Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:05, реферат
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.
Введение 3 
Культурология как феномен общественной жизни 
и объект теоретического анализа 4 
      Социальное  влияние культуры
      Основные  проблемы современной культурологи 
Теория  культуры и круг ее проблем.
Структура культурологического знания 6 
      Понятие «культура»
      Наука о культуре – культурология
      Объект  и предмет культурологии
      Задачи  культурологии
      Функции культурологии
      Структура культурологического знания 
История культуры, ее предмет и задачи 10 
      Периодизация  развития культуры
      Предмет и задачи культуры 
Заключение 14 
Литература 15
Определив предмет культурологии и ее своеобразие как интегральной отрасли научных знаний о целостном и динамично развивающемся феномене культуры, можно сформулировать ее основные задачи и функции.
Первая задача культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
     Вторая 
ее задача – выявление макродинамики 
развития культуры  
в контексте ее включенности в социально-экономические, 
политические  
и духовные условия определенной исторической 
эпохи – определение структуры, функций 
культуры, ее стилей, форм, способов влияния 
на развитие общества.
     Третья 
задача культурологии – исследование 
микродинамики развития культуры посредством 
выявления особенностей творчества выдающихся 
деятелей, создающих мировые культурные 
шедевры, разрабатывающих новые стили 
и формы культуры, а также определение 
роли культуры, свойственных  
ей средств в социализации и культурализации 
личности.
     Четвертая 
задача культурологии – выявление 
основных тенденций  
и закономерностей развития культуры, 
смены культурных эпох, методов  
и стилей, их роли в формировании человека 
и развитии общества.
Пятая задача культурологии – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
     Шестая 
задача культурологии – прикладная, 
ориентирована  
на использование фундаментальных знаний 
о культуре в целях прогнозирования, проектирования 
и регулирования социокультурных процессов, 
на разработку специальных технологий 
трансляции культурного опыта, традиций 
и механизмов достижения соответствующего 
культурным нормативам уровня развития 
тех или иных поведенческих актов, свойственных 
отдельным индивидам и их социальным общностям, 
выступающим в реальной жизнедеятельности 
в качестве «продуктов», «производителей» 
и «потребителей» определенных типов, 
видов, форм культуры. 
Вычленение задач культурологии позволяет определить и ее основные функции. Они могут быть сведены к следующим.
     Познавательная 
функция культурологии имеет своей 
целью  
и содержанием изучение и понимание сущности 
и роли культуры в жизни общества, ее структуры 
и функций, ее типологизацию, дифференциацию  
на отрасли, виды и формы человекотворческого 
предназначения культуры.
     Концептуально-
     Оценочная 
функция представляет собой осуществление 
адекватной оценки того, в какой мере целостный 
феномен культуры, ее различные типы, отрасли, 
виды и формы оказывают благотворное влияние 
на формирование социальных  
и духовных качеств личности, социальной 
общности, общества в целом.
     Объясняющая 
функция дает научное объяснение 
особенностям культурных комплексов, 
явлений и событий, механизмам функционирования 
агентов и институтов культуры, их социализирующего 
воздействия  
на формирование личности на основе научного 
осмысления выявленных фактов, тенденций 
и закономерностей развития социокультурных 
процессов.
     Мировоззренчески-
     Образовательная 
(обучающая) функция вытекает из того,  
что культурология, определив социальную 
сущность культуры, тех или иных  
ее типов, видов и форм, выяснив тенденции, 
способна через систему учебных заведений, 
различные институты повышения квалификации 
кадров широко тиражировать и распространять 
культурологические знания и оценки, помогая 
тем самым студентам, специалистам, а также 
всем людям, интересующимся проблемами 
культуры, лучше узнать особенности этого 
чрезвычайно важного социального феномена, 
его роль в развитии человека и общества. 
     Культурологию 
можно разделить на фундаментальную 
и прикладную:  
1-ая – теоретическое познание культуры, 
разработка методов исследований,  
2-ая прогнозирует, проектирует и регулирует 
культурные процессы.
Основными структурными элементами предмета культурологии являются:
 
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ 
 
Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида – homo sapiens – возник примерно 40 тысяч лет назад, то первые элементы культуры возникли еще раньше – около 150 тысяч лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еще дальше, до 400 тысяч лет, когда неандертальцы, наши дальние предки, начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тысяч лет, так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени – полтораста тысячелетий – и проходил процесс становления и эволюции культуры.
Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней следующие периоды.
     Первый 
начинается 150 тысяч лет назад и завершается 
примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится 
на культуру первобытного общества и может 
быть назван периодом 
младенчества человека, который во всем 
делает первые робкие шаги. Он учится и 
научается говорить, но не умеет еще как 
следует писать. Человек сооружает первые 
жилища, сначала приспосабливая для этого 
пещеры, а затем строя их из дерева и камня. 
Он также создает первые произведения 
искусства – рисунки, живопись, скульптуры, 
которые подкупают своей наивностью  
и непосредственностью.
