Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:05, реферат
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.
Введение 3
Культурология как феномен общественной жизни
и объект теоретического анализа 4
Социальное влияние культуры
Основные проблемы современной культурологи
Теория культуры и круг ее проблем.
Структура культурологического знания 6
Понятие «культура»
Наука о культуре – культурология
Объект и предмет культурологии
Задачи культурологии
Функции культурологии
Структура культурологического знания
История культуры, ее предмет и задачи 10
Периодизация развития культуры
Предмет и задачи культуры
Заключение 14
Литература 15
Определив предмет культурологии и ее своеобразие как интегральной отрасли научных знаний о целостном и динамично развивающемся феномене культуры, можно сформулировать ее основные задачи и функции.
Первая задача культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
Вторая
ее задача – выявление макродинамики
развития культуры
в контексте ее включенности в социально-экономические,
политические
и духовные условия определенной исторической
эпохи – определение структуры, функций
культуры, ее стилей, форм, способов влияния
на развитие общества.
Третья
задача культурологии – исследование
микродинамики развития культуры посредством
выявления особенностей творчества выдающихся
деятелей, создающих мировые культурные
шедевры, разрабатывающих новые стили
и формы культуры, а также определение
роли культуры, свойственных
ей средств в социализации и культурализации
личности.
Четвертая
задача культурологии – выявление
основных тенденций
и закономерностей развития культуры,
смены культурных эпох, методов
и стилей, их роли в формировании человека
и развитии общества.
Пятая задача культурологии – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
Шестая
задача культурологии – прикладная,
ориентирована
на использование фундаментальных знаний
о культуре в целях прогнозирования, проектирования
и регулирования социокультурных процессов,
на разработку специальных технологий
трансляции культурного опыта, традиций
и механизмов достижения соответствующего
культурным нормативам уровня развития
тех или иных поведенческих актов, свойственных
отдельным индивидам и их социальным общностям,
выступающим в реальной жизнедеятельности
в качестве «продуктов», «производителей»
и «потребителей» определенных типов,
видов, форм культуры.
Вычленение задач культурологии позволяет определить и ее основные функции. Они могут быть сведены к следующим.
Познавательная
функция культурологии имеет своей
целью
и содержанием изучение и понимание сущности
и роли культуры в жизни общества, ее структуры
и функций, ее типологизацию, дифференциацию
на отрасли, виды и формы человекотворческого
предназначения культуры.
Концептуально-
Оценочная
функция представляет собой осуществление
адекватной оценки того, в какой мере целостный
феномен культуры, ее различные типы, отрасли,
виды и формы оказывают благотворное влияние
на формирование социальных
и духовных качеств личности, социальной
общности, общества в целом.
Объясняющая
функция дает научное объяснение
особенностям культурных комплексов,
явлений и событий, механизмам функционирования
агентов и институтов культуры, их социализирующего
воздействия
на формирование личности на основе научного
осмысления выявленных фактов, тенденций
и закономерностей развития социокультурных
процессов.
Мировоззренчески-
Образовательная
(обучающая) функция вытекает из того,
что культурология, определив социальную
сущность культуры, тех или иных
ее типов, видов и форм, выяснив тенденции,
способна через систему учебных заведений,
различные институты повышения квалификации
кадров широко тиражировать и распространять
культурологические знания и оценки, помогая
тем самым студентам, специалистам, а также
всем людям, интересующимся проблемами
культуры, лучше узнать особенности этого
чрезвычайно важного социального феномена,
его роль в развитии человека и общества.
Культурологию
можно разделить на фундаментальную
и прикладную:
1-ая – теоретическое познание культуры,
разработка методов исследований,
2-ая прогнозирует, проектирует и регулирует
культурные процессы.
Основными структурными элементами предмета культурологии являются:
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида – homo sapiens – возник примерно 40 тысяч лет назад, то первые элементы культуры возникли еще раньше – около 150 тысяч лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еще дальше, до 400 тысяч лет, когда неандертальцы, наши дальние предки, начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тысяч лет, так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени – полтораста тысячелетий – и проходил процесс становления и эволюции культуры.
Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней следующие периоды.
Первый
начинается 150 тысяч лет назад и завершается
примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится
на культуру первобытного общества и может
быть назван периодом
младенчества человека, который во всем
делает первые робкие шаги. Он учится и
научается говорить, но не умеет еще как
следует писать. Человек сооружает первые
жилища, сначала приспосабливая для этого
пещеры, а затем строя их из дерева и камня.
Он также создает первые произведения
искусства – рисунки, живопись, скульптуры,
которые подкупают своей наивностью
и непосредственностью.
