Постмодернизм в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:07, реферат

Описание работы

Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.

Работа содержит 1 файл

Постмодернизм в искусстве.docx

— 44.48 Кб (Скачать)

     На  место пародии классического  модернизма в П. стал пастиш.

     Место классического модернистского интертекста в П. занял гипертекст , гораздо более гибкое приспособление, которым можно манипулировать и так и эдак.

     Источник - Руднев В. Словарь культуры ХХ века

     Точность  цитирования - почти дословно  

     >>> Постмодернизм - не "жанр", не "стиль"  и, тем более, не "школа", к  которой можно "принадлежать". Постмодернизм - это ситуация. Своего рода культурное "бытие", которое действительно "определяет сознание". По крайней мере, сознание художника, помещенного в ситуацию постмодернизма. Поэтому, рассуждая о постмодернизме, следует иметь в виду, что речь идет не о "жанровых канонах" и не об "особенностях стиля", а о некоторых аспектах творческого поведения.

     В числе наиболее важных поведенческих  аспектов художников-постмодернистов  следует назвать "двойное кодирование" (т.е. авторская игра с несколькими  разными смыслами, из которых наименее подготовленный зритель/читатель считывает  лишь "верхний", самый очевидный  и доступный); преодоление разного рода границ и условностей, как жанровых, так и мировоззренческих (по большому счету, речь идет о преодолении тупиковой дуальности "правильно - неправильно" / "хорошо - плохо", а значит - и о попытке выхода за пределы бинарной логики как таковой); ироничность (как один из способов дистанцироваться); прямое и скрытое цитирование; повышенное внимание к знанию контекста.

     Источник - Макс Фрай АРТ-АЗБУКА: словарь современного искусства

     Точность  цитирования - дословно 

     >>> Представитель постмодернизма постсоветский  пианист, композитор, шоумен С.Курехин писал: "Хаос — это закономерное явление, он необходим в определенные моменты. С этой точки зрения, постмодернизм — своего рода подготовка хаоса. Существование в едином культурном пространстве вещей, имеющих отношение к разным областям. Постмодернизм — это, в самой простой трактовке, космополитизм в искусстве. Космополитизм по отношению к различным направлениям, составляющим сущность модернизма. Если МОДЕРНИЗМ — это попытка движения вперед, попытка создать абсолютно новую знаковую систему, то ПОСТМОДЕРНИЗМ — это констатация того, что новую знаковую систему создать невозможно, а следовательно, на этом следует успокоиться (подчеркнуто нами — А.А.)... Если рассматривать постмодернизм как засилье информации, то можно говорить о ложных информационных пространствах. В глобальной информационной сети — Интернете, где не существует никакой цензуры, можно давать любую информацию, и отличить истинную от ложной невозможно. У человека, который начинает воспринимать мир через Интернет, возникает своя картина видения мира, людей, и в дальнейшем правда или ложь теряют всякий смысл в едином информационном потоке. И если Интернет будет продолжать развиваться, то рано или поздно умрет само традиционное представление о знаковых системах. Это кризис не культуры, науки или цивилизации — это кризис языка как основы коммуникации. Коммуникация выходит на новый уровень. Наш язык основан на дисконтинуальном. Может возникнуть новый язык, принадлежащий сфере континуального. Язык вне хаоса, в порядке, есть дуальность, в то время как в хаосе никакой дуальности нет. Можно предположить появление континуального языка, в котором нет слов, нет мыслей. Есть лишь время. Язык, главным содержанием которого будет чистая длительность. И Интернет — это первый шаг в этом направлении. Когда информации слишком много, ее дискретность теряется. И тут возможна ситуация информации без всякого содержания" (Интервью С.Курехина "Если вы романтик, вы — фашист!"в Интернет издании журнала "Элементы №8).  

