Предметы и задачи культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:05, реферат

Описание работы

Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

Содержание

Введение 3
Культурология как феномен общественной жизни
и объект теоретического анализа 4
Социальное влияние культуры
Основные проблемы современной культурологи
Теория культуры и круг ее проблем.
Структура культурологического знания 6
Понятие «культура»
Наука о культуре – культурология
Объект и предмет культурологии
Задачи культурологии
Функции культурологии
Структура культурологического знания
История культуры, ее предмет и задачи 10
Периодизация развития культуры
Предмет и задачи культуры
Заключение 14
Литература 15

Работа содержит 1 файл

Предметы и задачи культурологии.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3 

Культурология как феномен общественной жизни 

и объект теоретического анализа 4 

    Социальное  влияние культуры

    Основные  проблемы современной культурологи 

Теория  культуры и круг ее проблем.

Структура культурологического знания 6 

    Понятие «культура»

    Наука о культуре – культурология

    Объект  и предмет культурологии

    Задачи  культурологии

    Функции культурологии

    Структура культурологического знания 

История культуры, ее предмет и задачи 10 

    Периодизация  развития культуры

    Предмет и задачи культуры 

Заключение 14 

Литература 15

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования  и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

      Исследование  культуры имеет глубокие философские  традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.

      Основы  культурологи как самостоятельной  научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену. Попытки обнаружить за этим номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами – одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология уже представляет собой вид знания, переросшего «родительскую» опеку философии, все же взаимосвязанного с ней.

    Культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании,  
т.е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта  
к постигаемому явлению. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам,  
но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур.

    Проблемы  современной культурологии прежде всего связаны  
с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру  
(в том числе через иные культуры) драму и трагедию собственного бытия,  
его духовную бесконечность и высший смысл.
 
 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

И ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 
 

     Культура  не существует вне человека. Она  изначально связана с человеком  и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни  
и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек  
не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание – это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.

     Осваивая  накопленный ранее опыт, человек  может внести свой собственный вклад  в культурный слой.

     Социальное  влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей,  
а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д.  
Сам ход реформ, целью которой является достижение качественно обновленного общества, требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.
 

     Культура – это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?

  1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности:  
    с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, – стремится сохранить индивидуальность своей личности.
  2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода – два полюса,  
    два борющихся начала.
  3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

     Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. 

      Каковы  основные проблемы, которыми занимается культурология и почему они возникли?

  1. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, в этой связи культура привлекает к себе внимание как источник нововведений. Культурология, рассматривая культуру как средство самореализации человека, призвана выявить действие её на исторический процесс и самого человека.
  2. Актуальным является вопрос о соотношении понятий культура  
    и общество. В прошлом социальный цикл индивида был короче культурного, теперь на протяжении  одной человеческой жизни проходит несколько культурных циклов. В связи с этим особую значимость приобретает выявление наиболее существенных особенностей культурной практики прошлых эпох,  
    во избежание примитивного повторения в современных культурах. Это вторая проблема культурологи.

     Новыми  проблемами культурологи являются морфология культуры  
и теория культуры. В этих разделах культурология изучает строение и развитие культуры. Кроме того, принимая во внимании, что культурология  по сей день является противоречивой наукой, перед ней стоит проблема создать науку  
о культуре равную по логичности, внутреннему единству фундаментальности гуманитарным наукам. И так основными проблемами культурологи являются: проблема происхождения культур, проблема взаимоотношения культур, проблема развития культур, проблема самоидентификации личности.
 

     В изучении культуры также необходимо учитывать ряд факторов современного мира – ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения окружающей среды и истощения природных ресурсов, возрастающая взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др. Все эти факторы приводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается  
в фундаментальную необходимость выживания человечества.

     Одна  из решающих трудностей западного общества – это значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека. Человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей – все еще  
в каменном. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, что он предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы  
и мифы. Человек подавляет в себе иррациональные страсти – влечение  
к разрушению, ненависть, зависть и месть, он преклоняется перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; хотя на словах он отдает должное учениям великих духовных вождей человечества – Сократа, Иисуса, пророков, Будды, – он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. В связи с этим известный западный психолог Э.Фромм ставит вопрос: “Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?”. Ответ здесь один: необходимо все большее понимание важнейших фактов социального бытия, необходимо осознание, которое может предохранить человечество от непоправимых безумств.

 

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ.

СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 
 

     Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течение длительного времени – целых тысячелетий – культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества  
и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

     Само  понятие «культура» возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально «обработанное», «возделанное», «искусственное»  
в противоположность «естественному», созданному самой природой. Следовательно, с самого начала своего применения это понятие означало результаты человеческой деятельности, преобразующей предметы природы  
в «рукотворные», очеловеченные предметы, будь это выращиваемые людьми растения или животные, орудия труда или предметы быта.

     Но  достаточно устойчивое употребление и широкое распространение понятие «культура» получило лишь в XVIII веке. Первоначальный смысл уступил место связанному с личными достоинствами и совершенством человека, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.

     В дальнейшем, особенно в XIX-XX вв., понятие «культура» обогащалось все новым и новым содержанием, и к началу XXI в. общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его содержание включаются:

     – специфически человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей;

     – система идеалов, ценностей и  норм, которыми руководствуются индивиды и их группы в своем поведении;

     – историческая память человечества, воплощенная  в традициях, обрядах, стандартах поведения;

     – духовное развитие человека и человечества, проявляющееся по-разному на различных этапах исторического развития общества.

     Что касается науки о культуре – культурологии, то она сложилась практически  уже в нашем столетии. Культурология  представляет собой интегративную  научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения  
ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли  
в развитии человека и общества. Она впитывает в себя и переосмысливает  
с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет  
ко всему этому еще нечто, присущее только ей, что выделяет ее из всех других областей социально-гуманитарных наук. Это есть интегративное знание  
о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деятельности, как системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение личности, социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.

     Все выше сказанное дает основание для  определения объекта и предмета культурологии. Объект культурологии – это целостный феномен культуры  
как творческого специфически человеческого способа деятельности  
и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых  
для подлинно человеческого существования и развития личности.

     Выделение же предмета науки производится путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта,  
их синтезирования в более или менее четко очерченную предметную область данной науки. Таким образом, предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития целостного феномена культуры как специфически человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение людей  
и развивающихся по своим собственным принципам, в контексте исторических особенностей социально-экономического, политического и духовного развития определенного народа и определенной эпохи.
 

Информация о работе Предметы и задачи культурологии