Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:48, реферат
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной.
Введение
Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение
Место человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций о человеке
§1 Человек
§2 Конфуцианские начала, знание
§3 Ритуал и воспитание
§4 Низкий человек и благородный муж
§5 Достойный правитель
§6 Гуманность Конфуция
Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке
§1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
§2 Позднее конфуцианство
1. Хань Юй
2. Чжу Си
3. Ван Янмин
§3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя
1. Чань-буддизм
2. Учение о человеке в Чань-буддизме
§1 Человек Хуэйнена
1. Учение о Едином
2. Истина
3. Просветление
§2 Учение Чань в искусстве
1. Человек и природа
Заключение
Список литературы
Проблема человека в конфуцианстве.
Человек и природа в чань-
Содержание
Введение
Конфуцианство как этико-политическое
и религиозно-философское
Место человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций о человеке
§1 Человек
§2 Конфуцианские начала, знание
§3 Ритуал и воспитание
§4 Низкий человек и благородный муж
§5 Достойный правитель
§6 Гуманность Конфуция
Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке
§1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
§2 Позднее конфуцианство
1. Хань Юй
2. Чжу Си
3. Ван Янмин
§3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя
1. Чань-буддизм
2. Учение о человеке в Чань-буддизме
§1 Человек Хуэйнена
1. Учение о Едином
2. Истина
3. Просветление
§2 Учение Чань в искусстве
1. Человек и природа
Заключение
Список литературы
Введение
Что такое человек? Какова
природа человека? В чем драма
человеческих отношений и человеческого
существования? От чего зависят смысл
и ценность человеческой жизни? Подобного
рода вопросы ставятся в философских
текстах разных эпох. Человек –
уникальное творение Вселенной. Ни современная
наука, ни философия, ни религия не могут
в полной мере выявить тайну человека.
Философы приходят к выводу, что
человеческая натура проявляется в
различных качествах (разумность, гуманность,
доброта, способность любить и др.)
, но одно из них является главным. Выявить
эту черту означает постичь сущность
человека. Какое качество можно считать
специфическим человеческим? Есть ли
вообще в человеке какое-то внутреннее
устойчивое ядро? Философы отвечают на
эти вопросы по-разному. Многое зависит
от общей мировоззренческой
Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в чань-буддизме, по работам различных современных авторов (историков, философов) , обобщение разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.
Конфуцианство как этико-политическое
и религиозно-философское
Конфуцианство – одно из
ведущих идейных течений в
древнем Китае. В ряде публикаций
дается “компромиссное” определение
конфуцианства одновременно как
религии и как этико-
Конфуций основал свою
школу в 50 лет. У него было много
учеников. Они записали мысли как
своего учителя, так и свои. Так
возникло главное конфуцианское
сочинение “Лунь юй” (“Беседы
и высказывания” ) – произведение
совершенно несистематическое и
часто противоречивое, сборник в
основном нравственных поучений, в
котором, по мнению некоторых авторов,
очень трудно увидеть философское
сочинение. Эту книгу всякий образованный
китаец учил наизусть еще в детстве,
ею он руководствовался всю жизнь. Основная
задача Конфуция – гармонизировать
жизнь государства, общества, семьи,
человека. В центре внимания конфуцианства
взаимоотношения между людьми, проблемы
воспитания. Конфуций не доволен существующим,
однако его идеалы не в будущем, а
в прошлом. Человек обращен лицом
к прошлому, к будущему же повернут
спиною. Древность постоянно
В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, “ци” ) делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.
Место человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций о человеке
§1. Человек
Древнекитайский мыслитель
Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил
в эпоху, когда вопросы стабильности
государства вышли на первый план.
Как правильно управлять
Мировоззренческую основу учения
о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-цзы
предлагает свои рекомендации, исходя
из традиционных китайских взглядов
на устройство мира. Из контекста его
высказываний становится понятно, что
человека он рассматривает как особый
предмет природы, подчиняющийся
ей, но и умеющий ей противостоять.
Это объясняется срединным
Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует “Лунь-юй” , Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: “По своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга” .