     Вся 
культура данного периода была 
магической, поскольку покоилась  
на магии, принимавшей самые различные 
формы: колдовство, заклинания, заговоры 
и т. д. Наряду с этим складываются 
первые религиозные 
культы и ритуалы, в частности культы 
мертвых и плодородия, ритуалы, связанные  
с охотой и захоронением. Первобытному 
человеку повсюду грезилось чудо,  
все окружавшие его предметы были окутаны 
магической аурой. Мир первобытного человека 
был чудесным и удивительным. В нем даже 
неодушевленные предметы воспринимались 
как живые, обладающие магической силой. 
Благодаря этому между людьми и окружавшими 
их вещами устанавливались близкие, почти 
родственные связи.
     Второй 
период длился с IV тыс. до н.э. до V века 
н.э. Его можно назвать детством 
человечества. Он по праву считается 
самым плодотворным и богатым этапом человеческой 
эволюции. С этого периода культура развивается 
на цивилизационной основе. Она имеет 
не только магический, но и мифологический 
характер, поскольку определяющую роль 
в ней начинает играть мифология,  
в которой наряду с фантазией и воображением 
присутствует рациональное начало. На 
этом этапе культура обладает практически 
всеми аспектами  
и измерениями, включая этнолингвистические. 
Основные культурные очаги представляли 
Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия 
и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, 
народы Америки.
     Все 
культуры отличались яркой самобытностью 
и внесли огромный вклад  
в развитие человечества. В этот период 
возникают и успешно развиваются философия, 
математика, астрономия, медицина и другие 
сферы научного знания. Многие области 
художественного творчества – архитектура, 
скульптура, барельеф – достигают классических 
форм, высочайшего совершенства. Особого 
выделения заслуживает культура 
Древней Греции. Именно греки, как никто 
другой, были по духу настоящими детьми, 
и потому их культуре в наибольшей степени 
присуще игровое начало. В то же время 
они были вундеркиндами, что позволило 
им во многих областях на целые тысячелетия 
опередить время,  
а это в свою очередь дало полные основания 
говорить о «греческом чуде».
     Третий 
период приходится на V-XVII века, хотя 
в некоторых странах  
он начинается раньше (в III веке – Индия, 
Китай), а в других (европейских) заканчивается 
раньше, в XIV-XV веках. Он составляет культуру 
Средневековья, культуру монотеистических 
религий – христианства, ислама и буддизма.  
Его можно назвать отрочеством 
человека, когда тот как бы замыкается 
в самом себе, переживает первый кризис 
самосознания. На этом этапе наряду с уже 
известными культурными центрами появляются 
новые – Византия, Западная Европа, Киевская 
Русь. Ведущие позиции занимают Византия 
и Китай. Религия  
в этот период имеет духовное и интеллектуальное 
господство. Вместе с тем, находясь в рамках 
религии и Церкви, философия и наука продолжают 
развиваться, а в конце периода научное 
и рациональное начало начинает постепенно 
брать верх над религиозным.
Четвертый период охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса).
     В 
строгом смысле эпоха Возрождения 
характерна главным образом для 
европейских стран. Ее наличие в 
истории других стран достаточно проблематично. 
Она составляет переходный этап от средневековой 
культуры  
к культуре Нового времени.
В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочными, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.
     Главным 
идейным течением становится гуманизм, 
в котором вера в Бога уступает место вере 
в человека и его разум. Человек и его земная 
жизнь провозглашаются высшими ценностями. 
Невиданный расцвет переживают все виды 
и жанры искусства, в каждом из которых 
творят гениальные художники. Эпоха Возрождения 
отмечена также великими морскими открытиями  
и выдающимися открытиями в астрономии, 
анатомии и других науках. 
     Одна 
из главных причин многогранности понятия 
«культура» состоит  
в том, что сама культура в сущности своей 
полифункциональна. Она выполняет  
в обществе множество различных, но одновременно 
и взаимосвязанных функций.
     Во 
множественном 
     Адаптационная 
функция культуры тесно связана 
с ее познавательной функцией. Суть 
ее заключается в вооружении человека 
знаниями, необходимыми для овладения 
силами природы, для познания общественных 
явлений  
и тенденций их развития, для определения 
соответствующей линии поведения, своей 
гражданской позиции. В осуществлении 
этой функции решающая роль принадлежит 
науке, призванной генерировать новые 
знания и находить пути  
и средства реализации полученных знаний 
в технических средствах, в способах практической 
деятельности. Очень большую роль в осуществлении 
познавательной функции культуры играет 
искусство, способное проникнуть  
в глубинные пласты духовного мира человека, 
в его стремления, надежды, радости, тревоги, 
ожидания.
     Огромное 
значение имеет социальная функция 
культуры, позволяющая каждому индивиду, 
включенному в процесс восприятия и усвоения 
существующих в обществе ценностей и норм, 
формироваться как личность, которая в 
процессе социализации через усвоение 
и творческое воспроизведение ценностей, 
норм, идеалов приобретает социальные 
качества, самореализуется  
в определенных видах деятельности, становится 
саморазвивающимся субъектом социальных 
процессов.
     Выполняя 
еще одну важную функцию – нормативно-
с которыми складывается образ жизни людей, 
их установки и ценностные ориентации, 
ролевые ожидания и способы деятельности.
Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и подготавливая наступление будущего, культура выполняет трансляционную функцию. Важную роль в ее осуществлении выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей.