Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель работы – проанализировать сущность политической культуры и рассмотреть политическую культуру российского общества.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть содержание понятия «политическая культура»;
- выяснить назначение политической культуры;
- рассмотреть функции и типы политической культуры;
- определить генотип российской политической культуры;
- выявить сущность и специфику политической культуры современной России;
-рассмотреть взаимоотношения власти и культуры в современной России

Работа содержит 1 файл

непосредственно реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    В различных исторических условиях некоторые  функции политической культуры могут  затухать и даже исчезать, например, интеграция. В СССР могло существовать только одно политическое течение, вернее, два – беспартийные и члены партии. Остальные же проявления политической самостоятельности объявлялись вне закона.

    Роль  политической культуры состоит в  снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

 

    4. Основные типы политической культуры. 

    1. «Закрытый» тип. Отличается политической  замкнутостью. Сориентирован на  собственные политические ценности  и нормы. Развивается в режиме  политико-культурной автономии. Четко привержен собственным этническим, религиозным (либо идеологическим), историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентации.

    Данному типу свойственны ограничение и  регулирование политических пристрастий  граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.

    2. «Открытый» тип. Восприимчив к  инокультурному опыту. Имеет богатые  политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного самореформирования. Отличается высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности.

    Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либерально-демокра-тической модели политической культуры.

    3. Патриархальная политическая культура. Данный тип присущ неразвитой  культуре, существующей в обществе, в котором идет процесс становления  политической системы.

    У людей — носителей этого культурного  типа отсутствуют политическая активность и разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей  «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях.

    Носители  этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам.

    4. Подданническая политическая культура. Носители этого типа предпочитают  подчиняться властям. Не пытаются  оказывать воздействие на власти  политическими методами, имеющимися  в их распоряжении.

    Представителям  данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они  не готовы к активному участию  в политической жизни. Для таких  людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.

    5. Активистская политическая культура. Отличительной чертой этого типа  является отчетливая ориентация  гражданина на действенную личную  роль в политической жизни  общества, на обретение достаточного  личного статуса в политической системе.

    Третий, четвертый и пятый типы политической культуры относятся к категории  «чистых», — т.е. достаточно ярко выраженных. Наряду с ними существуют и «смешанные» типы политической культуры:

    6. Патриархально-подданническая политическая культура.

    7. Подданническо-активистская политическая  культура.

    8. Патриархально-активистская политическая  культура. Дело в том, что в  реальной политической жизни  различные политико-культурные типы  взаимодействуют между собой  и взаимовлияют друг на друга. В результате этого и образуются «смешанные» типы политической культуры.

    9. «Культура гражданина» (относится  к числу «смешанных» типов). Данный  тип наиболее характерен для  буржуазно-демократических политических  систем. Он наиболее эффективно  сочетает элементы других типов политической стабильности. Способствует конструктивному функционированию соответствующих политических режимов.

    10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчетливо этот тип  наблюдается в обществе, вошедшем  в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую «ломку».

    В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация  составляющих его социальных групп, маргинализация общества.

    Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, политической агрессивностью и нетерпимостью. Ей свойственна и харизматичность, т.е. ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальных групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями».

    Данный  тип может характеризоваться  также политическим нигилизмом и  растерянностью. Он может усиливать  в обществе чувство изолированности  и разногласия между социальными  группами, нарушать политическое равновесие и гражданское согласие.

    11. Интегрированный тип политической  культуры. Отличается наличием сравнительно  высокой степени общественно-политического  согласия по основополагающим  вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем

    Власть  всегда стремится выработать в обществе лояльное отношение к собственной  политике, хотя бы внешне, закрепляя  нормы и стереотипы общения, придает  особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабильность отношений властной верхушки и остального общества.

    Политическая  культура в государстве сохраняется  далеко не всегда. Ее нормы и правила  поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму.  
 

    Наиболее  известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду  и С. Верба, которые выделили три  вида политической культуры: 

    1. Патриархальная, для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы для этих изменений. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности свойственны этому типу политической культуры. Такая культура может сразу стать господствующей в молодых государствах, но она присутствует и в развитых странах, когда кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.

