Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:35, доклад
Известная часть населения мира (собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира.
Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возрос шей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние 100 лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в 50 раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 трлн долл., в ближайшие полстолетия может увеличиться еще в 5—10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас со поставимы с самыми грозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущее человечество пол ностью перестроит нашу планет)? и станет в дальнейшем силой, преобразующей Космос. Сейчас же человек, обла дая мощью планетарного масштаба, похож на ученика ча родея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.
Потому, в-третьих, одной
из причин возникновения гло бальных
проблем является неравномерность
развития стран и культуры. Экономическая
и политическая взаимозави симость
стран дополняется
Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур. Может ли человек решить стоящие перед ним глобаль ные проблемы? Некоторые специалисты предрекают ги бель человечеству уже в ближайшие 30—50 лет, однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза человечеству последних десятиле тий — угроза термоядерной войны между сверхдержавами — в значительной мере ослабела и не является главен ствующей в списке глобальных проблем. Это связано во многом с теми изменениями, которые происходят в Рос сии.
Из исторического опыта развития общества и культу ры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем наде яться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными пробле мами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, воз никшие в ходе исторического процесса.
2.3. Пути и возможности развития современной культуры.
В 60—70-е гг. возникло множество цен тров, объединивших ученых, работающих в этой области. Стала распространяться футурология. В самом широком смысле — это совокупность человеческих знаний, представ лений о будущем человеческого рода. Наибольшую извес тность в футурологических исследованиях получил Римс кий клуб, основанный в 1968 г. и объединивший ученых 30 стран мира. Основная проблематика исследований Рим ского клуба как наиболее авторитетного международного органа, изучающего будущее, — это глобальное моделирование. Причем последнее учитывает взаимосвя зи различных аспектов человеческой жизни: социальный, политический, нравственный, культурный, экономичес кий. Исследования Римского клуба велись в двух направ лениях. Это и изучение пределов и направленности эко номического роста, и исследования в области человеческих отношений и взаимодействий. В 1972 г. был составлен известный доклад Дж. Форрестера и Д. Мэдоуза под названием «Пределы роста», авторы которого поставили цель принять немедленные меры по эконо мической и экологической стабилизации и достичь «гло бального равновесия».
В этом докладе предлагается в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пере смотреть структуру потребностей самого человека. В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пес тель разработали доклад «Человечество у поворотного пункта». Если в предыдущих работах была показана иллю зорность достигнутого уровня материального благополу чия в наиболее развитых странах, то в этом сообщении указывалось на необходимость качественного роста в раз витии человеческой цивилизации. Мир — не просто взаимообусловливаемое целое, но целое, дифференциро ванное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его куль тура есть единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой. Отсюда возникает и идея переноса акцента деятельности человека с количе ственных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но и подавляющи ми факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.
Суть новой культуры
вырастает из разрушения характер ных
для классического
По мнению великого гуманиста XX века А. Швейцера, гибель современной культуры происходит потому, что дело этического обновления поручено государству, в то время как этика в качестве сердцевины культуры есть дело прежде всего индивида. Утверждая себя в качестве нравственных личностей, люди тем самым способствуют превращению социума из «естественного образования» в этическое. По его мнению, «страшная ошибка» предыдущих поколений заключалась в склонности идеализировать и преувеличивать духовное могущество социальных структур, государства. В данной сфере могут возникнуть лишь приземленная этика целесообразности и вульгарная мораль благоприятных обстоятельств. Идеалы целостности – власти, политических пристрастий и т.д. – лишь искажают и усугубляют кризис социума и культуры. А. Швейцер выдвигает против этой «иллюзорной этики» абсолютную этику «благоговения перед жизнью». Этика личной ответственности, высокого самосознания, совершенствование культурных идеалов, предполагающая совершенствования человека как единственную и главную цель развития культуры – прежде всего через процесс «внутреннего совершенствования человека как достижения духовности».
2.4. Проблемы отечественной культуры на исходе XX века.
Во второй половине
80-х годов в России второй раз
за столетие произошла настоящая
культурная революция. Созидательные
ценности советского образа жизни и
советской культуры были не просто
поставлены под сомнение, но были отвергнуты
как тоталитаристские, антигуманные
и непрогрессивные. Главная причина
обвала заключалась не столько в
неготовности интеллигенции защищать
лучшие традиции социали стической
культуры, сколько в отчуждении рядового
человека от духовных идеалов эпохи
Октября. Богатейший потенциал духов
ных ориентации социализма глубоко
не проник в душу каждого гражданина,
не охватил всех социальных слоев. Для
значительной части общества культурные
ценности социализма оставались за крытой
системой. В обществе сформировался
антисозидатель-ный стереотип
Старт перестройки в области культуры дала политика управ ляемой гласности, провозглашенная в 1987 г. Вскоре ее реализация показала, что расширение пределов гласности неизбежно должно привести к снятию всяческих барьеров для распространения информации. Процесс постепенно вошел в неуправляемое русло. Он начался с расширения самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на правитель-ственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. Информационный взрыв поставил перед обществом много новых проблем. Как предотвратить отсту пление от социалистических принципов и гарантировать при этом свободу волеизъявления? Как соблюсти границы государственной тайны и поставить пределы вмешательству информационных служб в личную жизнь граждан? Важнейшим рубежом в разверты вании процесса гласности стало введение с 1 августа 1990 г. Закона о печати. В первом же его параграфе декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. Так гласность ввели в неуправляемое русло.
В обществе возникли
и новые реалии культурной жизни.
В ус ловиях свободно формирующегося
рынка зарубежная культурная продукция
значительно потеснила
«Ледоход» гласности наряду со снятием ограничений со средств массовой информации и коммерциализацией творческой деятельности определялся еще отменой решений о лишении со ветского гражданства целого ряда представителей культуры, покинувших страну в 70-е годы. Время со второй половины 1989 г. вполне может быть названо «солженицынским». В журналах и отдельными тиражами были опубликованы все важнейшие сочине ния писателя, его знаменитый «Архипелаг ГУЛАГ» и эпопея «Красное ко лесо». Неоднозначно были восприняты литературной общественно стью страны произведения В. Войновича, В. Аксенова, А Зиновьева, которые отличались резкой антисоветской направленностью и вместе с тем демонстрировали высокий профессионализм их соз дателей.
Всплеск интереса к исторической тематике определялся дея тельностью Комиссии Политбюро ЦК КПСС по изучению мате риалов, связанных с репрессиями 30—50-х годов. В возобновив шемся спустя 60 лет информационном ежемесячном журнале «Известия ЦК КПСС» впервые были опубликованы материалы по всем основным оппозициям сталинского времени, доклад Н.С. Хру щева на XXсъезде, стенограммы съездов и пленумов ЦК партии, прежде находившиеся под запретом.
Раскрепощение коснулось
и сферы искусства. Талантливые
деятели культуры активно включились
в мировую художественную жизнь,
стали выступать на прославленных
сценах Европы и Аме рики, получили
возможность заключать
Формой сплочения работников культуры взамен распавшихся творческих союзов стали фестивали, конкурсы, выставки, органи зуемые на деньги спонсоров и меценатов. В ограниченных мае; штабах участвует в расходах на культуру и государство. Средства выделялись, как правило, на организацию юбилейных торжеств общенационального масштаба: 50-летие победы в Великой Отечественной войне, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы. На государственные средства и народные пожертвования восстанавливается Храм Христа Спасителя в Москве, возводится мону ментальная скульптура по случаю юбилейных торжеств: Обелиск Победа и многофигурная композиция «Трагедия народов» на Поклон ной горе, 80-метровая скульптура Петра I в Москве (автор 3. Церетели). В более скромном и проникновенном ключе созданы памятник Сергию Радонежскому на его родине в селе Радонеж под Москвой, памятник маршалу Жукову на Манежной площади и памятник Николаю II (взорванный) в подмосковном селе Тайнин ское (скульптор В. Клыков).
Кризис отечественной науки сегодня обусловлен двумя факто рами. Прежде всего, это недостаток финансирования со стороны государства. Только в 1992—1997 гг. государственные расходы на науку сократились более чем в 20 раз. Вторая причина заключается в том, что государство не имеет стратегической программы разви тия отечественной науки. В условиях рынка лишь немногие кол лективы нашли покупателей на свою собственность.
Советская культура стартовала в дни Октябрьской революции 1917 г., заявив свой решительный протест против кумиров преж ней эпохи. Однако, несмотря на резкое противополагание себя старому миру, молодая пролетарская культура непроизвольно впи тывала в себя его лучшие традиции. Она взяла в свои руки эстафе ту культурного наследия эпох, обогатив его новыми формами и содержанием. Советская культура создала свой неповторимый ар сенал выразительных средств творческих достижений, научных открытий. Ее отличали высокая гражданственность, интерес к про стому трудящемуся человеку, созидательный пафос. Она представлена име-нами деятелей мирового масштаба: М.Горький, В.Маяков ский, А.Блок, Б. Пас-тернак, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Ойстрах, С. Рихтер, К. Станис-лавский. Велик вклад советских ученых в области ракетостроения, исследо-вания космоса, ядерной физики. Советский балет достойно принял эстафету прославленной рус ской балетной школы. Советская общеобразовательная система давала серьезную подготовку молодежи по широкому спектру при кладных и фундаментальных наук, введя в обиход производствен ную прак-тику, помогавшую подрастающему поколению вхожде нию в самостоятель-ную трудовую жизнь. Высоких достижений со ветская культура добилась не в последнюю очередь благодаря крепкой идеологической спайке общества.