Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:05, реферат
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.
Введение 3
Культурология как феномен общественной жизни
и объект теоретического анализа 4
Социальное влияние культуры
Основные проблемы современной культурологи
Теория культуры и круг ее проблем.
Структура культурологического знания 6
Понятие «культура»
Наука о культуре – культурология
Объект и предмет культурологии
Задачи культурологии
Функции культурологии
Структура культурологического знания
История культуры, ее предмет и задачи 10
Периодизация развития культуры
Предмет и задачи культуры
Заключение 14
Литература 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Культурология как феномен общественной жизни
и
объект теоретического
анализа 4
Социальное влияние культуры
Основные
проблемы современной культурологи
Теория культуры и круг ее проблем.
Структура
культурологического
знания 6
Понятие «культура»
Наука о культуре – культурология
Объект и предмет культурологии
Задачи культурологии
Функции культурологии
Структура
культурологического знания
История
культуры, ее предмет
и задачи 10
Периодизация развития культуры
Предмет
и задачи культуры
Заключение 14
Литература 15
ВВЕДЕНИЕ
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.
Основы культурологи как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену. Попытки обнаружить за этим номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами – одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология уже представляет собой вид знания, переросшего «родительскую» опеку философии, все же взаимосвязанного с ней.
Культурология
для постижения своего предмета нуждается
в понимании,
т.е. обретении целостной интуитивно-смысловой
причастности субъекта
к постигаемому явлению. В культурологии
первичное понимание предшествует объяснению,
направляя его и в то же время углубляясь
и корректируясь этим объяснением. Задача
культурологии – это осуществление диалога
культур, в ходе которого мы приобщаемся
к иным культурам, иным смысловым мирам,
но не растворяемся в них. Только таким
путем происходит взаимообогащение культур.
Проблемы
современной культурологии
с возможностями и перспективами человека,
открывающего через культуру
(в том числе через иные культуры) драму
и трагедию собственного бытия,
его духовную бесконечность и высший смысл.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
И ОБЪЕКТ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Культура
не существует вне человека. Она
изначально связана с человеком
и порождена тем, что он постоянно
стремится искать смысл своей жизни
и деятельности, совершенствовать себя
и мир, в котором он живет. Человек
не рождается социальным, а лишь в процессе
деятельности становиться таковым. Образование,
воспитание – это ни что иное как овладение
культурой, процесс передачи ее от одного
поколения к другому. Любой человек, взрослея
прежде всего овладевает той культурой,
которая уже была создана до него, осваивает
социальный опыт, накопленный его предшественниками.
Овладение культурой может осуществляться
в форме межличностных отношений и самообразования.
Огромна роль средств массовой информации-радио,
телевидения, печати.
Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Социальное
влияние культура приобретает прежде
всего в качестве необходимого аспекта
деятельности общественного человека,
которая в силу своего характера предполагает
организацию совместной деятельности
людей,
а следовательно, ее регулирование определенными
правилами, аккумулированными в знаковых
и символических системах, традициях и
т.д.
Сам ход реформ, целью которой является
достижение качественно обновленного
общества, требует обращения к колоссальному
культурному потенциалу, накопленному
человечеством за время его существования.
Освоение духовных сокровищ народов мира,
бережное и, вместе с тем, соответствующее
современным задачам обращение с культурным
богатством предшествующих поколений
позволяет постичь смысл забытых уроков
истории, дает возможность выявить живые,
развивающиеся культурные ценности, без
которых невозможен ни социальный прогресс,
ни само совершенствование личности.
Культура – это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?
Эти
и другие противоречия составляют не
только сущностную характеристику культуры,
но и являются источником ее развития.
Каковы основные проблемы, которыми занимается культурология и почему они возникли?
Новыми
проблемами культурологи являются морфология
культуры
и теория культуры. В этих разделах культурология
изучает строение и развитие культуры.
Кроме того, принимая во внимании, что
культурология по сей день является
противоречивой наукой, перед ней стоит
проблема создать науку
о культуре равную по логичности, внутреннему
единству фундаментальности гуманитарным
наукам. И так основными проблемами культурологи
являются: проблема происхождения культур,
проблема взаимоотношения культур, проблема
развития культур, проблема самоидентификации
личности.
В
изучении культуры также необходимо
учитывать ряд факторов современного
мира – ускоренное развитие техники, транспорта
и связи, угроза разрушения окружающей
среды и истощения природных ресурсов,
возрастающая взаимозависимость и взаимосвязанность
всех стран и др. Все эти факторы приводят
к тому, что собственно культурное сотрудничество
превращается
в фундаментальную необходимость выживания
человечества.
