Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:07, реферат
Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.
На место пародии классического модернизма в П. стал пастиш.
Место классического модернистского интертекста в П. занял гипертекст , гораздо более гибкое приспособление, которым можно манипулировать и так и эдак.
Источник - Руднев В. Словарь культуры ХХ века
Точность
цитирования - почти дословно
>>> Постмодернизм - не "жанр", не "стиль" и, тем более, не "школа", к которой можно "принадлежать". Постмодернизм - это ситуация. Своего рода культурное "бытие", которое действительно "определяет сознание". По крайней мере, сознание художника, помещенного в ситуацию постмодернизма. Поэтому, рассуждая о постмодернизме, следует иметь в виду, что речь идет не о "жанровых канонах" и не об "особенностях стиля", а о некоторых аспектах творческого поведения.
В числе наиболее важных поведенческих аспектов художников-постмодернистов следует назвать "двойное кодирование" (т.е. авторская игра с несколькими разными смыслами, из которых наименее подготовленный зритель/читатель считывает лишь "верхний", самый очевидный и доступный); преодоление разного рода границ и условностей, как жанровых, так и мировоззренческих (по большому счету, речь идет о преодолении тупиковой дуальности "правильно - неправильно" / "хорошо - плохо", а значит - и о попытке выхода за пределы бинарной логики как таковой); ироничность (как один из способов дистанцироваться); прямое и скрытое цитирование; повышенное внимание к знанию контекста.
Источник - Макс Фрай АРТ-АЗБУКА: словарь современного искусства
Точность
цитирования - дословно
>>>
Представитель постмодернизма
Источник - Термины киносемиотики
Точность цитирования - дословно
>>>
ПОСТМОДЕРНИЗМ — сложившееся
к середине XX века скептическое
и вместе игровое
Постструктурализм - общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма.
Цель
П. - осмысление всего "неструктурного"
в структуре, выявление парадоксов,
возникающих при попытке
П. в основном французское направление мысли: его главные представители - Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийар, Юлия Кристева.
Одной
из главных задач П. становится критика
западноевропейской метафизики с ее
логоцентризмом, обнаружение за всеми
культурными продуктами и мыслительными
схемами языка власти и власти языка. Логоцентризму,
основанному на идее бытия как присутствия,
данности, смысла, единства, полноты, в
П. противопоставлены идеи различия и
множественности.
Деконструкция - особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его "деструкцию", и его реконструкцию.
Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида (см. постструктурализм и постмодернизм) как перевод хайдеггеровского термина "деструкция" (см. экзистенциализм, феноменология). Термин Д. закрепился за Деррида и используется также рядом сходных исследований по философии, филологии и искусствознанию.
Суть Д. состоит в том, что всякая интерпретация текста, допускающая идею внеположности исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной . Исследование ведется в диалоге между исследователем и текстом. Представляется, что не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь и текст выступают как единая система, своеобразный интертекст, который пускается в особое путешествие по самому себе.
В пространстве поэтики постмодернизма Д. происходит сама собой - текст деконструирует сам себя, почти не нуждаясь в исследователе.
Симуля́кр
(от лат. simulo, «делать вид, притворяться»)
— «копия», не имеющая оригинала в реальности.
Иными словами, семиотически, знак не имеющий
означаемого обьекта в реальности.
В современном значении слово симулякр введено в обиход Жаном Бодрийяром. Ранее (начиная с латинских переводов Платона) оно означало просто изображение, картинку, репрезентацию. Например, фотография — симулякр той реальности, что на ней отображена. Не обязательно точное изображение, как на фотографии: картины, рисунки на песке, пересказ реальной истории своими словами — всё это симулякры.
В наше время под симулякром понимают обычно то, в каком смысле это слово использовал Бодрийяр: симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может быть создана с помощью специального программного обеспечения. Основанием для такой интерпретации понятия «симулякр» отчасти является то обстоятельство, что для Платона уже сам предмет реальности, изображаемый картиной или скульптурой, есть в некотором роде копия по отношению к идее предмета, эйдосу, — а изображение этого предмета представляет собой копию копии и в этом смысле фальшиво, неистинно[1].