     Источник - Термины киносемиотики

     Точность  цитирования - дословно

     >>> ПОСТМОДЕРНИЗМ — сложившееся  к середине XX века скептическое  и вместе игровое умонастроение,  вызванное пониманием, что ни  в философии, ни в религии,  ни в искусстве ничего принципиального  нового сказать уже нельзя, отсюда  глобализация как новая парадигма  художественного мышления — сведение  разрозненных фактов культуры  в единое художественное пространство  и обращение к аллюзивности как системообразующему элементу художественной мысли.

     Постструктурализм - общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма.

     Цель  П. - осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью  языковых структур, преодоление лингвистического редукционизма, построение новых практик чтения.

     П. в основном французское направление  мысли: его главные представители - Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийар, Юлия Кристева.

     Одной из главных задач П. становится критика  западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытия как присутствия, данности, смысла, единства, полноты, в П. противопоставлены идеи различия и множественности. 

     Деконструкция - особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его "деструкцию", и его реконструкцию.

     Термин  Д. предложил французский философ  Жак Деррида (см. постструктурализм и постмодернизм) как перевод хайдеггеровского термина "деструкция" (см. экзистенциализм, феноменология). Термин Д. закрепился за Деррида и используется также рядом сходных исследований по философии, филологии и искусствознанию.

     Суть  Д. состоит в том, что всякая интерпретация  текста, допускающая идею внеположности исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной . Исследование ведется в диалоге между исследователем и текстом. Представляется, что не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь и текст выступают как единая система, своеобразный интертекст, который пускается в особое путешествие по самому себе.

     В пространстве поэтики постмодернизма Д. происходит сама собой - текст деконструирует сам себя, почти не нуждаясь в исследователе.

     Симуля́кр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотически, знак не имеющий означаемого обьекта в реальности. 
 

     В современном значении слово симулякр введено в обиход Жаном Бодрийяром. Ранее (начиная с латинских переводов Платона) оно означало просто изображение, картинку, репрезентацию. Например, фотография — симулякр той реальности, что на ней отображена. Не обязательно точное изображение, как на фотографии: картины, рисунки на песке, пересказ реальной истории своими словами — всё это симулякры.

     В наше время под симулякром понимают обычно то, в каком смысле это слово использовал Бодрийяр: симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может быть создана с помощью специального программного обеспечения. Основанием для такой интерпретации понятия «симулякр» отчасти является то обстоятельство, что для Платона уже сам предмет реальности, изображаемый картиной или скульптурой, есть в некотором роде копия по отношению к идее предмета, эйдосу, — а изображение этого предмета представляет собой копию копии и в этом смысле фальшиво, неистинно[1].

     «Симулякрами» также называют гораздо более широкий класс объектов или явлений, не придерживаясь точного определения, приведенного выше. Эта размытость использования понятия симулякр пошла от самого Бодрияра, а не вопреки ему. Например, Бодрийяр назвал симулякром войну 1991 года в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, было ли там что-то на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. Но следуя этой логике, можно предположить, что любой вымысел, ложь - симулякр. Это не так. Именно в процессе имитации, симуляции реальности (пример - недобросовесное отображение CNN ситуации о Войне в Персидском заливе) получается продукт гиперреальности - симулякр.

     Жан Бодрийяр определяет следующий порядок симулякров:

     1 порядок — имитации, чучела, копии,  подделки. «Подделка работает пока  лишь с субстанцией и формой, а не с отношениями и структурой».  Характеристика эпохи Ренессанса.

     2 порядок — функциональные аналоги,  серии. Характеристика эпохи промышленной  революции.

     3 порядок — гиперреальность (деньги, мода, ДНК, модель, общественное мнение). Характеристика эпохи постмодернизма.

     Иллюстрацией  того, как производят симулякры, может служить фильм «Плутовство» (англ. Wag the Dog — «Хвост виляет собакой»).

     Существует  мнение, что неграниченный семиозис симулякров в гиперреальности эпохи постмодернизма обречен на приобретение статуса единственной и самодостаточной реальности.

     Ризома (фр. rhizome «корневище») — одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 года и призванное служить основанием и формой реализации «номадологического проекта» этих авторов. Ризома должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, так и мышления), которые, по их мнению, типичны для классической европейской культуры.

     Наглядным образом для неё выступает  запутанная корневая система растения. Согласно Делёзу и Гваттари, у ризомы нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа («генетической оси»), ни единого кода. Они называют следующие основные свойства ризомы: (1) связь, (2) гетерогенность, (3) множественность, (4) незначащий разрыв, (5) картография, (6) декалькомания. 

     По  мнению авторов, ризома способна порождать несистемные и неожиданные различия, которые невозможно противопоставить по наличию или отсутствию некоего признака. Ризома включает в себя линии членения, «сравнительные скорости» движения по которым составляют её организацию. Связи линий ризомы образуют так называемое «плато» — временную зону устойчивости в её постоянно пульсирующей конфигурации.

     Однако  авторы принципиально противопоставляют  эти зоны бинарным векторам развития, типичным для «древовидных структур». При этом номадология ставит проблему взаимодействия линейных («древовидных») и нелинейных («ризоморфных») сред. По толкованию М. А. Можейко, «ризоморфные среды обладают имманентным креативным потенциалом самоорганизации» и могут быть названы синергетическими [1].

     По  словам У. Эко, выстраивая мир романа «Имя розы» как «пространство  догадки», он опирался именно на понятие  ризомы — одного из типов лабиринта [2].

     Постмодернистское мировоззрение

     Модернистское мировоззрение всегда сталкивалось с иронией и критикой скептиков, однако последние длительное время  были слабо слышимым меньшинством, которое вызывало раздражение государства, ученых и масс.

     Опыт  середины ХХ в. дал много нового яркого материала для критиков модернистского мировоззрения. Нацистская Германия показала всему миру один из крайних вариантов  воплощения в жизнь модернистского проекта создания рационального  общества: уничтожение психически больных  людей и "неполноценных" рас, превращение  уничтожения людей в фабричное  производство. Сталинизм продемонстрировал  миру другой вариант того же проекта: строительство светлого будущего с  помощью массового террора, принудительного  труда, воспитание народа с помощью  тотального страха и т.д. США показали третий крайний вариант реализации модернистского мифа о науке как  мостике к светлому будущему: атомные  бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, продемонстрировали предупреждение скептиков  прошлого о том, что наука может  привести не к светлому будущему, а  к уничтожению или деградации человечества. Прогресс военной техники, назревание экологической катастрофы дали толчок к укреплению скептического  отношения к возможностям науки  улучшить человечество, к осознанию  ее потенциальной опасности. Подъем национально-освободительного движения по всему миру, приведший к краху  казавшихся несокрушимыми колониальных империй, вызвал рост скептицизма относительно универсальности и превосходства  западноевропейской культуры. Развитие студенческого движения в западных странах в 1960-е гг., появление влиятельной  и массовой контркультуры способствовали развитию сомнений относительно ценностного  единства общества.

     Во  второй половине ХХ в. в западных странах развивается интеллектуальное течение, получившее в конце 1970-х гг. название постмодернизма. Оно не является какой-то оформленной научной школой, это скорее новое мировоззрение, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, литературоведении, философии, социологии. Между тем эта интеллектуальная тенденция, с одной стороны, оказывает влияние на массовое сознание, а с другой - сама подпитывается сдвигами в мировоззрении широких народных масс. Говорить, как многие сторонники постмодернизма, что на смену эпохи модерна пришла эпоха постмодерна, пока нет оснований. Модернистское мировоззрение и по сей день четко проявляется не только в России, но и в США, Западной Европе. Скорее можно говорить о том, что на смену безраздельному господству модернистского мировоззрения пришла эпоха его мирного сосуществования со все более усиливающимся постмодернистским мировоззрением, отражающим тенденцию к формированию нового общества постмодерна.

Информация о работе Постмодернизм в искусстве