§2. Конфуцианские начала, знание
Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.
Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: “жэнь” – гуманность, человеколюбие; “синь” - искренность, прямота, доверие; “и” – долг, справедливость; “ли” – ритуал, этикет; “чжи” – ум, знание.
Основа человеколюбия – “жень” – “почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям” , “взаимность” или “забота о людях” - основная заповедь конфуцианства. “Не делай другим того, чего не желаешь себе” .
Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной категории. “Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время. Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.
Все эти начала опираются
на знания в конфуцианском смысле.
Имеются в виду не теоретические
знания, а знания правил поведения
с обязательным применением их на
практике. Конфуцианское учение о
знании подчинено социальной проблематике.
Знать – “значит знать людей”
. Познание природы его не интересует.
Его вполне удовлетворяет то практическое
знание, которым обладают те, кто
непосредственно общается с природой
– земледельцы, ремесленники. Конфуций
допускал врожденное знание. Но оно
редко: “Те, кто обладает врожденным
знанием, стоят выше всех, а за ними
следуют те, кто приобрел знание
благодаря учению” . Учение у Конфуция
должно обязательно дополняться
размышлением. Отсюда вытекает, что
отождествлять конфуцианскую
§3. Ритуал и воспитание
Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их использование не будет “правильным” , а человеческое поведение окажется нерегулируемым. Задача воспроизведения норм возлагается на самого человека: “Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие…Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?” Так гуманность связывается с ритуалом, причем человек должен приложить определенные усилия, чтобы преодолеть себя, включиться в систему отношений, регулируемых правилами этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом без дополнительных усилий, то есть стать “благородным мужем” (Цзюнь-цзы) .
Все это указывает на необходимость воспитания, предусматривающего деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным. Но это не означает отказа от ответственности. Скорее речь идет об уравновешенности того и другого, ибо естественность обеспечивает проявление искренности: “После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем” .
Таким образом, создавая концепцию ритуальной формы организации общества, Конфуций выводит ритуал из предфилософской мировоззренческой традиции. Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает его к условиям классового общества. Ритуал как слово, музыка и движение становиться у Конфуция главным способом теоретического и практического воплощения своих идей среди верхов и низов.
Осуществляя ритуализацию политики, нравственности, семейных отношений, Конфуций замечает еще одну силу, способствующую успеху Ритуала, - культ предков. Их имеет каждый из живущих людей. Семейные узы самые крепкие и искренние среди всех прочих отношений. Конфуций и здесь стремиться осуществить ритуализацию, находя в почитании предков как основы политических устоев, так и морали.
§4. Низкий человек и благородный муж
Как же увязываются между собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости определенных действий, чтобы стать благородным мужем, и социальной иерархией в зависимости от моральных качеств? Логично допустить, что каждый человек способен стать благородным мужем. Но как тогда быть с неизменным социальным расслоением?
Дело в том, что природа
человека в китайской традиции включает
в себя как бы два уровня: врожденные
качества и способность к
По-видимому, Конфуций имеет в виду именно такую трактовку природы человека. Тогда становится понятным, как при сходстве врожденных качеств люди оказываются представителями различных слоев, определяемых моральным статусом.
Поскольку способности людей регулировать свое поведение признаются различными от природы, каждому слою предъявляются особые требования и предписываются различные правила поведения. Конфуций связывает общественное положение человека не с богатством или знатностью, а с его моральной характеристикой. Конфуций дает развернутый образ человека, соответствующего конфуцианским моральным заповедям. Это цзюнь-цзы (“благородный муж” ) , которому противопоставляется “низкий человек” . Низкий человек не обладает должным знанием, поэтому его поведение не регулируется этикетом. “Кун-цзы сказал: Благородный муж боится трех вещей: он боится неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека” . Низкий человек оказывается негуманным, т.е. неспособным правильно вести себя с людьми. “Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые бы обладали человеколюбием” . Гуманность остается прерогативой благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом: иначе все дела расстроятся.
Информация о работе Проблема чедлвека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме