Предметы и задачи культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:05, реферат

Описание работы

Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

Содержание

Введение 3
Культурология как феномен общественной жизни
и объект теоретического анализа 4
Социальное влияние культуры
Основные проблемы современной культурологи
Теория культуры и круг ее проблем.
Структура культурологического знания 6
Понятие «культура»
Наука о культуре – культурология
Объект и предмет культурологии
Задачи культурологии
Функции культурологии
Структура культурологического знания
История культуры, ее предмет и задачи 10
Периодизация развития культуры
Предмет и задачи культуры
Заключение 14
Литература 15

Работа содержит 1 файл

Предметы и задачи культурологии.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Воспроизводя  в своем развитии издавна существующие ценности  
и обогащая духовный арсенал человека и человечества новыми, культура выполняет вместе с тем функцию целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и, руководствуясь существующими  
в обществе ценностями и нормами, и в случае необходимости, дополняя  
и перекрывая их, открывает новые горизонты духовного и социального творчества.

     Существенную  роль во все времена, а особенно в  эпоху перехода человечества к новому типу цивилизации – информационному – играет информационная функция культуры. Она дает индивиду, социальным группам, обществу в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни людей, их ориентация на те или иные виды деятельности и социальных отношений.

     Культура  не только формирует способы ориентации и деятельности человека в мире, но и является мощным фактором воспроизводства  и развития его энергетики, а в  этом большое значение имеет ее игровая функция. Именно через игру ребенок входит как формирующая личность в мир взрослых, усваивает определенные социальные роли и ценности; через игру в театре  
и кинематографе творцы культуры доносят до зрителей и слушателей идеалы, ценности и нормы поведения.

     Существенное  значение имеет сигнификативная (от англ. sign – знак) функция культуры, дающая значения и ценности определенным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное не имело для первобытного человека никакого значения, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значений через религию, философию, поэзию, науку.

     С сигнификативной функцией культуры тесно связана ее коммуникативная функция. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций. Важное значение имеет мотивационная функция культуры. Она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д. Описанная выше функция органично связана с мобилизующей, которая подчиняет волю, интеллект, чувства, действия людей для достижения определенных целей. Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.

     Взаимодействие  названных функций позволяет  культуре выполнять еще одну, едва ли не важнейшую, функцию – воспитательную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека  
на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его  
к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

     Интегрированным результатом взаимодействия всех охарактеризованных функций выступает еще одна, чрезвычайно важная и решающая – человекотворческая. Она формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.

     Человекотворческая функция существовала всегда, но особенно большую значимость приобрела в XXI в., когда резко возросла не только роль творца культуры и ее потребителя, точнее сказать: сотворца – читателя, слушателя, зрителя. Этот сотворец должен – каждый по-своему – вместе с художником, писателем, композитором и т.д. доформировать, завершить текст, картину, мелодию, ритм до целостного восприятия. Только в таком случае происходит творческое взаимодействие художника с читающей, зрительской публикой  
не через анонимный и рассчитанный на усредненный, не очень развитый вкус потребителя, а через эпицентр его духовного самоопределения и саморазвития.
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Актуальность  культурологи обусловлена возрастающей ролью гуманитарного познания. Для  создания современной гуманитарной культуры опыт прошлых лет оказывается сверх ценным.

     Опыт, накопленный человечеством в  ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении  проблем культуры на современном  этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма  
и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное,  
по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности – от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности – труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее  
в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.
 
 

 

ЛИТЕРАТУРА 
 

      
  1. Культурология. Учебное пособие для вузов  под общей редакцией С.В.Лапиной. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.
  2. Алпеева Т.М. Введение в культурологию. – Мн.: 1998.
  3. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
  4. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

Информация о работе Предметы и задачи культурологии