Одна
из решающих трудностей западного общества
– это значительное отставание развития
человеческих эмоций от умственного развития
человека. Человеческий мозг живет в XX
в., а сердце большинства людей – все еще
в каменном. Человек в большинстве случаев
еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым,
разумным, объективным. Человек не в силах
вынести, что он предоставлен собственным
силам, что он должен сам придать смысл
своей жизни, а не получить его от какой-то
высшей силы, поэтому людям нужны идолы
и мифы. Человек подавляет в себе иррациональные
страсти – влечение
к разрушению, ненависть, зависть и месть,
он преклоняется перед властью, деньгами,
суверенным государством, нацией; хотя
на словах он отдает должное учениям великих
духовных вождей человечества – Сократа,
Иисуса, пророков, Будды, – он превратил
эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства.
В связи с этим известный западный психолог
Э.Фромм ставит вопрос: “Как же человечество
может спастись от самоуничтожения в этом
конфликте между преждевременной интеллектуально-технической
зрелостью и эмоциональной отсталостью?”.
Ответ здесь один: необходимо все большее
понимание важнейших фактов социального
бытия, необходимо осознание, которое
может предохранить человечество от непоправимых
безумств.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ.
СТРУКТУРА
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Культура
относится к числу древнейших явлений
человеческой жизни. Однако интерес к
ее изучению и осмыслению как особого
явления действительности сложился
относительно недавно. В течение
длительного времени – целых тысячелетий
– культура существовала как нечто само
собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое
от человека и общества
и не требующее к себе какого-то
особого, пристального внимания.
Само
понятие «культура» возникло в Древнем
Риме и обозначало первоначально «обработанное»,
«возделанное», «искусственное»
в противоположность «естественному»,
созданному самой природой. Следовательно,
с самого начала своего применения это
понятие означало результаты человеческой
деятельности, преобразующей предметы
природы
в «рукотворные», очеловеченные предметы,
будь это выращиваемые людьми растения
или животные, орудия труда или предметы
быта.
Но достаточно устойчивое употребление и широкое распространение понятие «культура» получило лишь в XVIII веке. Первоначальный смысл уступил место связанному с личными достоинствами и совершенством человека, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.
В дальнейшем, особенно в XIX-XX вв., понятие «культура» обогащалось все новым и новым содержанием, и к началу XXI в. общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его содержание включаются:
– специфически человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей;
– система идеалов, ценностей и норм, которыми руководствуются индивиды и их группы в своем поведении;
– историческая память человечества, воплощенная в традициях, обрядах, стандартах поведения;
– духовное развитие человека и человечества, проявляющееся по-разному на различных этапах исторического развития общества.
Что
касается науки о культуре – культурологии,
то она сложилась практически
уже в нашем столетии. Культурология
представляет собой интегративную
научную дисциплину, которая изучает
культуру и с точки зрения поведенческого
подхода к ней, и с точки зрения выявления
специфического места различных форм
искусства в единой системе культуры,
и с точки зрения
ее социальной обусловленности, динамики
ее структуры и функции, ее роли
в развитии человека и общества. Она впитывает
в себя и переосмысливает
с позиций собственной предметной области
знания, концепции, методы, свойственные
социологии, психологии, философии культуры,
антропологии, этнологии, искусствоведению
и другим гуманитарным наукам, но добавляет
ко всему этому еще нечто, присущее только
ей, что выделяет ее из всех других областей
социально-гуманитарных наук. Это есть
интегративное знание
о целостном феномене культуры как специфическом
способе человеческой деятельности, как
системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих
поведение личности, социальной группы,
народа в определенных социально-исторических
условиях.
Все
выше сказанное дает основание для
определения объекта и предмета
культурологии. Объект культурологии
– это целостный феномен культуры
как творческого специфически человеческого
способа деятельности
и ее результатов в виде материальных
и духовных предметов, необходимых
для подлинно человеческого существования
и развития личности.
Выделение
же предмета науки производится путем
вычленения определенных, интересующих
исследователя свойств и особенностей
объекта,
их синтезирования в более или менее четко
очерченную предметную область данной
науки. Таким образом, предметом культурологии
является исследование закономерностей
становления и развития целостного феномена
культуры как специфически человеческого
способа деятельности, системы символических
форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих
поведение людей
и развивающихся по своим собственным
принципам, в контексте исторических особенностей
социально-экономического, политического
и духовного развития определенного народа
и определенной эпохи.