«Симулякрами» также называют гораздо более широкий класс объектов или явлений, не придерживаясь точного определения, приведенного выше. Эта размытость использования понятия симулякр пошла от самого Бодрияра, а не вопреки ему. Например, Бодрийяр назвал симулякром войну 1991 года в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, было ли там что-то на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. Но следуя этой логике, можно предположить, что любой вымысел, ложь - симулякр. Это не так. Именно в процессе имитации, симуляции реальности (пример - недобросовесное отображение CNN ситуации о Войне в Персидском заливе) получается продукт гиперреальности - симулякр.
Жан Бодрийяр определяет следующий порядок симулякров:
1
порядок — имитации, чучела, копии,
подделки. «Подделка работает пока
лишь с субстанцией и формой,
а не с отношениями и
2
порядок — функциональные
3 порядок — гиперреальность (деньги, мода, ДНК, модель, общественное мнение). Характеристика эпохи постмодернизма.
Иллюстрацией того, как производят симулякры, может служить фильм «Плутовство» (англ. Wag the Dog — «Хвост виляет собакой»).
Существует мнение, что неграниченный семиозис симулякров в гиперреальности эпохи постмодернизма обречен на приобретение статуса единственной и самодостаточной реальности.
Ризома (фр. rhizome «корневище») — одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 года и призванное служить основанием и формой реализации «номадологического проекта» этих авторов. Ризома должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, так и мышления), которые, по их мнению, типичны для классической европейской культуры.
Наглядным
образом для неё выступает
запутанная корневая система растения.
Согласно Делёзу и Гваттари, у ризомы нельзя
выделить ни начала, ни конца, ни центра,
ни центрирующего принципа («генетической
оси»), ни единого кода. Они называют следующие
основные свойства ризомы: (1) связь, (2)
гетерогенность, (3) множественность, (4)
незначащий разрыв, (5) картография, (6) декалькомания.
По мнению авторов, ризома способна порождать несистемные и неожиданные различия, которые невозможно противопоставить по наличию или отсутствию некоего признака. Ризома включает в себя линии членения, «сравнительные скорости» движения по которым составляют её организацию. Связи линий ризомы образуют так называемое «плато» — временную зону устойчивости в её постоянно пульсирующей конфигурации.
Однако
авторы принципиально
По словам У. Эко, выстраивая мир романа «Имя розы» как «пространство догадки», он опирался именно на понятие ризомы — одного из типов лабиринта [2].
Постмодернистское мировоззрение
Модернистское мировоззрение всегда сталкивалось с иронией и критикой скептиков, однако последние длительное время были слабо слышимым меньшинством, которое вызывало раздражение государства, ученых и масс.
Опыт
середины ХХ в. дал много нового яркого
материала для критиков модернистского
мировоззрения. Нацистская Германия показала
всему миру один из крайних вариантов
воплощения в жизнь модернистского
проекта создания рационального
общества: уничтожение психически больных
людей и "неполноценных" рас, превращение
уничтожения людей в фабричное
производство. Сталинизм продемонстрировал
миру другой вариант того же проекта:
строительство светлого будущего с
помощью массового террора, принудительного
труда, воспитание народа с помощью
тотального страха и т.д. США показали
третий крайний вариант реализации
модернистского мифа о науке как
мостике к светлому будущему: атомные
бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки,
продемонстрировали предупреждение скептиков
прошлого о том, что наука может
привести не к светлому будущему, а
к уничтожению или деградации
человечества. Прогресс военной техники,
назревание экологической катастрофы
дали толчок к укреплению скептического
отношения к возможностям науки
улучшить человечество, к осознанию
ее потенциальной опасности. Подъем
национально-освободительного движения
по всему миру, приведший к краху
казавшихся несокрушимыми колониальных
империй, вызвал рост скептицизма относительно
универсальности и
Во второй половине ХХ в. в западных странах развивается интеллектуальное течение, получившее в конце 1970-х гг. название постмодернизма. Оно не является какой-то оформленной научной школой, это скорее новое мировоззрение, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, литературоведении, философии, социологии. Между тем эта интеллектуальная тенденция, с одной стороны, оказывает влияние на массовое сознание, а с другой - сама подпитывается сдвигами в мировоззрении широких народных масс. Говорить, как многие сторонники постмодернизма, что на смену эпохи модерна пришла эпоха постмодерна, пока нет оснований. Модернистское мировоззрение и по сей день четко проявляется не только в России, но и в США, Западной Европе. Скорее можно говорить о том, что на смену безраздельному господству модернистского мировоззрения пришла эпоха его мирного сосуществования со все более усиливающимся постмодернистским мировоззрением, отражающим тенденцию к формированию нового общества постмодерна.