Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:29, доклад
Принято делить культуру на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие).
Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих образах художник .отразил не только свои собственные представления, но и современные ему чувства, настроения, взгляды.
Культуры разных народов, как и люди — представители различных
культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б. Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек растет к человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура — это культ роста, как иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек приобщается, не теряя себя, к мудрости человеческого рода.
Понятие «массовая культура» отражает
существенные сдвиги в механизме современной
культуры: развитие средств массовой коммуникации
(радио, кино, телевидение, газета,
журнал, грампластинка, магнитофон);
становление индустриально-коммерческого
типа производства
и распределение стандартизированных
духовных благ; относительная демократизация
культуры и повышение уровня образованности
масс; увеличение времени досуга и затрат
на досуг в бюджете семьи. Все перечисленное
преобразует культуру в отрасль
экономики, превращая ее в массовую культуру.
Культура, субкультура и контркультура
В современном
обществе наряду с господствующей системой
культуры, разделяемой большинством
членом общества, существуют
многочисленные субкультуры, выражающие
интересы различных слоев и групп. Для
них характерны специфические средства
жизнедеятельности, способы существования.
Например, различные этнические, половозрастные,
криминальные и т.п. слои и группы создают
и используют только им присущие жаргоны,
или языковые субкультуры. Можно говорить
о существовании в обществе молодежной,
мужской и женской, профессиональной,
криминальной субкультур.
В ряде случаев субкультура используется,
чтобы ограничить себя от других субкультур
и культуры общества в целом, и противопоставить
себя им. Примером может служить культура
аутсайдеров, людей, ставящих себя вне
общества (бомжи и др.). В этом случае можно
говорить уже не о субкультуре, а о контркультуре.
Этот термин был введен в 1960-е для обозначения
субкультур битников и хиппи, которые
открыто противопоставляли культуру раскрепощенных
чувств господствующей буржуазной культуре
с ее ханжеством и ориентацией на материальный
интерес.
Сегодня много пишут о "культурной революции", которая раскрепостила личность и ее желания и привела к смене культурных норм (парадигм). В частности, много говорят о "постмодернистской культуре" современного информационного общества.
ПОНЯТИЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ .
В современной культурологии и
социологии понятие контркультуры
используется в двух смыслах:
во-первых, для обозначения социально-культурных
установок, противостоящих фундаментальным
принципам, которые господствуют в конкретной
культуре , и во-вторых, оно отождествляется
с западной молодежной субкультурой 60-х
годов, отразившей критическое отношение
к современной культуре и отвержение ее
как «культуры отцов». Молодежная субкультура
общее обозначение разнородных по идейно-политической
ориентации ценностей определенных групп
молодежи ("новые левые", хиппи, битники,
йиппи и др.), противопоставляемых официальным
ценностям. Этот протест принимает различные
формы: от пассивных до экстремистских;
общедемократические цели нередко сочетаются
с анархизмом, "левацким" радикализмом;
"неприобретательский" образ жизни
проникнут культурным нигилизмом, технофобией,
религиозными поисками.
Понятие «контркультура» появилось в
западной литературе в 1960 г., отразив либеральную
оценку ранних хиппи и битников. Слово
принадлежит американскому социологу
Теодору Роззаку, который попытался объединить
различные духовные влияния, направленные
против господствующей культуры, в некий
относительно целостный феномен — контркультуру.
Термин «контркультура» используется
для обозначения социально-культурных
установок, противостоящих принципам
«базовой» культуры. Cовременных культорологов
на проблеме контркультуры удерживает
тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные
на гребне антибуржуазных выступлений
60-х годов, не растворились в общественном
мировосприятии последующих десятилетий.
Сами молодежные движения после своего
пика вскоре пошли на убыль, лево-радикальный
тип сознания стал утрачивать массово-социальную
опору, приобрел неожиданные модификации.
Однако жизненные ориентации, приобретенные
молодежью в процессе борьбы с истеблишментом,
не исчезли. Они вошли в плоть и кровь современной
культуры Запада.
Молодые бунтари, выступив против державных
установок западной культуры, противопоставили
им собственные ценности, и что же? С одной
стороны, есть основания говорить о том,
что новые ориентации растворились в лоне
господствующей культуры. Но, с другой
стороны, сама культура, вобрав в себя
множество новых компонентов
, предстала во многом иной. В научной литературе
эти направления нередко по-прежнему называют
контркультурой по отношению к традиционным
образцам искусства, но уже в контексте
более крупных историко-временных масштабов.
Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
— феномен человеческой
истории, возникающий в силу того,
что в 20 в. культура стала представляться
совокупностью знаний, приемов и
методов, техник и технологий действия,
т.е. чем-то внешним по отношению
к человеку, тем, чем можно овладеть,
выучив, затвердив, приняв к сведению,
и что можно легко отбросить,
когда отпала необходимость. М.к. стала
возможной и в силу того, что
результаты творческого труда немногих
людей множатся, копируются десятками
тысяч экземпляров, доводятся до
каждого, могут быть использованы каждым.
Огромные массы живут результатами
чужого труда: миллионы людей пользуются,
напр., открытием Р. Дизеля, чаще всего
даже не понимая, как и на каких
принципах устроен дизельный
двигатель. Для достижения определенных
результатов в науке достаточно
усвоить технику научного исследования,
методику проведения и описания экспериментов,
технику построения и обобщения
выводов. Точно так же и многие
современные поэты являются, по сути,
версификаторами, овладевшими техникой
стихосложения, знающими сегодняшний
уровень поэтической культуры и
имеющими более или менее развитый
поэтический вкус и слух. М.к. —
это «массовые» ученые, «массовые»
писатели, «массовые» поэты, художники,
даже философы. Ярким примером тому
является появление «массовых» писателей
и поэтов в СССР в 1920—1940-е гг. М.к.
производит специфический продукт
— массового человека. Массовый
человек не меряет себя никакой особой
мерой, ощущает себя таким, как все,
и ничуть этим не удручен, наоборот,
гордится своей одинаковостью с
другими. Если неординарный человек
старается открыть в себе талант,
особое дарование и, не открыв, чувствует
себя бездарностью, серостью, то массовому
человеку такие переживания не даны.
«Особенность нашего времени в том,
— пишет X. Ортега-и-Гассет, — что
заурядные души, не обманываясь насчет
собственной заурядности, безбоязненно
утверждают свое право на нее и
навязывают ее всем и всюду». Массового
человека характеризуют, с т. зр. Ортеги-и-Гассета,
две черты: беспрепятственный рост
жизненных запросов и врожденная
неблагодарность ко всему, что сумело
облегчить ему жизнь. Массу больше
всего заботит собственное
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
(от франц. - отборное, выбранное, лучшее)
субкультура привилегированных
групп об-ва, характеризующаяся
Различаются полит, и культурные элиты; первые, называемые также “правящими”, “властными”, сегодня, благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса, Ч.Р. Миллса, Р. Милибанда, Дж. Скотта, Дж. Перри, Д. Белла и др. социологов и политологов, достаточно подробно и глубоко изучены. Гораздо менее исследованы элиты культурные — страты, объединенные не экон., социальными, полит, и собственно властными интересами и целями, но идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т.п. Связанные в принципе сходными (изоморфными) механизмами селекции, статусного потребления, престижа, элиты полит, и культурные тем не менее не совпадают между собой и лишь иногда вступают во временные альянсы, оказывающиеся крайне неустойчивыми и хрупкими. Достаточно вспомнить духовные драмы Сократа, осужденного на смерть своими согражданами, и Платона, разочаровавшегося в сиракузском тиране Дионисии (Старшем), к-рый взялся реализовать на практике платоновскую утопию “Государства”, Пушкина, отказывавшегося “служить царю, служить народу” и тем самым признавшего неизбежность своего творч. одиночества, хотя в своем роде и царственного (“Ты царь: живи один”), и Л. Толстого, стремившегося вопреки своему происхождению и положению выразить “идею народную” средствами своего высокого и уникального искусства слова, европ. образованности, изощренной авторской философии и религии. Стоит упомянуть здесь недолгий расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; опыт высочайшего покровительства Людовика XIV музам, давший миру образцы зап.-европ. классицизма; краткий период сотрудничества просвещенного дворянства и дворянской бюрократии в царствование Екатерины II; недолговечный союз дореволюц. рус. интеллигенции с большевистской властью в 20-е гг. и т.п. , чтобы утверждать разнонаправленный и во многом обоюдооисключающий характер взаимодействующих политических и культурных элит, к-рые замыкают собой соответственно социально-смысловые и культурно-смысловые структуры об-ва и сосуществуют во времени и пространстве. Это означает, что Э.к. не является порождением и продуктом полит, элит (как это нередко утверждалось в марксистских исследованиях) и не носит классово-партийного характера, а во многих случаях складывается в борьбе с полит, элитами за свою независимость и свободу. Напротив, логично допустить, что именно культурные элиты способствуют формированию полит, элит (структурно изоморфных элитам культурным) в более узкой сфере социально-полит., гос. и властных отношений как свой частный случай, обособленный и отчужденный от целого Э.к.
В отличие от
полит, элит, элиты духовные, творческие
вырабатывают собственные, принципиально
новые механизмы саморегуляции
и ценностно-смысловые критерии
деятельностного
Собственно
ради этого круг норм и ценностей
Э.к. становится подчеркнуто высоким,
инновативным, что может быть достигнуто
различ. средствами: 1) освоение новых
социальных и мысленных реалий как
культурных феноменов или, напротив,
неприятие любого нового и “охранение”
узкого круга консервативных ценностей
и норм; 2) включение своего предмета
в неожиданный ценностно-