Понятие и структура культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:29, доклад

Описание работы

Принято делить культуру на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие).

Работа содержит 1 файл

Понятие и структура культуры.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

Этническая  культура

Этническая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется  большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может  быть национальной или этнической в  зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько  многолюдной является данная страна.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. В этнической культуре различают два слоя:

исторически ранний (нижний), образованный унаследованными  из прошлого культурными элементами;

исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией, они составляют каркас этнической культуры и составляет единство преемственности  и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного  времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения  к поколению.

Этническая культура - это культура людей, связанных между  собой общностью происхождения (кровным  родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, "крови и почвы", почему она  и меняется от одной местности  к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление  в племя, общины, этническую группу - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения  к поколению на семейном или соседском  уровне.

В этнической культуре превалируют ее обыденно-архаичные  пласты, включающие в себя не только структуру духовной культуры - традиции, обряды, мораль, нормы поведения, древние  культы, символы и пр., но и набор  сохранившихся различных орудий труда, которые используются в домашнем хозяйстве и в производственной деятельности.

Функционально значимыми для этнического общества являются: элементы бытовой культуры и сумму знаний, которые ориентируют  повседневную жизнедеятельность.

Этническая культура позволяет приобщить каждого  к ценностям и достижениям, имеющим  непреходящий характер. Она подобно  роднику питает человека. Из нее  каждый может почерпнуть для себя то, что может придать смысл  его существованию. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что  она требует от каждого преодоления  пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника  традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий.

Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического  опыта народа.

Национальная  культура

Национальная  культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют  духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом  и этническом отношении может  быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного  шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах  можно выделить культуру большинства  населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются  либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. Это  культуры отдельных демографических  или социальных слоев и групп  воплощающие в себе их отличия  их образа жизни, мышления и поведения  от культурных общенациональных норм (молодежная субкультура, субкультура  преступного мира, субкультуры религиозных  конфессий). Особую роль в развитии культуры того или иного социума  имеют конфессиональные субкультуры, которые складывается на основе принадлежности к тому ил иному вероисповеданию. Каждая из мировых религий создает свою разновидность субкультуры. Так же специфические субкультуры могут формироваться в рамках ветвей мировых религий, например в рамках христианства существуют католическая. Протестантская и православная культуры. Профессиональная субкультура – формируется на основе ценностей норм поведения и пр. разделяемых одной профессиональной группой. На формирование этой формы субкультуры большое влияние оказывает профессиональное образование и подготовка. Она тесно связана с содержанием работы и той ролью, которую играют в обществе ее представители.

Иногда отход  субкультуры от общенациональной заходит  так далеко, что ее приверженцы  ее становятся в оппозицию к обществу и вступают в конфликт с существующими  в нем традициями и правилами  жизни. В таких случаях культура превращается в контркультуру. В  узком смысле термин контркультура  означает идейное течение и общественное движение групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун. Культурами называют и культурные образования, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран  и народов: например типы культур, которые  складываются на различных этапах человеческой истории (первобытная культура, современная  культура) Для обозначения образований  такого рода используют термины «культурный  мир», мета культура, цивилизация.

Социальные  институты

Понятию «социальный  институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент  социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать  всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

– ролевую систему, в которую включены также нормы  и статусы;

– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

– формальную и  неформальную организацию;

– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

– обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление  о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь  к среде, общество в течение истории  вырабатывает инструменты, пригодные  для решения множества задач  и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты  отражают культурный облик этого  общества. Институты разных обществ  отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается  на принятые в каждом обществе нормы  и правила поведения. В одних  странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено  согласно их институту брака.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные  социологи придерживаются различных  определений социального института, то они по-разному понимают его  внутреннее строение, т. е. функционально  взаимосвязанную систему опорных  элементов. Несмотря на многообразие точек  зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение  одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки  и образцы поведения (привязанность,  лояльность, ответственность и уважение  в семье, послушание, лояльность  и субординация в государстве);

2. Символические  культурные признаки (обручальное  кольцо, флаг, герб, крест, иконы и  др.);

3. Унитарные  культурные черты (дом для семьи,  общественные здания для государства,  магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки  для образования, храмы для  религии);

4. Устный и  письменный кодексы (запреты,  правовые гарантии, законы, правила);

5. Идеология  (романтическая любовь в семье,  демократизм в государстве, свобода  торговли в экономике, академические  свободы в образовании, православие  или католицизм в религии).

Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные  и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более  мелкие образования. Помимо деления  институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются  временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие  и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение  правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных  подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический  – институт, организующий хозяйственную  деятельность;

2. Политический  — институт власти;

3. Семейный –  институт, регулирующий половые  отношения, рождение и социализацию  детей; 

4. Военный –  институт, организующий законное  наследие;

5. Религиозный  – институт, организующий коллективное  почитание богов. 

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что  главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные  потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. Потребность  в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака);

2. Потребность  в безопасности и социальном  порядке (политические институты,  государство);

3. Потребность  в средствах существования (экономические  институты, производство);

4. Потребность  в получении знаний, в социализации  подрастающего поколения, подготовка  кадров (институты образования в  широком смысле, т. е. включая  науку и культуру);

5. Потребность  решения духовных проблем, смысла  жизни (институт религии).

Информация о работе Понятие и структура культуры