Положение женщины в мусульманском мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Поведение женщины в Исламе обусловлено многовековой традицией, законами и правилами, которые установлены Творцом всего сущего. В Исламе существует право (Шариат), который предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины в области прав и обязанностей. Мужчина является попечителем своей жены, он обеспечивает ее материально. На женщину же возложена обязанность обеспечение семейного очага, воспитания детей. Мусульманская женщина практически не может без согласия мужа получить образование, работать и общаться с людьми. Запрещается ходить с непокрытой голо

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ
ОТНОШЕНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ
БРАК И МАТЕРИНСТВО
РАЗВОД
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ
ОДЕЖДА ЖЕНЩИН ИСЛАМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

     Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал: "Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей размышляющих и отзывчивых". (Коран, 30:21).

     Супружество является отдельной темой разговора. Эта особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены,

где муж - это  глава семейства, а жена хозяйка  дома. Очень хорошо описал женщину-мусульманку  поэт Ростислав Подунов в стихотворении "Мусульманка", написанное в 1970 году:

В тебе мы видим  идеал  прекрасной женщины востока

Всего, что запад потерял  в своем падении глубоком.

Ты настоящая  жена,  самоотверженна, покорна,

и мужу своему верна,  и участью своей довольна

Семья и дети, дом и труд,  родной закон, родные стены

Тебя от скверны берегут удерживают от измены.

А за окном ужасный  вид:  грызня, распущенность и свинство…

О, пусть никто  не осквернит  твое святое материнство!

В зените душный смрадный день  и всюду вьются злые сплетни…

О, пусть никто  не бросит тень на честь твою,  не пустит сплетни!

Пусть защитит  Аллах тебя,  пусть пресечет  Он слово злое

 Ведь на  тебе земля стоит  людские  держатся устои.

Пусть тот, кто  про тебя солжет,  умрет и сгинет без остатка,

Ведь на тебе стоит народ,  о женщина, о мусульманка!

    Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина- мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), - Хадиджа успешно вела торговое дело.

     Подводя итог, скажем, что мусульманский  брак представляется не романтичным  союзом в голливудском духе, а кровным  и телесным родством двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой родственный союз полностью  гарантирует идеальные отношения. Но любые трения или противоречия между супругами разрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а не путем расторжения брака и разрушения семейной ячейки, что гораздо сложнее и пагубнее, чем стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) и проявить терпимость (за исключением особых случаев, когда развод не только желателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему предосторожностям мусульманский брак -это чаще всего стабильный и жизнеспособный институт.

       Среди немногих наставлений в Исламе, которых мусульмане строго придерживаются до сего дня, - особое отношение к матери. Уважение, с которым мусульмане относятся к своим матерям, общеизвестно. Особенно теплые отношения между мусульманской матерью и ее детьми

и то глубокое уважение, которое проявляют мусульманские  мужчины к своим матерям, поражают людей на Западе. В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всемогущему Аллаху.

     В Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании дитя: "Заповедовали Мы человеку почитать родителей своих. Мать носила его, испытывая тягости, отлучила его от груди в два года. Повелели Мы: "Благодари Меня и родителей своих - ко Мне вернешься ты".  

РАЗВОД

     Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода. Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их отношения. Религия дает право мужу совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "кула". Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака. В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но должна требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей; если ее муж в тюрьме; если он путешествует и подолгу не живет со своей супругой; если муж укрывается от власти и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак. Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Ислам борется с разводами. Пророк говорил своим последователям так: "Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего". Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее. Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

     ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ

     Из  всех великих религий Ислам сделал наибольшее для обеспечения экономической  независимости женщины. Хорошо известно, что в Великобритании до 1882 года, когда Акт о Собственности  Замужних Женщин был принят Парламентом, замужняя женщина не имела прав обладания  собственностью, независимо от мужа. Любая  собственность, которой обладала femme sole (незамужняя женщина), автоматически  переходила в право собственности  мужа. Ныне, более века спустя, следы  этого все еще обнаруживаются в определенных актах Британского  законодательства, что иллюстрирует зависимое по отношению к мужу положение замужней женщины. Экономическая независимость женщин была с самого начала законодательно установлена Исламом. Была отмечена обязанность мужа составить с женой экономический брачный договор пропорционально его материальным средствам. Этим договором обуславливается приданое жене со стороны мужа (мехр). Если ко времени смерти мужа мехр еще не выплачен, эта сумма считается долгом, вычитаемым из наследуемого имущества и должна быть выплачена прежде всех остальных долгов. В добавление к этому, вдова имеет право на причитающуюся ей по закону часть наследства. Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, будь то часть полагающего ей наследства, подарок или результат ее деловых качеств, принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение ее собственностью, однако если она предпочитает распоряжаться или управлять своей собственностью самостоятельно, муж не имеет права вмешиваться в ее дела. Замужняя женщина, обладающая своей собственностью, может, и в большинстве случаев вкладывает часть или всю ее в общее хозяйство супругов, но она вовсе не обязана поступать так. Ведение общего хозяйства находится в полной ответственности мужа, даже если жена является в собственных правах экономически более состоятельной, чем ее муж. Это хорошо показывает следующий случай: Святой Пророк однажды при некоторых обстоятельствах распорядился, чтобы женщины оказывали благотворительность также и из собственных средств. После этого две женщины, обе по имени Зейнаб, одна из которых была женой хорошо известного товарища Пророка Абдуллах бин Масууда, пришли к Святому Пророку и сказали ему, что их досточтимые мужья являются людьми, стесненными в средствах, тогда как они сами сравнительно более богаты. Будет ли для них духовной заслугой, спросили они, если они помогут мужьям из собственных средств? Святой Пророк уверил их, что их трата на помощь мужьям будет двойной заслугой, так как это будет считаться и благотворительностью и милосердием по отношению к близким. Священный Коран наставляет:

     "И  не завидуйте тому, чем Аллах возвысил  одних из вас  перед другими.  Получат мужчины  долю из заслуженного  ими, и женщины  долю из заслуженного  ими. И молите  Аллаха о щедростях  Его. Истинно, Аллах  ведает все в  совершенстве.”

     "И  каждому назначили  Мы наследников  тому, что оставят  родители и родственники, (а  также) те, с которыми  вы заключили клятвенное  соглашение. Итак, дайте  им долю их. Истинно, все видит Аллах".

     Исламская система старшинства и наследования нацелена на возможно более широкое  распределение собственности. Если человек умирает, оставляя его или  ее живых родителей, мужа и жену, сыновней и дочерей, они все получают долю наследства при том главном  условии, что мужская доля вдвое  превышает женскую при равной степени родства. Здесь нет никакого неравенства, если учесть, что мужчина  ответственен за содержание семьи, в  то время как женщина освобождена  от этой ответственности. По обычаям  джахилийи женщина была лишена права  наследовать, поскольку она, якобы, не участвовала в создании наследства. Это было явной несправедливостью.

     Ислам же предоставил права женщине, пояснив  при этом, что её доля в наследстве всё же не равна доле мужчины. Право  женщины на долю наследства не давал  никто из людей, оно исходит от Всевышнего Аллаха, который ниспослал  людям обязательные правила. Аллах  не сделал эти правила объектом распоряжения людей, которые могут поступать  под влиянием своих чувств. Женщина  наследует также часть выкупа за своего

убитого мужа. Если же женщина получает половину доли наследника мужского пола, то в  этом случае она не имеет права  на алименты. Этими божественными  законоустановлениями Ислам обеспечил  права и достоинства женщины  и защитил её от похотливых глаз, от потери чести в пучине порока и извращений, которые рекламируются сейчас на Западе. И поскольку женщина есть опора семьи, она должна сознавать, что исламская религия облагодетельствовала её и защитила от несправедливости. Мусульманин имеет право завещательно распределить только одну треть своей собственности. То, что он хочет оставить на благотворительность или тем, кто не является наследником по закону, не должно превышать одной трети того, чем он владеет; он не властен исключить из наследования или уменьшить долю наследства законных наследников. Исламская система не оставляет места для несправедливостей в распределении наследства, таких, как право первородства или исключения женщины из права наследования

       Нормальным правилом является  то, что женщина должна быть  вообще ограждена от случайной  повинности выступать в качестве свидетеля при юридических процедурах. Таким образом, обыкновенно женщина не должна быть призываема, чтобы засвидетельствовать документ при свершениях гражданских сделок. Это правило может нарушаться, если дело срочное.  

     ОДЕЖДА ЖЕНЩИН ИСЛАМА 

     Одежда  мусульманки, называемая хиджабом /покрывалом/, должна обладать определенными качествами и отвечать ряду условий, что является абсолютно необходимым:

     1) Женская одежда должна скрывать  все тело женщины за исключением  лица и ладоней. Закрывать лицо  необходимо только в одном  случае - если на нем присутствует  краска или макияж. Во всех  остальных ситуациях закрывать  лицо необязательно. При желании  женщина может закрывать лицо, выходя из дому, однако это  необязательно. Тело же закрывать  следует в обязательном порядке  как вне дома, так и в его  стенах, если там присутствуют  чужие мужчины /все, кроме мужа  и ближайших родственников женщины,  для которых она неприкосновенна/.

     2) Женское одеяние не должно  быть прозрачным и материал  для него следует подбирать  плотный, через который нельзя  рассмотреть цвет кожи или  нижнюю одежду.

     3) Одежда должна быть широкой  и просторной, а не узкой и  облегающей. Материя.

     4) Женское одеяние не должно  быть похожим на одежду немусульманок.  Это одно из обязательных требований, продиктованное стремлением сохранить  исконный облик женщины-мусульманки.

     5) Женская одежда не должна походить  на мужскую, либо на одежду  юношей. Ислам не дозволяет этого,  так как это несовместимо с  женственностью и особым характером  личности женщины.

     6) Женская одежда не должна быть  вызывающей и бросающейся в  глаза. Из этого следует, что  необходимо избегать покупать  дорогую и роскошную одежду  подобного рода, то есть вызывающую.

     7) Женская одежда не должна быть  окуренной благовониями или надушенной, если в ней женщина собирается  выйти из дома. Допускается ношение  одежды, окрашенной желтяницей /дикий  шафран/, которую мужчинам одевать  запрещается.

Информация о работе Положение женщины в мусульманском мире