Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:48, реферат
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной.
Введение
Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение
Место человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций о человеке
§1 Человек
§2 Конфуцианские начала, знание
§3 Ритуал и воспитание
§4 Низкий человек и благородный муж
§5 Достойный правитель
§6 Гуманность Конфуция
Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке
§1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
§2 Позднее конфуцианство
1. Хань Юй
2. Чжу Си
3. Ван Янмин
§3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя
1. Чань-буддизм
2. Учение о человеке в Чань-буддизме
§1 Человек Хуэйнена
1. Учение о Едином
2. Истина
3. Просветление
§2 Учение Чань в искусстве
1. Человек и природа
Заключение
Список литературы
3. Просветление
Просветление, как его понимают сторонники чань, подобно просветлению в традиционном буддизме, но есть и важные отличия от него. Если ортодоксальный буддизм считает нирвану идеальной и конечной целью человеческих устремлений, то чань-буддизм, развивая традицию даосизма, видит цель в том, чтобы человек, переживший просветление, продолжал жить в новом качестве. Получается, что это скорее всего средство для полноты бытия, в котором человек выступает полномочным представителем Единого, выражает его, а не себя как обособленное существо. Здесь мы сталкиваемся с представлением о самосовершенствовании как ограниченном процессе: Истина достигнута, и наступает время истинных деяний.
§2. Учение Чань в искусстве
Представления чань (дзэн) о человеке и его сущностном единстве с миром оказали серьезное воздействие на искусство стран Дальнего Востока. Особое значение для искусства, находящегося под влиянием чань (дзэн) , имеет воспринятый им от даосизма метод увэй (недеяние) . Суть его в том, чтобы художник проник в объект изображения до полного слияния с ним, и тогда художник работает без усилий: не он изображает предмет, а предмет как бы сам изображается с помощью художника. Для него нет и не может быть задачи выразить себя в обособленности от предмета. Передать свое состояние он может только в единстве с ним: “Когда Юй-кэ пишет бамбук, он сосредоточен на бамбуке, а не на себе. Но он передает в бамбуке чистоту и благородство своей души” .
Таким образом, своеобразие представление школы чань (дзэн) об индивидуальности проявляется в том, что художник должен выразить Единое через единичное.
Принципы чань (дзэн) оказали
колоссальное воздействие на духовную
культуру стран Дальнего Востока, а
с конца 19 – начала 20 в. начали влиять
и на европейскую культуру. Особую
популярность приобрела идея чань (дзэн)
о художественном творчестве как
спонтанном процессе, основанном на своеобразном
равноправии художника и
Человек и природа
Проблема человека в древнекитайской
философии возникает вместе с
философией и на каждом этапе развития
древнекитайского общества решается как
проблема развития отношений человека
к человеку и человека к природе.
Наиболее концентрированно она выражена
в поиске мировоззренческо-
В древнекитайском философском
мировоззрении в решении
1. Поиск путей построения
гармоничных отношений между
природой и человеком как
2. Решение проблемы человека
с ориентацией на стабильно
движущиеся образцы природы,
3. Третий способ решения
проблемы совмещает в себе
возможности первого и второго.
Раннее конфуцианство, даосизм
и легизм в период “хаоса Поднебесной”
ставили одну и ту же задачу: отыскать
пути к установлению гармонии между
природой и человеком. В конфуцианстве
сосредоточие поисковых интересов
падает на самосознательного субъекта,
который соблюдает ритуальную общественную
и природную традицию и следует
в поведении и истории заветам
“преждерожденных” . Сознание здесь
движется от природы к человеку,
от закрепленного в природных
ритмах “постоянства” прошлого к
настоящему. В даосизме поисковый
интерес обращен на природу, сознание
движется от человека к природе. Человеческий
субъект здесь телом и душой
доверяет Синь-природе и отождествляет
себя с ней. В легизме центр
тяжести приходится на субъекта, организующего
жизнь общества и природы по закону
Фа сознание сосредоточено в центре
столкновения природной и человеческой
норм жизни. В указанных направлениях
древнекитайской философии
Кроме того, исходные теоретические начала конфуцианства, даосизма и легизма восходят ко времени непосредственного отождествления человека с природной вещью (родовое общество) , что также наложило отпечаток на философский стиль мышления. В результате учения о человеке в древнекитайском мировоззрении принимают форму учений о природе, из материала которой в буквальном смысле вылепливаются антропоморфный контур человека (искусство) , морально-правовой символ (нравственность и политика) , эталон физической меры (древняя наука) , категории предельных смыслов бытия (философия, например Великий Предел тай цзи в “И цзин” ) , модель социальной структуры общества (социология) , письменный и звуковой языковый характер (филология) и т.д. Следовательно, при рассмотрении проблемы человека в древнекитайской философии необходимо обращаться к древнекитайской космогонии и космологии, к учениям о происхождении природы и типах ее структурной упорядоченности.
Представление древних китайцев
о социально-экономическом, духовном
и генетическом тождестве человека
и природы подтверждается древнейшими
китайскими памятниками, сохранившими
представления родовой эпохи. Обратимся
к основным типам структурно-
Субстанциально-генетическое тождество человека и природы передается текстом “Шань хай цзин” (“Книга гор и морей” ) . Этот памятник фиксирует постанимистическую мифологическую традицию, т.е. представления об уже произошедшем в сознании древних китайцев разделении на противоположности тела и духа вещи, что отразилось и в фигуре древнекитайского Первопредка. Он одновременно является “духом” шень и “телом” ти. Однако в этих противоположностях видны и более ранние родовые представления:
А) Тождество человека и
природы через тождество
Б) Тождество человека и природы через духовное совмещение обликов природной вещи и человека – зооанропоморфизм.
В) Тождество человека и природы по рождению человека от вещей природы.
Г) Тождество человека и природы по рождению вещей природы от человека.
Д) Субстанционально-генетическое тождество человека и природы по принципу порождающей способности.
Е) Тождество природы и человека по языку. 1) Первоначально, как показывает “Шань хай цзин” , звуковым языком человека был язык звуков самой природы: “пение” , “крик” мин и вообще звуки вещей.
2) Смыслы родовой жизни
фиксировались во всех
Заключение
Проблема человека на Востоке
появилась задолго до создания таких
философских учений, как конфуцианство
и Чань-буддизм. Во многом понимание
природы человека у Конфуция соответствует
таковому в предфилософских
Предметом размышления и областью действий Конфуция выступает социальная Поднебесная. В “Лунь юй” Конфуций проделал одну из мировоззренческих попыток, которую не делал никто до него. Современник Конфуция мудрец Лаоцзы идеи своего учения замыкал на природное тело. Конфуций переносит центр внимания в сферу жизни социального субъекта, сохраняя при этом все традиционные мировоззренческие структуры. Конфуций полагается не на природный объективизм Неба и Земли, а на самосознание верхов и низов общества. Он первым из китайских философов обратился к совести человека, к его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как закону человеческого общежития. Задачу гармонизации Поднебесной следовало решить в сфере противостояний верхов и низов.
После Конфуция в философских произведениях, в частности в конфуцианском памятнике “Ли цзы” (“Книга обрядов” ) , высшие основы ритуала, как и в переходную эпоху, будут связываться с природой Поднебесной, поскольку сущность человека будет пониматься по преимуществу как природная сущность: “Человеку присущи качества земли и неба, в нем совокупляются совершенные ци пяти стихий” .
Конфуций неустанно
Главное средство управления народом Конфуций видел в силе примера и даже в убеждении, а не в голом принуждении.
Буддийская школа чань во всем мире считается гуманистической. Философская основа чань о человеке – учение о пустотном Едином как бесконечной и бесформенной сущности всего существующего, пребывающего в вещах, но не являющемся вещью. Человек осмысливается как одна из вещей, в которой присутствует пустотное Единое.
Для человека в восточных
учениях характерно неизменное чувство
ответственности за свои действия на
более высоком, “космическом” уровне.
В этих учениях мир создан не ради
человека, но человек драгоценнее
всего, он предпоследнее звено
В наше время на рубеже веков, тысячелетий, в ожидании апокалипсиса, люди все чаще задумываются, как и зачем они жили, что сделали, как нужно вести себя перед концом света. У них нет уверенности, что они все делали правильно, так как в религиях “Бог дал человеку инстинкты, и, сделав столь экстраординарный подарок, поменял правила игры” . Следовать им очень сложно. Человек разрывается между желаниями природными, животными и вполне естественными и нормами морали и права, которые в таких популярных религиях как христианство и ислам даны слишком расплывчато, что позволяет трактовать их по-разному. (“Возлюби ближнего своего как самого себя” значит себя возлюби в первую очередь и люби не больше, чем остальных; или остальных не больше, чем себя…Или не люби ни себя, ни других…В любом случае подразумевается, что себя человек любит изначально, но это не так – существуют же мазохисты) . В Библии благодаря огромному количеству переводов с одного языка на другой даже происхождение полов не ясно. По одной версии Ева сотворена из ребра Адама, а по другой оба созданы одновременно. Ислам с одной стороны проповедует мир, а с другой – поощряет убийство “неверных” , то есть не мусульман.
Несомненно, чтобы понять и правильно истолковать все эти религии, необходимо обратиться к первоисточнику, к старейшему, неисправленному потомками, варианту, и читать его нужно на том языке, на котором он был написан. Это, конечно же, неприемлемо для большинства: нельзя всех вдруг заставить говорить и понимать чужой, да еще и “мертвый” язык. С этой точки зрения главное конфуцианское произведение “Лунь юй” больше подходит в качестве “учебника жизни” . Оно практически не исправлялось, но дополнялось учениями поздних конфуцианцев. И самое главное, оно не только дает конкретные рекомендации, но и определяет обязанности и права человека, правила поведения (“ритуализация” ) , лишает человека сомнений по поводу смысла жизни, цели существования. По западным понятиям цель – прожить достойно, чтобы попасть в рай, не согрешить против Бога, причем грехом считается вполне естественное, даже роды! (В этом плане христианство, в частности католичество, запрещая священникам иметь детей, противоречит само себе. Если они, священнослужители, лучшие, избранные Богом, честнейшие люди, то почему им нельзя оставить эти свои качества в своих детях. Тогда бы благородных людей стало больше и жить стало бы лучше! Но католическая церковь признала теорию Ч. Дарвина о естественном отборе, –и продолжила методично изолировать от человечества “лучшие” его гены, ухудшая, таким образом, генофонд) . Совсем по-другому в конфуцианстве. Понятия, эквивалентного греху, у них нет, как и покаяния и загробного мира. Человек должен стремиться быть нравственным, а не безгрешным; поклоняясь предкам, чтить их память и не разрывать связь времен и поколений. Не это ли является признаком здорового общества? Несчастьем считалось не иметь мужского потомства, ученой степени.
Конфуцианство отвечает на все вопросы, которые встают перед человеком в его сложной и запутанной жизни, помогает ему определить его место во Вселенной, роль в истории, положение среди людей. Это, несомненно, связано с тем, что учение было создано в результате долгих размышлений над своей непростой жизнью человеком, который нашел душевное равновесие и обрел спокойную уверенность в правильности своих поступков. Он разработал собственную систему правил, которые позволяли жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком упорядоченно изложенная учениками в “Лунь юй” , в течение 25 веков поддерживает моральный дух китайского народа, позволяет ему выжить несмотря на огромные трудности. И они борются с ними, они покорно воспринимают их как наказание. Может быть и нам следует пересмотреть подход к религии, которая всю ответственность возлагает на Бога, и тоже дать человеку конкретные рекомендации, как улучшать этот мир шаг за шагом, совершенствуя себя, помогая совершенствоваться другим. Пусть это называется путь к богу (западный “дао” ) , путь в рай на земле, но не путь в рай как в загробное царство. Человек боится неизвестности после смерти – таков инстинкт, и не может ради этого идти против себя, своих чувств, эмоций, низменных желаний. Но ради собственного счастья, счастья своих детей – ведь это тоже естественно – он готов на многое. Особенно русский человек, которому чужды западные нормы морали и непонятна восточная мудрость. Объединить Запад и Восток в новой системе, в новом учении, в религии, наконец, - вот достойное занятие для ученого человека, вот перспектива разработки данной темы: чтобы кризис внутри человека на рубеже веков не перешел во всемирный кризис, в хаос, в апокалипсис XXI века. Или чтобы спаслась хотя бы часть человечества, которая будет размножаться и даст новую расу людей, сильных, умных, благородных… Знающих, что смысл жизни – сама жизнь.
Информация о работе Проблема чедлвека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме