Пьер Огюст Ренуар

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Его гигантский труд не только отражает человеческие и творческие проблемы, но и, безусловно, рассказывает многое о Ренуаре как о личности. Он никогда не считал себя революционером, а тем более не стремился к лидерству в искусстве. Он жил искусством и существовал только ради искусства. Поэтому, может быть, то, что он создавал, свободно отдаваясь своим художественным влечениям и склонностям, и было отличным от созданного в искусстве до него.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Импрессионизм ………………………………………………………... 4
Биография ………………………………………………………………. 8
Творчество ……………………………………………………………... 19
Анализ картин …………………………………………………………. 26
Заключение …………………………………………………………….. 31
Список литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Пьер Огюст Ренуар.doc

— 781.00 Кб (Скачать)

      В 1900 году состоялся целый ряд выставок в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, которые явились настоящим триумфом Ренуара. Особую радость доставила художнику ретроспектива его живописи на 2-й выставке Осеннего салона в 1904 году, где ему был отдан целый зал. Он предстал там рядом с той самой молодежью - Боннаром, Вюйаром, Валлотоном, Вальта, Русселем и Матиссом, - которая не только наследовала ему в живописи, но и окружала его в последний период жизни. Как это ни печально, но именно их пример заставил Ренуара сесть на велосипед в том самом, 1897 году, когда начались его несчастья, - они все приезжали к нему в гости на велосипедах. Выставка вместе с ними омолодила Ренуара, стала неожиданной радостью.

    Алин  пыталась лечить Ренуара, они перепробовали  все целебные воды Франции. Иногда наступало  обманчивое улучшение, но ненадолго. Домашние видели, как меняется лицо Ренуара, как болезнь скрючивает его пальцы и все больше лишает его движений. В 1910 году ему стало настолько лучше, что семья смогла поехать летом в Германию и провести лето под Мюнхеном. Но вскоре наступило ухудшение.   

    В те годы семья жила то в Париже, то на побережье Средиземного моря, то в маленьких деревеньках на юге  Франции, стараясь найти самое подходящее для Ренуара по климату место. Наконец, они остановились на деревне  Кань. Ренуар говорил Жану, что нет в мире ничего прекраснее заросшей камышами долины маленькой речки Кань, ему нравилось, что горы здесь вдали. Сменив несколько домов, Ренуары купили там виллу Колетт. Несмотря на болезнь Ренуара, дом всегда был оживлен. Друзья не ленились провести время в поезде, чтобы повидаться с ним. Ренуара по специально сделанным для кресла рельсам выкатывали в сад, где он писал. Ему позировали натурщицы, которые, становясь почти членами семьи, оставались жить в доме Ренуара. Они получали свои прозвища - Булочница, Большая Луиза. Одной из последних моделей была рыжеволосая девушка по имени Андрэ, которая после смерти Ренуара стала женой его сына Жана.  
 
 

    Основной  идеей последних лет творчества Ренуара было создание большой картины  с обнаженными фигурами, приближающейся к стенной росписи.

    С годами все чаще он обращался мыслью к декоративной живописи великих  итальянцев. "Именно сейчас, когда  у меня больше нет ни рук, ни ног, мне хотелось бы писать большие полотна", - говорил он молодому художнику Альберу Андре, ставшему в последние годы Ренуара ближайшим другом дома. В 1908 году он написал в Колетт, на фоне вечнозеленых оливковых деревьев, первый вариант "Суда Париса", который потом не только повторял, но даже превратил в рельеф. Там же, в саду Колетт, Ренуар писал и последнее большое полотно, которое он хотел сделать своим живописным завещанием, - "Купальщицы", подаренное в 1923 году сыновьями Ренуара Лувру. Именно живопись удерживала его в жизни.  

    В 1914 году началась мировая война, на которую ушли два старших сына Ренуара. Это стоило жизни Алин - она умерла через год, оставив Ренуара одиноким. Пьер и Жан вернулись с войны ранеными. Но жизнь, тем не менее, входила в свое русло. Ренуар продолжал работать, но с каждым днем это становилось все труднее. Он умер от пневмонии в Колетт 2 декабря 1919 года, успев закончить свой последний натюрморт с анемонами. "Я все еще двигаюсь вперед", - сказал он за несколько дней до смерти, а последними словами, которые, как говорят, сорвались с его губ, были указания о размещении натюрморта.

    После смерти Ренуара слава его год  от года росла. Тем не менее, долго  не стихали споры вокруг его произведений последнего периода. В 1933 году состоялась крупнейшая выставка картин Ренуара  в парке Тюильри.

    Десятью годами раньше – в 1923 году – сыновья художника передали в дар Лувру «Купальщиц». Однако в ту пору Совет музеев отнесся к этому подарку без особого восторга. Картину приняли большинством в один голос: шесть голосов было подано «за», пять – «против». Американский коллекционер Барнз предложил сыновьям Ренуара купить у них эту картину за 800 тысяч франков, но они отклонили его предложение. Поступок, бесспорно, похвальный.

    В последующие годы многие крупные  музеи приобретали картины Ренуара. Богатая коллекция картин Ренуара  в Лувре включает произведения всех периодов его творчества. 

    Еще при жизни Ренуар подарил два  своих полотна Музею имени  Адриена Дюбуше в своем родном городе Лиможе: в 1900 году – портрет  Жана и в 1916 году – портрет актрисы  театра «Комеди Франсез» Колонны  Романо.

    В 1960 году дом художника в «Колетт» был превращен в музей, и там по-прежнему словно ощущается его присутствие.6

 

IV. Творчество

 

    С момента смерти художника прошло более 90 лет.  И никогда в прошлом  человечеству не выпадало за столь  короткое время пережить и перечувствовать так много. Войны, унесшие миллионы жизней, великие научные открытия, стремительный технический прогресс, информационный бум – все это в корне изменило представление человека о мире и о самом себе, привело к кардинальному переосмыслению моральных и эстетических ценностей, к созданию новых форм восприятия и отражения действительности, так или иначе затронувших все виды художественного творчества.

    Казалось  бы, все эти коллизии неизбежно  должны были отодвинуть в нашем сознании безмятежно-радостное искусство Ренуара куда-то на второй или даже третий план. В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной. Его картины распространились буквально по всему свету, став гордостью собраний самых крупных музеев мира, где они оказались доступными восхищенному взору миллионов людей, в сознании которых Ренуар предстал одним из величайших классиков мировой культуры. «Виной» тому – высокая человечность и подкупающая искренность его искусства, запечатленная в солнечных красках, в подкупающей обаятельности юных парижанок, в шумных пикниках и танцах, в жемчужной мягкости и теплоте обнаженного женского тела, в искрящихся светом пейзажах. Само имя Ренуара сделалось синонимом красоты и молодости, той лучшей поры человеческой жизни, когда душевная свежесть и расцвет физических сил пребывают в гармоническом согласии. Было бы совершенно бессмысленно обвинять художника в однобокости и узости интересов, в том, что, живя в эпоху острых социальных конфликтов, он оставил их за пределами своих художественных интересов, сосредоточившись на светлой стороне человеческого бытия. Что из того, что в его картинах не нашлось места противоречиям и трагизму, горькую чашу которых довелось испить его современникам и которые не минули его самого?.. Можно бичевать социальные пороки, призывать к справедливости и добру, быть борцом и трибуном. Это славный и достойный путь многих художников. Но он не единственный. Еще за двести лет до Ренуара великий фламандский живописец Питер Пауль Рубенс писал полотна, воспевающие радость жизни и земного плодородия, в годы, когда его страна буквально утопала в потоках крови.

  

И это был  гуманнейший акт со стороны художника, ибо ничто не могло быть нужнее его соотечественникам, чем твердая  опора надежды. Всякий человек имеет право на счастье. А главный смысл ренуаровского искусства в том и состоит, что каждый его образ, каждое движение кисти утверждают незыблемость этого права. Именно поэтому его картины оказались столь милыми сердцу современного человека и останутся таковыми для последующих поколений.7

    Творческий  путь Ренуара неотделим от импрессионизма, одним из создателей которого он был, становление и развитие которого есть суть его собственной художественной и мировоззренческой эволюции. И  это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства. Как это всегда и бывает, импрессионизм потому и стал выдающимся художественным явлением, что его создатели сами были яркими творческими индивидуальностями. Полвека неустанного труда… Полвека непрерывного поиска, утрат, находок, радостей и разочарований… За это время европейское искусство познало немало перемен. Возникали и исчезали направления, методы, теории… Одни из них непосредственно коснулись Ренуара, другие обошли стороной. Все это в той или иной степени влияло на его искусство, что-то меняло в нем, становилось причиной новых поисков, хотя так и не смогло оторвать его от импрессионизма, судьбу которого от первого и до последнего дня ему выпало разделить. Враждебная импрессионизму критика не раз предпринимала попытки отторгнуть от него наиболее ярких его представителей, таких, как Ренуар и Дега, используя в этих целях формальные моменты творчества и словесные декларации, как правило, относящиеся к позднему периоду их деятельности. Но даже и тогда скрюченной от подагры рукой Ренуар создавал бесчисленных купальщиц и нимф. Несмотря ни на какие его словесные заявления, он все еще продолжал оставаться импрессионистом, и именно поэтому его поздние произведения содержат так много общих черт с полотнами Дега и Моне того же периода. Стереотипность сюжетов, стандартизация живописной манеры, пристрастие к декоративности – все это не более как черты позднего импрессионизма. 
 
 
 
 

    Избрав  единственным сюжетом своего искусства  динамичный поток реальной жизни, молодые  художники не желали более замыкаться в стенах мастерских, предпочитая установить непосредственный контакт с объектом своего творчества. Отныне мастерской сделались для них лес, берег реки, залитое солнцем поле или забитая людьми и экипажами городская улица. Выход на пленэр помог им выбросить из этюдников черные, серые, коричневые краски, которыми так дорожили респектабельные салонные метры, и заменить их яркими, спектрально-чистыми цветами. В бесконечной смене световых и воздушных нарядов природы им открылся мир ее вечного преображения, бесконечно длящийся, изменчивый и неповторимый, делающий ее лик вечно молодым и прекрасным.8 

    В 1866 году Ренуар написал довольно большую  по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности. В ней он попытался, возможно, более точно изобразить как бы случайно возникшую ситуацию, выхваченную из потока современной жизни, интересную разве что своей обычностью, но в то же время обладающую неповторимостью, неспособную возникнуть в таких же формах в какое-либо другое время. В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность. Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом. И вместе с тем этот взгляд достаточно зорок, чтобы зафиксировать непринужденность их поведения и манеру держаться. Желание быть естественным и правдивым заставило Ренуара со всем вниманием отнестись к штрихам и деталям, рисующим и антураж заурядного кабачка, и конкретность временного момента. Чрезмерное увлечение деталями придало этой ранней ренуаровской композиции несколько протокольный характер, лишавший ее немалой доли живости и непосредственности. 
 
 
 
 
 
 

    Творческая  зрелость приходит к импрессионистам  примерно в одно и то же время  – с наступлением 70-х годов, положивших начало лучшему десятилетию в их искусстве. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. «Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Понт Неф» (1872), «Всадники в Булонском лесу» (1873), «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Сюда входят практически все лучшие его работы. Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.

     Ренуар – певец радости. Его  привлекало все, в чем ощущается биение жизненных сил, в чем способна проявиться мажорная сторона бытия, упоение жизнью, те моменты существования человека, когда сам этот факт наполняет его душу ликованием и счастьем. Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. Его герои всегда очаровательны и безмятежны. Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. Это всегда только расцвет, и никогда – увядание. Смысл ренуаровского искусства, по существу, сводится к поиску прекрасного в обыденном и современном. Ренуар сам заявил об этом: «Я однажды восхищался „Пастушкой“ Фрагонара, очаровательная юбка которой сама по себе стоила целой картины. Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас.

Во-первых, мне  на это наплевать. А во-вторых, если бы и так, разве не должны мы преклоняться перед художником, который претворяет грязные, засаленные модели в настоящие  драгоценности?» Способность отыскивать эти драгоценности в самом прозаическом и далее вульгарном в еще большей степени была присуща самому Ренуару. Его кисть, нисколько не погрешив против правды, с удивительной легкостью могла превратить самую скромную горничную или модистку в пеннорожденную богиню красоты. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве.

    Новаторская суть видения Ренуара и других импрессионистов заключалась в  том, что впервые в мировом  искусстве в изображении реального  мира отразилось не только то, что видит зритель, но и то, как он видит. Таким образом, в художественное произведение оказался включенным сам ход восприятия человеком данного сюжета. В этом восприятии, помимо чисто зрительных моментов, принимают участие моменты эмоциональные и психологические. У Ренуара, например, визуальное восприятие любого мотива почти всегда имеет ярко выраженную чувственно-эмоциональную окраску, делающую его произведения неповторимо своеобразными.

    Важнейший выразительный компонент ренуаровского  искусства – цвет. Сочность и яркость красок, чистота тона, великолепие цветных рефлексов, динамизм стремительных мазков – то сочных и хлестких, то тягуче-пластичных, то мелких и вибрирующих – еще более усиливали эмоциональную окраску его картин, заставляли поверить в реальность переливов солнечного света, делали вибрацию воздушной среды зрительно ощутимой. С помощью чистого цвета Ренуар создает и светотеневые эффекты, и объемы и формы предметов, и ритмический рисунок, и, в конечном счете, настроение – как, например, в картине «В саду».

    Ещё одна из очаровательнейших черт ренуаровской живописи – это пристрастие изображать состояния переходные, в коих отсутствует  определенность настроения и действия, что позволяет дразнить воображение  зыбкостью и неустойчивостью чувств, возможностью неожиданного поворота событий. В картине «После завтрака» запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась. В образовавшейся паузе как бы перемешались между собой сразу несколько эмоциональных интонаций: это и переживание уже услышанного, и ожидание продолжения оборванной мысли, и много других чувств, о которых можно лишь догадываться, смутных и неопределенных, но обладающих магической способностью очаровывать и увлекать.

    Умение  сказать вскользь, как бы намеком, причудливо переплести ясное и неясное, сказанное и недоговоренное, уже происшедшее и лишь ожидаемое – одна из ярчайших сторон чисто ренуаровской чувственности восприятия, делающей рожденные им образы необыкновенно живыми и манящими.

Информация о работе Пьер Огюст Ренуар