Петровские реформы и их влияние на культуру России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающего противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях

Содержание

Введение.
Глава 1.Политические идеи петровских реформ.
1.1.Реформы Петра первого и их влияние на
Русскую культуру.
1.2.Ф.Салтыков.
1.3.И.Посошков.
1.4.Ф.Прокопович.
Глава 2.Ломка старых традиций. Поворот в развитии
Искусства.
2.1.Литература петровского времени.
2.2.Развитие театрального искусства.
2.3.Живопись.
Глава 3.Зарождение новой архитектуры,
Изменение старых архитектурных традиций.
3.1.Новые влияние в архитектуре.
3.2.Санкт-Петербург.
Глава 4.Новая организация просвещения
.Развитие науки.
4.1.Открытие школ различного типа.
Появление профессионального образования.
4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.
4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.
4.4.Начало музейного дела.
Глава 5.Оценка роли
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Контральная по культурологии.docx

— 49.28 Кб (Скачать)

 

 Практические меры по созданию  отечественных учебных заведений  ведут свое начало ко времени  пребывания Петра в Англии, где  он нанял трех преподавателей. Эти преподаватели были предназначены  для школы навигационных наук.

 

 Однако до открытия навигационной  школы приходилось использовать  другой способ обучения — посылать  русских учеников за границу.  При этом им вменялось в  обязанность не столько усвоение  теоретических знаний, сколько приобретение  практических навыков в кораблестроении,  в управлении кораблем во время  боя, кораблевождении. Учащиеся  постигали науки не столько  за партой, сколько с топором  в руках на верфи и т.д.

 

 Особо следует подчеркнуть,  что отправка русских людей  за границу для обучения производила  крутой переворот в сознании  современников. В допетровские  времена общение с иностранцами  не поощрялось. Разрешение на  выезд зарубеж получали лишь  две категории людей: лица, находившиеся  в составе посольств и купцы  (гости). Для купцов это была  существенная привилегия: среди  промышленно-торгового населения  страны только гости имели  право покидать пределы страны  для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу  не только не запрещалась, но  и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке. В "Гистории Свейской войны" автор повествует, что в 1699 году "государь дал позволение всем своим подданным ездить в иностранные европейские государства для обучения, которое раньше было запрещено под казнию; и не только позволял, но еще к тому и понуждал."

 

 Это новшество многим было  совершенно враждебно. Интересно  привести в пример первого  ученика обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр Васильевич постников. После  обучения в славянско-греческо-латинской  академии его отправили в Италию  обучаться медицине. В Падуанском  университете он получил две  ученые степени — доктор медицины  и философии.

 

 Его эрудиция и знание  европейских языков пригодились  царю во время его первого  путешествия за границу, он  сопровождал Петра в Амстердаме  и Лондоне, консультировал царя  по поводу приобретения коллекций  и медикаментов. Позже он был  использован на дипломатической  службе.

 

 Регулярная практика отправки  недорослей на учебу за границу  начинается с конца 1696 года, когда  был опубликован указ об отправке  в разные государства учиться  всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали в  Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека  были княжеского рода.

 

 Петр лично составил для  этих учеников инструкцию, в которой  изложил программу обучения. В  число наук, которые надлежало  одолеть царь включил навигацию  и кораблестроение. О результатах обучения выдавались свидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме учебы стольник, — посыльный за границу обязан был обучить овладеваемой специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом, общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.

 

 В дальнейшем эта практика  заграничного обучения вошла  в систему. Однако это был  не главный, а вспомогательный  путь развития просвещения.

 

 В первой четверти ХVIII была  создана целая сеть школ начального  обучения. Открыты цифирные школы  для дворян, приказных, дьяческих  и подьяческих детей 10-15 лет.  Скоро было уже 42 таких школы  главным образом в провинциальных  городах.

 

 Наиболее важными в системе  петровского просвещения являются  технические учебные заведения.  В Москве в 1701 г. начались  занятия в Навигационной и  Артиллерийской школах, а позднее  вместо навигационной школы была  учреждена в Петербурге Морская  академия. В 1712г. в Москве открылась  инженерная школа. Медицинский  персонал готовился в Медицинском  училище при Московском госпитале.  Создание системы подготовки  кадров позволило освобождаться  от иностранцев наемников, и  прежде всего в офицерском  корпусе. Уже после Прутского  похода Петр уволил в отставку  свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев.  К 20 годам ХVIII века офицерский  корпус на 90% состоял из русских.

 

        4.2. Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

Для открывшихся школ выпускалась  разнообразная учебная литература — буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной  школы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в Москве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных  и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных  странах".

 

 Распространению печатной литературы  способствовало введение в 1710 году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению  с начертанием старых церковно-славянских  букв.

4.3. Развитие науки. Учреждения академии наук.

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в  поисках новых торговых путей, в  картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов  провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

 

 Большие достижения характерны  для этого времени в практической  механике. Собирались коллекции  по минералогии и металлургии,  ботанике, биологии и т.п. была  организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.

4.4. Начало музейного дела.

В 1714 году в России был организован  первый естественнонаучный музей —Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной  библиотекой, располагавшейся в  том же здании.

 

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России. Поэтому  Петр считался лучшим гидом, он любил  показывать экспонаты музея и  рассказывать о них как иностранным  послам, так и русским вельможам. Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного путешествия в 1697–1698 гг. Сбор редкостей  внутри страны также связан с инициативой  Петра I. Он давал поручения должностным  лицам в провинции. Издавал указы  с призывом к населению приносить  все что "зело старо и необыкновенно" [10 Н. Павленко Петр Великий — М. : Мысль, 1998г. ,кости вымерших животных, птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так  же уродов. За экспонаты полагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным образом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних  земель, вменялось в обязанность  собирать и доставлять образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу жизни  Петра собрание Кунсткамеры приобрело  славу чуть ли не самого богатейшего  в Европе.

 

Глава.5. Оценка роли петровских реформ в области культуры.

Заключение.

В заключении следует отметить, что преобразования в области культуры были органичной части реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетвори насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменения. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра первого были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства.

В результате реформ и активной военной  политики страна получила выход к  Балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой.

Наиболее долговечной осталось культурное наследие Петра первого, сохранились многие учреждения культуры , памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

Пётр первый по праву считается  одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем.

Реформы Петра великого касались различных  сфер жизни общества. В 1699 году Пётр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю  византийского образца: Новый год  начинался с 1 сентября. С 1699 года Новый  год должен быть начинается с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвало большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчёте на новый лад 1700 год. Должен был наступать только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о  создание в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей  под страхом кнута или ссылки. В 1701 году либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой,  проходя мимо дворца. В 1702 году наступил черёд реформирования семейной жизни: были заделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещении Франции Пётр издаёт указ о гостеприимстве.

Радикально изменяется положение  женщины в обществе. Пётр попытался  приобщить её к современной светской жизни, по примеру запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.

Два  с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении петровских преобразований, но  вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном – это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю её можно разделить на допетровскую и после петровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, ровного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме.

Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закреплённые при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.

Однако, как бы не старались очернители Петра первого в истории его дела оцениваются как прогрессивные.

 

Литература.           

1.Анисимов.Е.В, Каменский.А.Б,  Россия в 18 – первой половине 19 века: История.

2.Павленко.В.И. Пётр Великий.- М.:Мысль  1990.

3.Соловьёв.С.М. Об истории новой   России.- М.:Просвещение 1993.

                          

 

 


Информация о работе Петровские реформы и их влияние на культуру России