Вся
культура данного периода была
магической, поскольку покоилась
на магии, принимавшей самые различные
формы: колдовство, заклинания, заговоры
и т. д. Наряду с этим складываются
первые религиозные
культы и ритуалы, в частности культы
мертвых и плодородия, ритуалы, связанные
с охотой и захоронением. Первобытному
человеку повсюду грезилось чудо,
все окружавшие его предметы были окутаны
магической аурой. Мир первобытного человека
был чудесным и удивительным. В нем даже
неодушевленные предметы воспринимались
как живые, обладающие магической силой.
Благодаря этому между людьми и окружавшими
их вещами устанавливались близкие, почти
родственные связи.
Второй
период длился с IV тыс. до н.э. до V века
н.э. Его можно назвать детством
человечества. Он по праву считается
самым плодотворным и богатым этапом человеческой
эволюции. С этого периода культура развивается
на цивилизационной основе. Она имеет
не только магический, но и мифологический
характер, поскольку определяющую роль
в ней начинает играть мифология,
в которой наряду с фантазией и воображением
присутствует рациональное начало. На
этом этапе культура обладает практически
всеми аспектами
и измерениями, включая этнолингвистические.
Основные культурные очаги представляли
Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия
и Древний Китай, Древняя Греция и Рим,
народы Америки.
Все
культуры отличались яркой самобытностью
и внесли огромный вклад
в развитие человечества. В этот период
возникают и успешно развиваются философия,
математика, астрономия, медицина и другие
сферы научного знания. Многие области
художественного творчества – архитектура,
скульптура, барельеф – достигают классических
форм, высочайшего совершенства. Особого
выделения заслуживает культура
Древней Греции. Именно греки, как никто
другой, были по духу настоящими детьми,
и потому их культуре в наибольшей степени
присуще игровое начало. В то же время
они были вундеркиндами, что позволило
им во многих областях на целые тысячелетия
опередить время,
а это в свою очередь дало полные основания
говорить о «греческом чуде».
Третий
период приходится на V-XVII века, хотя
в некоторых странах
он начинается раньше (в III веке – Индия,
Китай), а в других (европейских) заканчивается
раньше, в XIV-XV веках. Он составляет культуру
Средневековья, культуру монотеистических
религий – христианства, ислама и буддизма.
Его можно назвать отрочеством
человека, когда тот как бы замыкается
в самом себе, переживает первый кризис
самосознания. На этом этапе наряду с уже
известными культурными центрами появляются
новые – Византия, Западная Европа, Киевская
Русь. Ведущие позиции занимают Византия
и Китай. Религия
в этот период имеет духовное и интеллектуальное
господство. Вместе с тем, находясь в рамках
религии и Церкви, философия и наука продолжают
развиваться, а в конце периода научное
и рациональное начало начинает постепенно
брать верх над религиозным.
Четвертый период охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса).
В
строгом смысле эпоха Возрождения
характерна главным образом для
европейских стран. Ее наличие в
истории других стран достаточно проблематично.
Она составляет переходный этап от средневековой
культуры
к культуре Нового времени.
В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочными, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.
Главным
идейным течением становится гуманизм,
в котором вера в Бога уступает место вере
в человека и его разум. Человек и его земная
жизнь провозглашаются высшими ценностями.
Невиданный расцвет переживают все виды
и жанры искусства, в каждом из которых
творят гениальные художники. Эпоха Возрождения
отмечена также великими морскими открытиями
и выдающимися открытиями в астрономии,
анатомии и других науках.
Одна
из главных причин многогранности понятия
«культура» состоит
в том, что сама культура в сущности своей
полифункциональна. Она выполняет
в обществе множество различных, но одновременно
и взаимосвязанных функций.
Во
множественном
Адаптационная
функция культуры тесно связана
с ее познавательной функцией. Суть
ее заключается в вооружении человека
знаниями, необходимыми для овладения
силами природы, для познания общественных
явлений
и тенденций их развития, для определения
соответствующей линии поведения, своей
гражданской позиции. В осуществлении
этой функции решающая роль принадлежит
науке, призванной генерировать новые
знания и находить пути
и средства реализации полученных знаний
в технических средствах, в способах практической
деятельности. Очень большую роль в осуществлении
познавательной функции культуры играет
искусство, способное проникнуть
в глубинные пласты духовного мира человека,
в его стремления, надежды, радости, тревоги,
ожидания.
Огромное
значение имеет социальная функция
культуры, позволяющая каждому индивиду,
включенному в процесс восприятия и усвоения
существующих в обществе ценностей и норм,
формироваться как личность, которая в
процессе социализации через усвоение
и творческое воспроизведение ценностей,
норм, идеалов приобретает социальные
качества, самореализуется
в определенных видах деятельности, становится
саморазвивающимся субъектом социальных
процессов.
Выполняя
еще одну важную функцию – нормативно-
с которыми складывается образ жизни людей,
их установки и ценностные ориентации,
ролевые ожидания и способы деятельности.
Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и подготавливая наступление будущего, культура выполняет трансляционную функцию. Важную роль в ее осуществлении выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей.