Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, контрольная работа
В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающего противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях
Введение.
Глава 1.Политические идеи петровских реформ.
1.1.Реформы Петра первого и их влияние на
Русскую культуру.
1.2.Ф.Салтыков.
1.3.И.Посошков.
1.4.Ф.Прокопович.
Глава 2.Ломка старых традиций. Поворот в развитии
Искусства.
2.1.Литература петровского времени.
2.2.Развитие театрального искусства.
2.3.Живопись.
Глава 3.Зарождение новой архитектуры,
Изменение старых архитектурных традиций.
3.1.Новые влияние в архитектуре.
3.2.Санкт-Петербург.
Глава 4.Новая организация просвещения
.Развитие науки.
4.1.Открытие школ различного типа.
Появление профессионального образования.
4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.
4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.
4.4.Начало музейного дела.
Глава 5.Оценка роли
Заключение.
Литература.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Российский государственный
Институт менеджмента и
Контрольная работа
По дисциплине : «Культурология»
Тема : «Петровские реформы и их влияние на культуру России»
Вариант. № 62.
Зачётная книжка. №
План
Введение.
Глава 1.Политические идеи петровских реформ.
1.1.Реформы Петра первого и их влияние на
Русскую культуру.
1.2.Ф.Салтыков.
1.3.И.Посошков.
1.4.Ф.Прокопович.
Глава 2.Ломка старых традиций. Поворот в развитии
Искусства.
2.1.Литература петровского времени.
2.2.Развитие театрального искусства.
2.3.Живопись.
Глава 3.Зарождение новой архитектуры,
Изменение старых архитектурных традиций.
3.1.Новые влияние в архитектуре.
3.2.Санкт-Петербург.
Глава 4.Новая организация просвещения
.Развитие науки.
4.1.Открытие школ различного типа.
Появление профессионального образования.
4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.
4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.
4.4.Начало музейного дела.
Глава 5.Оценка роли
Заключение.
Литература.
В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающего противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обострённый интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра первого. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробные механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывает реформы, связанные с зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.
Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого,так как реформы задевали всех. Первые доходят до того, что зовут Петра «Земным богом», вторые не страшатся называть его антихристом. И те и другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому что находятся под его влиянием его деятельности.
Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть петровских реформ. Ещё до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687г. Была открыта словяно – греко – латинская академия первое высшее учебное заведение в России.
И всё же деятельность Петра была революционной.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возращение Пётр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701г. В Москве в Сухаревой башне открывается школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий – автор «Арифметики». В 1911г. В Москве появилась инженерная школа.
Пётр стремится к тому, что бы как можно скорее преодолеть возникшую ещё со времён тотаро – монгольского ига разобщённость России и Европы. Одним из её проявлений было разное летоисчисление, и в 1700г.Пётр переводит Россию на новый календарь – 7208год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.
В 1703г. В Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» - первой русской газеты, в 1702г. В Москву приглашается группа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшее российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717г. Выходит книга «Юности честное зерцало» - своего рода учебник этикета, а с 1718г. Существовали ассамблеи дворянские собрания по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а поэтому были достаточно болезнены как для высших, так и для низших слоёв общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вёл к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных начинаний. Пётр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.
Когда умер Пётр и кончилась его реформационная деятельность дело Петра не умерло и Россия не могла вернутся в прежнее состояние. Плоды его деятельности, внешняя сила России и новый порядок внутри страны были на глазах у каждого, а жгучая вражда недовольных стала воспоминанием.
Но многие сознательно жившие люди и долго спустя после смерти Петра продолжали ему удивляться не менее современников. Они жили в созданной им гражданской обстановке и пользовались культурой, которую он так старательно насаждал. Если Пётр внёс в Россию свет просвещения и создал и создал её политическую силу, то до него, как думали, была «тьма и ничтожество». Так приблизительно характеризовал допетровскую Русь канцлер граф Головкин, поднося Петру титул императора в 1721г.
В своей работе я пытаюсь показать, что было сделано Петром для конкретных преобразований культуры т.е. показать развитие науки и искуства, проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Данная работа охватывает хронологически 1684 – 1725годы.
Глава 1.Политические идеи петровских
Реформ.
На русскую культуру.
В конце 17 века, когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр Первый, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России в отличии от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям ни к Чёрному, ни к Балтийскому через которые могла бы развивать внешнею торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми – дворянами шла ожесточённая борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств – Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.
Россия 17 века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований во многом совпадающая с его реформами.
В период своего царствования Пётр первый умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя – Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс. и др. Сплочённая группа сподвижников сформировалась и среди русских.
Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, братья Апраксины, А.Меньшиков.и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.
У Петра не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую , удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных специальных слоёв, вызывало скрытое и открытое недовольство.
Реформаторская деятельность Петра Первого продолжала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Пётр действовал решительно, целенаправленно с крайней жёсткостью По меткому определению Пушкина его указы были «не редко жестоки, своенравны, и кажется, писаны кнутом»
Петровские реформы
Сближение с западом проявилось и в том, что Пётр прилагал массу усилий к тому, что бы русский человек и внешностью походил на европейца. 26 августа 1698 года на следующий день после прибытия из-за заграницы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокироных этой выходкой бояр.
Подобную операцию Пётр повторил несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.
Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал всё население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.
Тем, кто не желал этого делать, надлежало платить большие налоги с учётом положения в обществе.
В этой же форме Пётр Первый организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года шуточное освещение у Лефортова дворца.
Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду – в шёлковых зипунах яркого цвета, поверх которых были одеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь – длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульёй. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движенья, и мешавшая работе. На пиру Пётр Первый взял ножницы и принялся укорачивать рукава.
Но у всех руками царя одежду не укоротишь. По этому в январе 1700 года в Москве в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служившим, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин – чуть позже.
Эти перемены повлияли и на русскую лёгкую промышленость, стали развивается мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застёжки и другие украшения. Пётр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.
Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороду угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождения от новой одежды «по скудости своей». В конечном счёте камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.
Дворянский быт изменялся и в следствии того, что царь заставлял дворян учится, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.
Подданных Пётр Первый снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.
Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых «подлых людей», всё податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учётом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т д.
В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы – взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина внештацкого мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессы со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощения.
И всё – таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.
В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой – в духовной жизни народа отложился положительный образец Петра – преобразователя в песнях о Полтавской победе, в «плачах» о царе и т.д.
Рассмотрим идеи основных представителей политической мысли, обосновавших реформы.
Информация о работе Петровские реформы и их влияние на культуру России