэтому предлагаемая ими программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в котором вновь восторжествует Свобода, Равенство и Справедливость. Но на пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и церковь.

Основными средствами пострбения нового общества выдвигаются просвещение  и воспитание. Невежественный, непросвещенный, темный человек не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности. Поэтому философы возлагали большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет  способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Таковыми они представляли Фридриха II в Пруссии, Иосифа II в Австрии и Екатерину II в России. В них они видели людей, способных быстро и успешно ввести Просвещение сверху. «Дидро, Даламбер и я воздвигаем вам алтарь», — писал французский писатель и философ-просветитель Вольтер Екатерине II.

Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности  создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был  объявлен высшим судьей всего существующего. Просветители также разработали  целостную и глубокую концепцию  человека, его прав и свободы. Основные ее идеи и положения нашли отражение  в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», с которой начиналась Великая Французская революция 1789 г. Эта Декларация провозгласила  неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство  перед законом, право на борьбу против угнетения, а также объявила неприкосновенной частную собственность. Эти идеи принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами — членами  ООН.

Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. Впервые предметом суровой критики становится религия. Французские философы-материалисты Дидро, Гельвеции, Гольбах и другие утверждали, что только невежественные люди могут верить в сверхъестественные силы, что религия способствует укреплению деспотии, поддерживает социальное неравенство и угнетение.

 Философия XVIII в. развивалась в тесном сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным культурным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780). Идейным вдохновителем и организатором издания был известный философ Дидро^ сумевший привлечь к сотрудничеству многих выдающихся ученых и философов — Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д'Аламбе-ра, Гольбаха и других. Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, изящных и страстных. Способствуя распространению реальных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули социальный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе. Наука приобретает высокий общественный престиж, вместе с философией, предстает как единственно адекватное воплощение разума. Основные признаки и критерии такой науки: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного.

Не только научное, но и  массовое сознание XVIII в. приобретало черты, не свойственные рассудочному XVII в., когда существовали лишь «черное» и «белое», одномерное различение противоположностей на «да» и «нет», истину и ложь, добро и зло, правого и виноватого. XVIII век уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменение, совершенствование природы, т. е. право на «просвещение и образование как на процессы, требующие и предполагающие время». Меняется само представление о воспитании и самовоспитании. Решающая роль воспитания вытекала из концепции детерминизма, согласно которой, если поведение человека детерминировано, мы, зная внешние и внутренние факторы, определяющие поступки, можем воздействовать на людей в желаемом направлении, добиваясь оптимального результата в их развитии. В конечном счете, и те и другие факторы сводились к одному — к социальному устройству, так как выяснилось, что внутренние детерминанты («страсти», «интересы», «мнения») тоже формируются под влиянием социальной среды.    Вместе с проблемой самовоспитания меняется вся система детской социализации. Жестко контролируется детское поведение. Вводится идея питания по режиму кормилицы и тугое пеленание. Телесные наказания (порка) становятся нормой даже в университетах. Идет волна ограничения человеческой телесности. В обиход вводится нижнее белье. В городской европейской культуре запрет на наготу дополняется запретом на эмоции. Появляется канон речевой пристойности. Формируется городская культура и ее две субкультуры — верхов и низов. Городская культура не затрагивает село и рассматривает сельскую как пережиток, подвергает ее осмеянию. В свою очередь, сельская культура осуждает городскую, считая ее агрессивной. В процесс осуждения включается даже церковь.

Изменяется отношение  к смерти как к некому естественному  явлению. Умирание становится театрализованным, к нему готовятся. Внезапная смерть страшна, ибо прежде чем перейти  в иной мир, человек должен очистить душу. Начиная с конца XVII в., смерть воспринимается как нечто ужасное, и во Франции даже отменяется похоронный ритуал.

Весьма успешно развивается  также художественная культура. Ее развитие в XVIII в. можно рассматривать как период ломки воздвигавшейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и эстетических ценностей.

Одной из важнейших характеристик  культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных  начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII в. впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

В эпоху Просвещения меняется и отношение к музыке, которая  еще в предыдущем веке была всего  лишь прикладным инструментом воздействия  в светской, религиозной сферах культуры. Если изобразительное искусство  рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка поражает человека масштабностью  и глубиной анализа самых затаенных  уголков человеческой души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Представление  о культуре в трудах Дж.Вико

        При жизни имя Вико было известно узкому кругу специалистов, которые весьма скептически относились к его идеям. Итальянский мыслитель полной мерой испил чашу непонимания и хулы, выпавшую на его долю. Сегодня же его считают гениальным мыслителем, основоположником философии истории, на много веков опередившим свое время в постановке и решении важнейших проблем гуманитарного знания.

         Чем же основной труд Вико интересен для культурологов?

Прежде всего тем, что  в нем излагается принцип периодизации культурно-исторического процесса. До Вико периодизация истории выстраивалась, исходя из догматики Библии, где  вехами на пути исторического развития выступали такие события, как  исход евреев из Египта, всемирный  потоп, рождение Христа и так далее. Под данным углом зрения рассматривалась  и проблема типологии культур.

Информация о работе Проблема культуры в трудах просветителей