Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:13, реферат

Описание работы

Тема генезиса культуры, в широком смысле ее зарождение и последующий процесс развития, будет актуальна и в наше время.

Человечество до сего времени не имеет четких данных о появлении человека и его развитии. Поэтому и существует несколько версий происхождения человека, культуры и их эволюции.

Содержание

Введение

Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры.docx

— 79.83 Кб (Скачать)

    Но  вот что парадоксально: не менее  яростное отвержение общечеловеческих ценностей ощутимо со стороны  радикальной мысли, выступающей  с прямо противоположных позиций  от имени гуманизма и демократии. Особый гнев в данном случае вызывает частица «обще». Это она, подчеркивают радикалы, своей абстрактностью растворяет, обезличивает человеческое содержание одухотворяющих святынь. В пространстве всечеловеческого конкретный индивид размыт, его предпочтения неразличимы. Взамен персоналистской идеи, размышляют радикалы, опять предлагается нечто безличностное. Не проще ли на путях гуманистического обновления общества ограничиться ценностными ориентациями человека, а ненавистное «обще» отбросить ка воплощение чуждой и анонимной сущности?

    В мировоззренческих спорах, как это  ни огорчительно, историко-философская  традиция отступает на второй план. Идея надмирного, универсального, рожденная религиозной интуицией, философским прозрением и выстраданная всей историей человечества, становится объектом критики с позиции «злобы дня». Опыт тоталитаризма заставляет нас с подозрением относиться к любому идейному построению, внутри которого определяются некие пределы для личности. Философы и публицисты озабочены тем, чтобы освободить людей от всевластия доктринальной мысли, деспотии государства, от полного растворения личности в таких надличностных сущностях, как коллектив, нация, культура, человечество. Отсюда полемически заостренное стремление избавить человека от всех оков, раскрыть неисчерпаемый потенциал персоналистской традиции, обеспечить безраздельный примат индивида, противостоящего любым отчужденным структурам и безымянным феноменам.

    Общечеловеческие  ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого  рода. Нет таких святынь, которые  почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

    Общечеловеческие  ценности предполагают сохранение совокупного  духовного опыта. К святыням человеческого  рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода. Когда мы говорим об общечеловеческих достижениях, то нередко имеем в виду приобретения европейского мира. Скажем, не теряет своего значения рожденная в античности идея демократии. Доказали свою эффективность товарно-денежные отношения. Оправдал себя духовный плюрализм.

    Но  разве этим исчерпывается богатство  человеческого рода? Пора осознать, что восточный мир внес в сокровищницу человечества свои неоспоримые и  универсальные ценности. Допустим, идея ненасилия, осмысленная многими  религиями, в том числе восточными. Или мысль о развитии телесных, духовных сил человека. Общекультурный опыт человечества еще предстоит  изучить в полном объеме.  

    Заключение

     Поставив  перед собой целью изучение генезиса культуры, в данной работе было рассмотрено  четыре основные концепции.

     Согласно  орудийно-трудовой концепции, внутри которой  осмысливается генезис культуры, человек выделился из животного  мира. В процессе труда у людей  возникла потребность что-то сказать  друг другу. Так появилась речь как  средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок - возникновения процесса речи и  труда - огромны. Дело не только в том, что обезьяна превратилась в человека. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим  к культурогенезу.

     Психоаналитическая  версия культурогенеза излагается истолкованием психической деятельности человека как существа, не обладающего феноменом совести. Эволюция, таким образом, выглядит как такой процесс, в ходе которого выявляется нечто радикально иное, хотя и заложенное в поступательном движении живой материи. Под человеческой культурой понимается все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по этой версии, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ.

     Многие  европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в  способности человека к игровой  деятельности. Игра в этом смысле оказывается  предпосылкой происхождения культуры. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге  не как биологическая функция, а  как явление культуры и анализируется  на языке культурологического мышления.

     Символическая версия генезиса культуры отмечает символический  способ общения с миром у человека, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть  физического мира, символы же, будучи лишенными, естественного бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью.

     Для первобытного мышления весьма трудно проводить различие между сферами  бытия и значения, они постоянно  смешиваются, в результате чего символ наделяется магической либо физической силой. Однако в ходе дальнейшего  развития культуры отношения между  вещами и символами проясняются, как проясняются и отношения между возможностью и реальностью. С другой стороны, во всех тех случаях, когда на пути символического мышления выявляются какие-либо препятствия, различие между реальностью и возможностью также перестает ясно восприниматься.

     Для антропологии ум и все, что его  занимает, относится к области  культуры. Культура же не наследуется  генетически. Из приведенных рассуждений  вытекает логический вывод: тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

     Изучив  различные версии генезиса культуры, высказываемые в разные времена  известными философами, историками и  культурологами сделаем вывод: из всех версий культурогенеза: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой и символической - наиболее разработанной и убедительной выглядит, по моему мнению, символическая.

     Она дает представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, не прибегая к сложным и умозрительным  допущениям. В теоретическом смысле концепция Кассирера выглядит вполне логичной. В ней, правда, не содержится попытка раскрыть трансцендентальную, сакральную природу культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии, философии, то могут, как это очевидно, возникать и иные версии генезиса культуры. 

     Список  используемой литературы

  1. Борзова Е. П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов: 4.1 - 2. - СПб., 2001.
  2. Васильев М. И. Материальная культура традиционного общества: Первобытность, древность, Средние века: учеб. пособие. - Великий Новгород, 2002.
  3. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учеб. пособие для вузов. - М., 1998. История. Культура. Цивилизация / под ред. Емельянова Д.Я. - М., 1998.
  4. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003. - 476 с.
  5. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций для вузов. - М., 2002.
  6. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - 2-е изд., доп. - СПб.: Издательство «Союз», 2003. - 560 с.
  7. Соколова М. В. Мировая культура и искусство: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

Информация о работе Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры