Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:35, доклад
Известная часть населения мира (собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира.
В развитии мирового социокультурного процесса существенную роль играет диалог культур Востока и Запада. Действительно, Восток подарил человечеству множество замечательных произведений литературы, искусства: философию, науки, оказавшие и продолжающих оказывать огромное влияние на художественное и интеллектуальное развитие человечества. Много труда прилагают ученые, мыслители, деятели искусства для того, чтобы глубже проникнуть в духовный мир Востока, в сокровищницу его художественных и нравственных ценностей, правильно оценить тот огромный вклад, который внесли народы Азии и Африки в мировую культуру.
Во все исторические
эпохи, и особенно в Новое время,
выдающиеся деятели культуры и науки
Запада открывали для себя непреходящую
идейно-эстетическую ценность культурного
наследия народов Востока и соединяли
его с достижениями культур народов
Запада. В то же время многие мыслители
и художники Востока, обращаясь
к Западу, обогащали свои национальные
культуры, внося новую струю в
общественную и культурную жизнь
своих народов. Нередко подвергается
сомнению правомерность оппозиции
Восток — Запад как традиционного
противопоставления двух типов мировой
культуры. Сомнения в правомерности
разделения мировой культуры на культуры
Востока и Запада возникают прежде
всего у тех исследователей, которые
стремятся обнаружить в мировой
практике в основном общие закономерности,
«сквозные процессы», якобы легко
преодолевающие границы понятий
Восток—Запад. Здесь, подчеркивая общее,
недооценивают особенное в
Сегодня диалог культур
Востока и Запада приобрел поистине
общечеловеческую значимость. В нем
не только заинтересованность индустриального
Запада, пытающегося снизить
В каждой культуре, при всей ее уникальности, есть все же нечто сходное с культурами других народов: «Хотя греки отличаются от протестантов, китайцы - от тех и других, тем не менее при определенной открытости они могут увидеть и нечто общее между собой, характерное для человеческой жизни» (X. Патнем). Иными словами, своеобразие каждой культуры является относительным, ее специфичность, уникальность выступает как проявление всеобщего в развитии человеческого общества, в противном случае нельзя объяснить эмпирический факт, который состоит в том, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими культурами воспринимает и адаптирует их достижения. Взаимодействие, контакты культур, ведут, с одной стороны, к упрочению и разнообразию восточных и западных культур, с другой — к формированию мировой культуры.
Необходимо обратить
внимание на тот факт, что археологические
открытия и возможность путешествовать
по всему земному шару делают диалог
культур Востока и Запада интригующим
художественным и мировоззренческим
приключением. Увлекательность неожиданно
расширившейся панорамы культур
народов мира усиливается благодаря
громадному числу публикаций, посвященных
искусству Востока, секретам золота
инков, расшифровке символов негритянских
масок, истолкованию таинственной улыбки
Будды. В этом великом диалоге
культур европейцы начинают лучше
понимать духовный мир и систему
ценностей восточных народов. Обогащенные
чтением многих книг золотой «керамовской»
серии, подружившиеся с описанием
путешествий Дж. Фрэзера и К. Леви-Строса,
мы не можем не согласиться с мнением
выдающегося английского
Диалог культур
Востока и Запада необходим не
только ради понимания другого, но и
более глубокого осознания
2.2. Глобальные проблемы современности
Техногенная цивилизация претендовала на создание универсальной, общечеловеческой культуры, к которой должны прийти «все страны и все народы». Однако в дей ствительности универсализация культуры привела к гло бализации проблем, порожденных современной западной цивилизацией. Что же это за проблемы?
В культуре XX века развилось противоречие, проявивше еся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской, В основе сциентизма (от лат. scientia — «знание, наука») лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсо лютный эталон, считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, — экономи ческие, политические, моральные и т. д. Сциентисты ут верждают: науке все подвластно. Действительно, как уже говорилось ранее, совре менная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире — наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Поэтому антисциентизм появился как реак ция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что Она вызвала всевозможные кризисы: экономи ческий, экологический, национальный.
Сложившийся первоначально
в Европе, а потом распространившийся
по всему миру тип научно-техничес
кой культуры очень много дал
человеку для развития его свободы.
Но вместе с тем он имеет изъяны.
Техногенная цивилизация
Цель состоит в
том, чтобы накапливать все больше
материальных благ, богатств и на этой
основе решать все человеческие проблемы,
в том числе социальные, культурные
и другие. Техногенной цивилизации
присуще представле ние о том,
что природа неисчерпаема именно
как объект ее эксплуатации человеком.
Понимание глубины
С другой стороны, радикальным
образом разрушается
В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба земной цивилизации. Эти пробле мы названы глобальными (от лат. globus — земной шар). Первоначально глобальный социокультурный кризис, т. е. кризис в масштабах всей планеты, осознавался в отрица тельной форме: как всеобщее разрушение материальной и духовной культуры. То, что судьбы человека и челове чества составляют единое целое, показала уже первая ми ровая война. Люди осознали, что для мировой войны не существует границ государства, здесь тыл и фронт объе динены в единое целое. Недаром одно из ярких философ ских учений XX в. о ноосфере возникло именно в это вре меня. Ноосфера есть целостное планетарное явление, и мысль об этом пришла В. И. Вернадскому в период ми ровой катастрофы и катаклизмов: «Первая мировая вой на 1914—1918 гг. лично в моей научной работе отразилась самым решающим образом. Она изменила в корне мое геологическое миропонима-ние»[1]. Не случайно выдающийся русский мыслитель именно «в атмосфере этой войны» пришел к идее о вхождении в ноосферу как завершающем состоянии эволюции биосферы, где чело век представлен как крупнейшая геологическая сила, из меняющая лик Земли.
Социокультурный кризис нашего времени ведет к тому, что человечество со всей остротой осознает глубину дилем мы: человек должен полагаться на стихийный эволюцион ный процесс развития общества, или же мир, в котором мы существуем, нуждается в коренных целенаправленных изменениях. Следует выделить несколько типологических черт современного глобального социокультурного кризиса. Первые два вида кризисов носили «алармистский» (от alarme — «тревога») характер. Суть проблемы здесь заклю чалась в том, что современные тенденции мирового разви тия, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофи-ческим последствиям. Конечно, об щее представление об ограниченности Земли как месте производственной деятельности человека носит достаточ но абстрактный характер. Сейчас этот тип кризиса осоз нается более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», «исчерпание по регионам», «экономи ческих границ».
Другой кризис алармистского
характера связан с возникновением
опасных тенденций в
Эти кризисы являются
актуальными и сейчас, посколь
ку не снята проблема экономического
роста на основе тотальной индустриализации.
Проблема голода, питьевой воды, неграмотности,
отставания развивающихся стран
с необходимостью ведет к продолжению
экономического роста, невозможного без
увеличения потребления энергии
и ресурсов. Поэтому алармистский
кризис в ближайшей перспективе
будет расширяться и
Другие виды глобальных кризисов связаны с внутрен ним развитием самого общества. Во-первых, цена научно-технического прогресса оказывается слишком большой. Дело в том, что увеличивается риск от гигантских катастроф (типа чернобыльской). Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воз действия природных стихийных сил и социальных катаклизмов (войн и революций). В результате с точки зрения общества затраты на научно-технический прогресс вели ки, а отдача его мала.
К кризисам внутриобщественного
характера относит ся и проблема
несправедливого распределения
отрица тельных воздействий научно-
Основатель Римского клуба Аурелио Печчеи говорил о проблемах, которые пересекают границы и распространя ются по всей планете, невзирая на конкретные социаль но-политические условия: «Из всего этого следует заклю чение, что наша так любящая расти система сама же обрекла себя на путь, лишающий ее этой возможности. Вывод напрашивается сам собой, что абсолютно нереалис тично ставить в этом культурном и функциональном беспорядке какие бы то ни было новые амбициозные цели глобального роста. Человечество оказалось в порочном кру гу»[2].
В чем же причины возникновения глобальных проблем?
Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономи ческими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что инди видуализировало и определенным образом разделяло лю дей: границы,политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердя ев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».