Петровские реформы и их влияние на культуру России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающего противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях

Содержание

Введение.
Глава 1.Политические идеи петровских реформ.
1.1.Реформы Петра первого и их влияние на
Русскую культуру.
1.2.Ф.Салтыков.
1.3.И.Посошков.
1.4.Ф.Прокопович.
Глава 2.Ломка старых традиций. Поворот в развитии
Искусства.
2.1.Литература петровского времени.
2.2.Развитие театрального искусства.
2.3.Живопись.
Глава 3.Зарождение новой архитектуры,
Изменение старых архитектурных традиций.
3.1.Новые влияние в архитектуре.
3.2.Санкт-Петербург.
Глава 4.Новая организация просвещения
.Развитие науки.
4.1.Открытие школ различного типа.
Появление профессионального образования.
4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.
4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.
4.4.Начало музейного дела.
Глава 5.Оценка роли
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Контральная по культурологии.docx

— 49.28 Кб (Скачать)

 

    

 

  

 

 

  1.2.Ф.Салтыков.

        Одним из горячих сторонников преобразований в России был Русский государственный деятель Ф.Салтыков. Он обучался морскому делу в Голландии и Англии, создал два трактата о реформах: в 1713 году «Пропозиции», в 1714г. "Изъявления прибыточные государству". В этих сочинениях Салтыков разработал идею развития в кратчайшие сроки образования (в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли. Трактаты обосновывали необходимость поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения средней Азии, Сибири и др. Салтыков сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения импорта. Идеи Салтыкова были весьма близки к реальным мерам Петра I.

1.3.И.Посошков.

Значительный след в Русской  экономической мысли и публицистике оставил один из идеологов петровского  времени И.Т. Посошков. Это был  разносторонне одаренный человек. Выходец из ремесленного сословия, он занимался различными ремеслами, стал купцом, предпринимателем, землевладельцем. Посошков написал несколько интересных произведений. Главным из них является "Книга о скудости и богатстве". Это разноплановое сочинение  обосновывает необходимость реформ в различных областях жизни российского  общества. Одной из важнейших мер  преодоления скудости Посошков считал реформу управления.

 

Главнейшей причиной скудости в  России он считал отставание сельского  хозяйства, которое объяснял, прежде всего, жестокой эксплуатацией крестьянства, его предложение регламентировать крестьянские повинности носило прогрессивный характер. Сторонник преобразований Петра I, посошков выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследования месторасположения полезных ископаемых, расширить строительство мануфактур. Он предлагал взимать налоги со всех сословий, кроме духовенства, с учетом имущественного положения плательщика, выдвигал идею всеобщего просвещения населения, формального равенства всех перед судом. Идеи Посошкова не вызвали сочувствия у властей и после смерти Петра он был заточен в Петропавловскую крепость, где и умер в 1726г.

1.4.Ф.Прокопович.

Крупнейшим идеологом петровской эпохи заслуженно считается Феофан Прокопович. Подлинное имя его  Елеазар, а Феофаном он стал в память своего дяди. Это был неутомимый сподвижник Петра I, человек разносторонне  образованный и много повидавший. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум, переехал в Польшу, принял униатство, и отправился в Рим для продолжения  образования. Вернувшись в Киев, возвратился  в православие. Прокопович сразу  и решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. В 1715 году он был  вызван в Петербург, где стал помощником царя в управлении церковью, в уничтожении  патриаршества и учреждении Синода.

 

Литературная публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию  и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове о  власти и чести царской" он защищал  неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем  Алексеем.

 

В "Слове похвальном о флоте  Российском" прославлял создание сильного военно-морского флота. В «Духовном  регламенте» обосновал новую  систему управления церковью во главе  с синодом.

 

Прокопович писал русские и  латинские стихи, но наибольшее влияние  на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди  — яркий образец публицистического  жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнить долг гражданский, служить  государству, а не церкви. В своих  проповедях он отказывался от нагромождения  словесных украшений и риторических фигур.

 

Прокопович принимал участие в  создании Академии наук. Он оставил  ряд исторических сочинений: "Истории  императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, "Краткую  повесть о смерти Петра Великого, Императора российского" и другие. В этих сочинениях он не только прославлял, но и идеализировал Петра.

 

  Глава 2. Ломка старых традиций. Поворот в развитии искусства.

 2.1.Литература петровского времени.

 

Литература петровского времени  очень разнородна. Это обусловлено  тем, что иноземная культура массированно внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

 

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с  творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что  крестьянство освободилось от преследований  церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие  празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться  в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них  отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

 

Читали крестьяне и традиционную для них литературу — учительные произведения, «жития», сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

 

Дворянская литература отражала новые  жизненные реалии. В произведениях  художественной литературы выводятся  новые герои — энергичные и  предприимчивые люди «острого ума» и  «достойного разума». Среди них  следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть  о Фроле Скобееве«, »Гистория  об Александре, российском дворянине", «Гистория о российском матросе  Василии Кориотском». Герой последней повести по происхождению мелкий дворянин в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского императора, «флорентийского короля» и богатого купца. В тоже время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.

