Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель работы – проанализировать сущность политической культуры и рассмотреть политическую культуру российского общества.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть содержание понятия «политическая культура»;
- выяснить назначение политической культуры;
- рассмотреть функции и типы политической культуры;
- определить генотип российской политической культуры;
- выявить сущность и специфику политической культуры современной России;
-рассмотреть взаимоотношения власти и культуры в современной России

Работа содержит 1 файл

непосредственно реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Введение 

    Политика  носит всепроникающий характер, довлеет  над иными сферами жизни, что  ведет к политизации экономики, социальной сферы, региональных, межнациональных, межпоколенческих отношений. Это обстоятельство выводит в число актуальных вопросов изучение политических процессов и институтов, механизмов политических действий и их последствий в увязке с политико-культурологическими  и аксиологическими компонентами.

    Политическая  культура – это не только один из важнейших институтов, составляющих общественное сознание. Это одновременно и система ценностей, формирующих идентичность нации, единство государства, это феномен, влияющий на все сферы государственного и гражданского бытия.

    Тема  данной работы актуальна потому, что современные политические процессы носят многоуровневый и разносторонний характер. Политическая культура, будучи компонентом политической системы, активно влияет на политический процесс, во многом предопределяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику целей социального развития, путей их достижения, степень устойчивого развития общества.

    Степень разработанности  проблемы. Вопрос в целом о политической культуре не нов в научной литературе как зарубежной, так и в отечественной. Попытки осмысления политической жизни, доминантой которой является политическая культура, делались уже в глубокой древности с возникновения первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики было её религиозно - мифологическая трактовка. Примерно с середины I тысячелетия усиливается процесс рациональности политических взглядов, появляются первые политические концепции, носящие философско - этическую форму. Начало собственных теоретических исследований политики связано с именами Аристотеля, Конфуция, Платона и других древних мыслителей. Цель политики они видели в достижении высшего блага человека и государства. Так постепенно зарождается идея, что политика тесно связана с деятельностью человека, и её характер во многом определяется этой деятельностью. Значительный вклад в развитие философского осмысления политики внёс итальянский ученый Н. Макиавелли (XV - XVI вв.). Он уподобил политику, политические процессы естественным, природным факторам, освободил политические исследования от религиозно - этической формы, подчиняя их решению реально -практических задач. В последующие исторические периоды политические теории и концепции обогатились идеями демократии, гражданского общества, правового государства, свободы личности, разрабатываемыми

    Объект исследования - политическая культура. 

    Цель  работы – проанализировать сущность политической культуры и рассмотреть политическую культуру российского общества. 

    Реализация  указанной цели предполагает постановку и решение  следующих задач:

    - раскрыть содержание понятия «политическая культура»;

    - выяснить назначение политической  культуры;

    - рассмотреть функции и типы  политической культуры;

    - определить генотип российской  политической культуры;

    - выявить сущность и специфику  политической культуры современной  России;

    -рассмотреть  взаимоотношения власти и культуры  в современной России 

     
 

    1. Понятие "политическая культура" и его содержание. 

    Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. 1

    История термина

    Термин  «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г. Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система.

    Наиболее  известное исследование политической культуры было предпринято в классической работе Г. Алмонда и С. Вербы. Они  определяли ее как «субъективный  поток политики, который наделяет значением политические решения, упорядочивает институты и придает социальный смысл индивидуальным действиям». В другом месте, С. Верба в соавторстве с психологом Л. Паем писали еще более прямо: «Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, интернализованную в знании, чувствах и оценках его членов». В конечном счете, понятие «политическая культура» оказалось настолько удобным, что в результате многих исследований сложилось масса ее определений. 2

    Анализ  соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры.

    а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;

    б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые  связаны с общественно-политическими  институтами и политическими  процессами;

    в) это совокупность стереотипов политического  сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;

    г) это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения  социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.

    Суммируя  все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.

    Политическая  культура - это культура политического  мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе.  

    Субъектом политической культуры может быть индивид, группа, партия, регион, население страны в целом и т. д.

    Среди объектов, на которые направлена установка, принято выделять политическую систему в целом, текущий политический процесс, политический режим, отдельные партии, политических лидеров, политические ценности, наконец, самого субъекта.

    Выделяются  три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический.

    Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики, выбор им тех или иных политических ориентации и норм политического поведения.

    Такой выбор зависит от жизненных позиций  человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или восточной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т.п.

    Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро» политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.

    Именно  на гражданском уровне формируется  убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в  приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.

    Политический  уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение.

    Достигнув этого уровня, люди или активно  включаются в политическую жизнь  общества, или сознательно устраняются  из политики. При этом определенная часть людей занимают и позицию  «наблюдателей». Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.

    Важнейшей характеристикой  политической культуры конкретного общества является степень ее гомогенности. Неоднородность допускает существование ряда субкультур и даже контркультур в рамках (или наряду) с господствующей политической культурой. Однородность категорически препятствует этому, служа основой для тоталитаризма.

    Политическая  культура — динамичный и, одновременно достаточно инерционный феномен. Она  развивается вместе со своими носителями, индивидами и политическими общностями, Политический опыт при передаче от поколения к поколению подвергается внешним воздействиям, которые либо укрепляют основы сложившейся политической культуры, либо видоизменяют ее. К таким воздействиям относятся ряд моментов. Во-первых, это динамика отношений в сфере производства и потребления, что ведет к перестройке социальной структуры, потребностей и интересов социальных групп. Во-вторых, обретение нового исторического опыта. Опыт передается следующим поколениям не в чистом, а превращенном виде. Трансформация первичного опыта происходит через закрепляющие его идеологические представления, нормы и ценности, а также за счет личных особенностей тех, кто передает этот опыт. Важнейшим средством консервации устоявшихся элементов политической культуры являются традиции.

 

    2. Назначение политической культуры. 

    Политическая  культура может проявляться в  форме духовных побуждений человека, в определенных формах его деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в органах политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

    В целом политическая культура способна оказывать множественное влияние  на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется  даже в случае изменения внешних  обстоятельств и характера правящего  режима.

    Так, например, в традиционных обществах  политическая культура, даже реформируясь, как правило, противодействует демократизации политической системы. Поэтому большинство  революций чаще всего заканчивается  либо возвратом к прежним порядкам, либо террором (только он способен принудить людей к жизни по новым принципам политики).

    Вспомним  один из лозунгов Великой Октябрьской  Революции: "Террор пролетариата". Только таким образом можно было внедрить новые принципы и новую  политическую культуру. И все же был период нэпа – и как же нещадно боролись потом с зажиточными людьми! Государство выживало, используя достаточно жестокие приемы борьбы с инакомыслящими.

    Политическая  культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы  социальной и политической жизни,  сочетать элементы старого и нового политического устройства. 
 
 

 

    3. Функции политической культуры. 

    Политической  культуре свойственны определенные функции. Вот некоторые из них:

  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ – человек стремится принадлежать к какой-либо социальной группе;
  • АДАПТАЦИЯ - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;
  • ИНТЕГРАЦИЯ (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;сохранения и развития основ политической деятельности; 3
  • проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
  • проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
  • профетическая, прогностическая в отношении развития;
  • апробации и верификации политических кадров;
  • синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Информация о работе Политическая культура