    2. Подданическая, отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему и результаты ее деятельности. Но одновременно отмечается низкая индивидуальная активность граждан, их слабое участие в функционировании политической системы. Достоинством этого типа политической культуры является ее способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.

    Необходимым компонентом этого типа политической культуры является жесткая централизация  управления, келейность процессов принятия политических решений, Происходит постепенное  истощение, деградация инициативы граждан. Государственная власть представляется в плане спускания сверху норм, которые необходимо выполнять, и регламента, которому нужно подчиняться. Людьми руководит боязнь наказания или ожидание благ.

    3. Активистская (культура участия) - ей присуще высокий интерес граждан к политике, их хорошая информированность, стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели, высокая активность. Граждане пытаются оказывать влияние на процесс выработки и принятия решений. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.4

    Но  на практике видно, что эти три  типа взаимодействуют между собой, образовывая смешанные формы  с преимуществом тех или иных компонентов. 
 

 

5.  Генотип российской политической культуры. 

    Специфика, обусловленная особенностями исторического развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры.

    Особенности исторического развития России:

    1. Еще в Древней Руси культура, являясь традиционной архаичной,  приобрела вечевую форму. Ее специфика заключалась в неприятии инноваций, угрожающих установившимся порядку и правилам, в нацеленности на воспроизводство локальных миров, которая вступала в противоречие со стремлением формировать государство. 

    2. Географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество. Страна оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского или личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и азиатского, или социоцентрического, ориентирующегося на общество, коллектив, государство. При этом взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе весьма своеобразно: оно предполагает не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обоих типов, но и непрерывную борьбу между ними. На этой основе возникали двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры. Наиболее ярким примером является борьба «западников» и «славянофилов». Т. И. Заславская предлагает в культурном плане признать Россию «маргинальным членом европейской семьи, занимающим в ней примерно такое же место, как Плутон в Солнечной системе».

    3. Специфику роли и места России  определяло также огромное геополитическое  пространство, на котором сосуществовали народы с различными типами культур. В России испокон веков государство воспринимается, как становой хребет цивилизации, гарант целостности и существования общества.

    4. Государствоцентричность оборачивается  сакрализацией верховной власти, т.е. стойким ее восприятием  как санкционированной внечеловеческими  силами. Неизменным атрибутом образа  лидера в массовом сознании  выступает не способность согласовывать  позиции и достигать компромисса, а умение навязывать свою волю. Лидер предстает главным объектом патерналистских ожиданий, чему способствует живучая историческая память об «отцах-благодетелях», черпаемая из российской политической традиции. В результате сложилось убеждение, что только от государя, его ума и просвещенности зависит благосостояние страны. Так сформировалась вера в высшую царскую справедливость, ставшая характерной для политической культуры России.

    5. История российского государства  тесно связана с православием. Православная церковь выступала духовной опорой русских, противостояла мусульманскому Востоку и католическому Западу. Православная вера сыграла важную роль в формировании идей о величии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отечеству, особом пути России, ставшие важнейшими компонентами политического сознания россиян. Церковь возвела в ранг святых выдающихся деятелей, которые в строгом смысле не являлись ее служителями (княгиня Ольга, князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие).

    6. Являясь последовательницей византийской  цивилизации, Россия восприняла  от нее не только религию,  но и культуру, прежде всего  имперскую идею, реализация которой  привела к превращению страны  в многоэтническую, разноязыкую  империю. Удержать целостность такой огромной империи можно было только с помощью деспотической власти, сильного централизованного государства. При этом власть терпели, не принимая сердцем, что отражалось в негативном отношении населения к ее представителям, особенно к чиновникам.

    7. Из Восточно-Римской империи массовым сознанием был воспринят и своеобразный космополитизм - надэтничный, наднациональный характер как самой политической власти, так и государственности, что проявилось в интернациональной политике советского государства и в отсутствии потребности в формировании русского национального государства.

Информация о работе Политическая культура