Предметы и задачи культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:05, реферат

Описание работы

Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

Содержание

Введение 3
Культурология как феномен общественной жизни
и объект теоретического анализа 4
Социальное влияние культуры
Основные проблемы современной культурологи
Теория культуры и круг ее проблем.
Структура культурологического знания 6
Понятие «культура»
Наука о культуре – культурология
Объект и предмет культурологии
Задачи культурологии
Функции культурологии
Структура культурологического знания
История культуры, ее предмет и задачи 10
Периодизация развития культуры
Предмет и задачи культуры
Заключение 14
Литература 15

Работа содержит 1 файл

Предметы и задачи культурологии.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Определив предмет культурологии и ее своеобразие  как интегральной отрасли научных  знаний о целостном и динамично развивающемся феномене культуры, можно сформулировать ее основные задачи и функции.

     Первая  задача культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.

     Вторая  ее задача – выявление макродинамики развития культуры  
в контексте ее включенности в социально-экономические, политические  
и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.

     Третья  задача культурологии – исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных  
ей средств в социализации и культурализации личности.

     Четвертая задача культурологии – выявление основных тенденций  
и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов  
и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.

     Пятая задача культурологии – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.

     Шестая  задача культурологии – прикладная, ориентирована  
на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве «продуктов», «производителей» и «потребителей» определенных типов, видов, форм культуры.
 

     Вычленение  задач культурологии позволяет  определить и ее основные функции. Они  могут быть сведены к следующим.

     Познавательная функция культурологии имеет своей целью  
и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, ее структуры и функций, ее типологизацию, дифференциацию  
на отрасли, виды и формы человекотворческого предназначения культуры.

     Концептуально-описательная функция включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.

     Оценочная функция представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный феномен культуры, ее различные типы, отрасли, виды и формы оказывают благотворное влияние на формирование социальных  
и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом.

     Объясняющая функция дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, механизмам функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия  
на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.

     Мировоззренчески-идеологическая функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей.

     Образовательная (обучающая) функция вытекает из того,  
что культурология, определив социальную сущность культуры, тех или иных  
ее типов, видов и форм, выяснив тенденции, способна через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного социального феномена, его роль в развитии человека и общества.
 

     Культурологию можно разделить на фундаментальную  и прикладную:  
1-ая – теоретическое познание культуры, разработка методов исследований,  
2-ая прогнозирует, проектирует и регулирует культурные процессы.

     Основными структурными элементами предмета культурологии являются:

  • онтология культуры – многообразие её определений;
  • гносеология культуры – культурологические знания и их место в системе наук;
  • антропология культуры – представление о личностных параметрах культуры;
  • социология культуры – представление о социальной и пространственно временной диференцированности культур;
  • социальная динамика культуры – представление об основных типах соцкультурных процессов;
  • историческая динамика культуры – представление об эволюции форм культуры;
  • прикладные аспекты культурологии – представление о культурной политике, функциях культурных институтов.
 

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ 
 

     Рождение  культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида – homo sapiens – возник примерно 40 тысяч лет назад, то первые элементы культуры возникли еще раньше – около 150 тысяч лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еще дальше, до 400 тысяч лет, когда неандертальцы, наши дальние предки, начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тысяч лет, так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени – полтораста тысячелетий – и проходил процесс становления и эволюции культуры.

     Тысячелетняя  история культуры позволяет условно  выделить в ней следующие периоды.

     Первый начинается 150 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства – рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью  
и непосредственностью.

     Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась  
на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные  
с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо,  
все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вещами устанавливались близкие, почти родственные связи.

     Второй  период длился с IV тыс. до н.э. до V века н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология,  
в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами  
и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки.

     Все культуры отличались яркой самобытностью  и внесли огромный вклад  
в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества – архитектура, скульптура, барельеф – достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время,  
а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».

     Третий  период приходится на V-XVII века, хотя в некоторых странах  
он начинается раньше (в III веке – Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий – христианства, ислама и буддизма.  
Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые – Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия  
в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

     Четвертый период охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса).

     В строгом смысле эпоха Возрождения  характерна главным образом для  европейских стран. Ее наличие в  истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры  
к культуре Нового времени.

     В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочными, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.

     Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями  
и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.
 

     Одна  из главных причин многогранности понятия  «культура» состоит  
в том, что сама культура в сущности своей полифункциональна. Она выполняет  
в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций.

     Во  множественном взаимопереплетении социальных функций, которые выполняет  культура в обществе, первичной является адаптационная функция – она позволяет людям, руководствующимся ее ценностями и нормами, обычаями и традициями, во-первых, приспосабливаться к окружающей среде; во-вторых, приноравливать ее к своим потребностям и интересам.

     Адаптационная функция культуры тесно связана  с ее познавательной функцией. Суть ее заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений  
и тенденций их развития, для определения соответствующей линии поведения, своей гражданской позиции. В осуществлении этой функции решающая роль принадлежит науке, призванной генерировать новые знания и находить пути  
и средства реализации полученных знаний в технических средствах, в способах практической деятельности. Очень большую роль в осуществлении познавательной функции культуры играет искусство, способное проникнуть  
в глубинные пласты духовного мира человека, в его стремления, надежды, радости, тревоги, ожидания.

     Огромное  значение имеет социальная функция культуры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность, которая в процессе социализации через усвоение и творческое воспроизведение ценностей, норм, идеалов приобретает социальные качества, самореализуется  
в определенных видах деятельности, становится саморазвивающимся субъектом социальных процессов.

     Выполняя  еще одну важную функцию – нормативно-регулятивную, культура, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии  
с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способы деятельности.

     Донося  до нас голоса прошлого, создавая возможности  для диалога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим  и подготавливая наступление будущего, культура выполняет трансляционную функцию. Важную роль в ее осуществлении выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей.

Информация о работе Предметы и задачи культурологии