 

В этот период заметно увеличилось  количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные  книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, како пишутся комплименты". Это был  новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

 

А лексика петровского времени  развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его  верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные  слова и термины.

 

Виднейшим представителем отечественной  литературы того времени был Ф.Прокопович, о котором было сказано выше.

 

Литературное творчество петровского  времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.

 

2.2.Развитие театрального искусства.

В 1702 году открылся общедоступный  театр в Москве, в здании, построенном  на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар  состоял из немецких, французских, испанских  пьес. Однако такой театр был еще  редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках  делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

 

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита  из них была трагикомедия Ф.Прокоповича  «Владимир».

 

Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор  Жуковский.

2.3.Живопись.

Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.[7]

 

Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I И.Никитина отличаются глубокой психологической  характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина «Полтавское сражение», "Куликовская битва с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков.

 

Петровское время характеризуется  значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры  украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры  посвящены прославлению побед в  войнах, строительству Петербурга.

 

В начале ХVIII века издаются специальные  указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую  группу «мастеровых людей разных художеств» переселили в новую столицу  для росписи церквей, новых дворцов  и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу  для обучения. Среди них можно  назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера страницаКоровина других.

 

В Россию приглашали и иностранных  художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

 

Глава 3. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.

3.1. Новые влияния в архитектуре.

В ХVII веке архитектура носила преимущественно  церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных  проектов и застройку городов  и барских усадьб.

 

В первой четверти ХVIII века видное место  в архитектуре занимает гражданское  строительство. В это время сооружаются  здания крупных промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал  в Москве. Оружейный завод в  Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, «Комедийную  хромину» (театр) в Москве, систему  монументальных зданий в Петербурге.

 

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые  и торжественные. Башеннообразные  храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

 

Одним из видных архитекторов того времени  является И.П. Зарудный, создавший замечательную  церковь архангела Гавриила и  другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально  новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений — палат, дворцов.

3.2. Санкт-Петербург.

Уникальным по своему облику был  Санкт-Петербург, основанный в 1703 году и ставший столицей государства в 1712 году.

Петербург был не только любимым  детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением, обширными парками, площадями и бульварами.

Основными путями сообщения была система  каналов. Пётр лично вникал во все  детали архитектурных проектов строительства города, утверждал размещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий. Были сделаны чертежи типов домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых людей».

Петербург – это принципиально  новая архитектура России. В основу её положен голландский вариант  барокко со сдержанным оформлением  и со стремлением к максимальной рациональности.

Представителем этой тенденции  был выдающийся архитектор Д.Терезини.

В период строительства Петербурга во всём государстве было запрещено  каменное строительство, всякий выезжающий и входящий в город обязан был доставлять камень.

Важнейшими строениями, представляющими архитектуру петровского времени является собор Петра и Павла, Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские коллегии. Видными архитекторами петровского времени были Ж.Б.Леблон, А.Растрелли, А.Д.Захаров, И.Коробов. и другте.

В Петербурге, прежде всего, отразилась такое новое явление русской культуры, как скульптурные композиции. Это особенно ярко выразилось в создании  дворцово – парковых ансамблей, например, в оформлении Большого каскада Петровского дворца. Примером паркового строительства и парковой архитектуры служит Летний сад.

Петербург вошел в мировую историю, как одно из чудес света. Он притягивает массу туристов, учёных исследователей. Даже пресыщенные, повидавшие, кажется, уже все чудеса мира туристы - знатоки градостроительства и архитектуры, восторгаются величественностью, строгостью и красотой, пропорциями и рациональностью сооружении петровского времени. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромному созидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной – Пальмирой.

 

  Глава. 4. Новая организация просвещения. Развитие науки.

4.1. Открытие школ различного  типа. Появление профессионального  образования.

Развитие просвещения и науки  при Петре I тесно связано с  нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием государственного аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству, богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра  является то, что он заставил российских дворян учится, хотя и преимущественно  насильственными методами.

 

 Реформы в сфере образования  являлись логическим продолжением  тех процессов, которые проходили  в Московии еще до царствования  Петра I. Однако школ было крайне  мало и некоторые из них  влачили жалкое существование.  Уже начальный этап преобразования  выявил трудности с подготовкой  специалистов и вообще грамотных  людей. Нельзя было находиться  в постоянной зависимости от  иноземцев при комплектовании  армии, флотских экипажей, в удовлетворении  колоссальных потребностей в  мастерах кораблестроения, горного  дела и т.д. Практически не  было специалистов-артиллеристов,  фортификаторов, медиков, рудознатцев,  астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться к  иностранным специалистам. Но это  имело серьезные отрицательные  последствия. Иностранным специалистам  приходилось платить жалование в три-четыре раза больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие, недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и не выдерживали первых же серьезных испытаний.

Информация о работе Петровские реформы и их влияние на культуру России