Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:01, реферат
Цель работы – проанализировать сущность политической культуры и рассмотреть политическую культуру российского общества.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть содержание понятия «политическая культура»;
- выяснить назначение политической культуры;
- рассмотреть функции и типы политической культуры;
- определить генотип российской политической культуры;
- выявить сущность и специфику политической культуры современной России;
-рассмотреть взаимоотношения власти и культуры в современной России
Введение
Политика
носит всепроникающий характер, довлеет
над иными сферами жизни, что
ведет к политизации экономики,
социальной сферы, региональных, межнациональных,
межпоколенческих отношений. Это обстоятельство
выводит в число актуальных вопросов
изучение политических процессов и институтов,
механизмов политических действий и их
последствий в увязке с политико-культурологическими
Политическая культура – это не только один из важнейших институтов, составляющих общественное сознание. Это одновременно и система ценностей, формирующих идентичность нации, единство государства, это феномен, влияющий на все сферы государственного и гражданского бытия.
Тема данной работы актуальна потому, что современные политические процессы носят многоуровневый и разносторонний характер. Политическая культура, будучи компонентом политической системы, активно влияет на политический процесс, во многом предопределяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику целей социального развития, путей их достижения, степень устойчивого развития общества.
Степень разработанности проблемы. Вопрос в целом о политической культуре не нов в научной литературе как зарубежной, так и в отечественной. Попытки осмысления политической жизни, доминантой которой является политическая культура, делались уже в глубокой древности с возникновения первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики было её религиозно - мифологическая трактовка. Примерно с середины I тысячелетия усиливается процесс рациональности политических взглядов, появляются первые политические концепции, носящие философско - этическую форму. Начало собственных теоретических исследований политики связано с именами Аристотеля, Конфуция, Платона и других древних мыслителей. Цель политики они видели в достижении высшего блага человека и государства. Так постепенно зарождается идея, что политика тесно связана с деятельностью человека, и её характер во многом определяется этой деятельностью. Значительный вклад в развитие философского осмысления политики внёс итальянский ученый Н. Макиавелли (XV - XVI вв.). Он уподобил политику, политические процессы естественным, природным факторам, освободил политические исследования от религиозно - этической формы, подчиняя их решению реально -практических задач. В последующие исторические периоды политические теории и концепции обогатились идеями демократии, гражданского общества, правового государства, свободы личности, разрабатываемыми
Объект
исследования - политическая культура.
Цель
работы – проанализировать сущность
политической культуры и рассмотреть
политическую культуру российского общества.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть содержание понятия «политическая культура»;
-
выяснить назначение
- рассмотреть функции и типы политической культуры;
- определить генотип российской политической культуры;
-
выявить сущность и специфику
политической культуры
-рассмотреть
взаимоотношения власти и
1.
Понятие "политическая
культура" и его содержание.
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. 1
История термина
Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г. Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система.
Наиболее известное исследование политической культуры было предпринято в классической работе Г. Алмонда и С. Вербы. Они определяли ее как «субъективный поток политики, который наделяет значением политические решения, упорядочивает институты и придает социальный смысл индивидуальным действиям». В другом месте, С. Верба в соавторстве с психологом Л. Паем писали еще более прямо: «Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, интернализованную в знании, чувствах и оценках его членов». В конечном счете, понятие «политическая культура» оказалось настолько удобным, что в результате многих исследований сложилось масса ее определений. 2
Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры.
а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;
б)
это часть духовной культуры общества,
включающая в себя те ее элементы, которые
связаны с общественно-
в) это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;
г) это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.
Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.
Политическая
культура - это культура политического
мышления и политической деятельности,
а также степень
Субъектом политической культуры может быть индивид, группа, партия, регион, население страны в целом и т. д.
Среди объектов, на которые направлена установка, принято выделять политическую систему в целом, текущий политический процесс, политический режим, отдельные партии, политических лидеров, политические ценности, наконец, самого субъекта.
Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический.
Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики, выбор им тех или иных политических ориентации и норм политического поведения.
Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или восточной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т.п.
Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро» политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.
Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.
Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение.
Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в политическую жизнь общества, или сознательно устраняются из политики. При этом определенная часть людей занимают и позицию «наблюдателей». Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.
Важнейшей характеристикой политической культуры конкретного общества является степень ее гомогенности. Неоднородность допускает существование ряда субкультур и даже контркультур в рамках (или наряду) с господствующей политической культурой. Однородность категорически препятствует этому, служа основой для тоталитаризма.
Политическая культура — динамичный и, одновременно достаточно инерционный феномен. Она развивается вместе со своими носителями, индивидами и политическими общностями, Политический опыт при передаче от поколения к поколению подвергается внешним воздействиям, которые либо укрепляют основы сложившейся политической культуры, либо видоизменяют ее. К таким воздействиям относятся ряд моментов. Во-первых, это динамика отношений в сфере производства и потребления, что ведет к перестройке социальной структуры, потребностей и интересов социальных групп. Во-вторых, обретение нового исторического опыта. Опыт передается следующим поколениям не в чистом, а превращенном виде. Трансформация первичного опыта происходит через закрепляющие его идеологические представления, нормы и ценности, а также за счет личных особенностей тех, кто передает этот опыт. Важнейшим средством консервации устоявшихся элементов политической культуры являются традиции.
2.
Назначение политической
культуры.
Политическая
культура может проявляться в
форме духовных побуждений человека,
в определенных формах его деятельности,
а также в
В
целом политическая культура способна
оказывать множественное
Так, например, в традиционных обществах политическая культура, даже реформируясь, как правило, противодействует демократизации политической системы. Поэтому большинство революций чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам, либо террором (только он способен принудить людей к жизни по новым принципам политики).
Вспомним один из лозунгов Великой Октябрьской Революции: "Террор пролетариата". Только таким образом можно было внедрить новые принципы и новую политическую культуру. И все же был период нэпа – и как же нещадно боролись потом с зажиточными людьми! Государство выживало, используя достаточно жестокие приемы борьбы с инакомыслящими.
Политическая
культура способна порождать новые,
нетрадиционные для общества формы
социальной и политической жизни,
сочетать элементы старого и нового политического
устройства.
3.
Функции политической
культуры.
Политической культуре свойственны определенные функции. Вот некоторые из них: