Отечественная культура 14-15 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:59, реферат

Описание работы

Тема «Отечественная культура XIV-XV веков» прежде всего очень интересна тем, что именно к периоду XIV-XV века относится формирование русской национальной культуры. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства.

Содержание

Введение.
1. Архитектура.
2. Изобразительное искусство.
3. Декоративно – прикладное искусство.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

6.docx

— 37.09 Кб (Скачать)

 Искусство под  воздействием начетнической богословской  литературы становится надуманно  сложным, схоластически отвлеченным.  Многочисленные умозрительные аллегории  и символы нередко затемняют  содержание и перегружают композицию. Письмо мельчает, стиль теряет  монументальность и ясность. Несохранившаяся  роспись Золотой палаты московского  Кремля, исполненная на основе  «Сказания о князьях Владимирских»,  наглядно иллюстрировала идею  преемственности власти московских  самодержцев. 

 Написанная по  случаю взятия Казани икона-картина  «Церковь воинствующая», представляющая  апофеоз Ивана Грозного, наполнена  аллегориями и историческими  параллелями. В такого рода  произведениях политические, светские  тенденции становились преобладающими. Еще сильнее эти тенденции  выступали в миниатюре ряда  рукописных книг. Крупнейшие книгописные  мастерские находились в Новгороде,  Москве и Троице-Сергиевой лавре. 

 Фундаментальный  «Лицевой свод» содержит около  16 тысяч миниатюр. Военные и жанровые  сцены с почерпнутыми из жизни  бытовыми деталями выполнены  в графической манере и подцвечены  акварелью. В них появляются  многоплановые построения пространства, реальный пейзаж. Книгопечатание, первые  опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило начало русской гравюре.  Иван Федоров нашел для нее  художественное решение, независимое  от иконной и миниатюрной живописи. 

 На рубеже XVI-XVI вв. в Москве формировались два  течения в живописи, условно называемые  по фамилиям их ревностных  сторонников «годуновским» и 

 «строгановским»,  первая из них тяготела к  строгому стилю икон и монументальной  росписи XV-XVI вв., но обнаруживала  так же типичную для мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на полях. Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо, сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних молелен богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколько изнеженная красота и беззащитная слабость святых в расцвеченных одеждах, фон со сложным фантастическим пейзажем характерны для работ мастеров этой школы – Емельяна Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев 

 Прокопия Чирина, семьи Савиных и др. 

 Расширился социальный  контингент заказчиков. Наряду с  царским двором, духовенством и  боярами усиленное строительство  и украшение каменных церквей  и палат вели купцы и разбогатевшие  посадские люди. 

 Растет число  художников, порой недостаточно  профессионально подготовленных, что  снижает общий уровень мастерства. Но среди выходцев из городских  низов и государственных крестьян  было немало людей с ярким  дарованием, создавших росписи, иконы,  миниатюры поражающие свежестью  мировосприятия, свободой и разнообразием  толкования сюжетов, смелостью  технических приемов. Искусство  демократизируется, становится более  понятным и доступным, приближается  к народному мироощущению. Известно  много имен мастеров XVI в. –  московских, ярославских, костромских,  нижегородских, чаще всего работающих  большими артелями: одни мастера  намечали композиции на стенах  церкви, другие писали лица, третьи  – одежду и драпировки, четвертые  архитектуру и ландшафты, пятые  – орнаменты и т. д. Коллективное  творчество вырабатывало четко  выраженное единообразие. В иконописи  2-й половины XVI в. прослеживаются  традиции строгановской школы.  Автор иконы «Алексий, митрополит  Московский» любовно расцвечивает  и пышную ризу святого, и  затейливые облака фона, и расстилающийся  внизу пейзаж. В иконах, рассчитанных  на восприятие издали, формы крупнее,  линия энергичнее, силуэт выразительнее,  колорит проще и глуше. Монументальная  живопись развивается под заметным  влиянием иконописи и западноевропейской  гравюры. Умножаются сюжеты, сведенные  к занимательному рассказу с  бытовыми деталями, масштабы фигур  уменьшаются, рисунок теряет былую  лаконичную выразительность, индивидуальные  образы вытесняются без конца  повторяющимися типами. 

 В конце XVI в.  центром художественной живописи  становится Оружейная палата  Московского Кремля, сильно влиявшая  на русское искусство в целом. 

 Ее живописцы  были мастерами широчайшего диапазона:  они выполняли стенные росписи,  иконы и миниатюры, раскрашивали  мебель и домашнюю утварь, писали  царские портреты, оформляли церковные  и светские праздники и т.  д. И хотя частая смена занятий  вырабатывала у мастеров шаблонные  приемы, 

 Оружейная палата  поддерживала искусство на очень  высоком профессиональном уровне. Здесь возникли первые в истории  русского искусства специальные  трактаты о живописи, написанные  Иосифом 

 Владимировым  и Симоном Ушаковым, ставившие  проблему жизненного правдоподобия  иконных изображений. В живописи  Ушаков главное внимание уделял  светотеневой лепке формы, достигая  мягкости переходов, объемности  изображения, настойчиво добиваясь  впечатления их реальности.[6] 

 Стенопись ярославских  и костромских иконописцев, работавших  также в 

 Москве, Ростове,  Романове и Борисоглебской слободе,  Вологде, Троице- 

 Сергиевой лавре  и других городах, отмечена  неисчерпаемой фантазией, интересом  окружающей действительности. Мастера  умели придать занимательность  и декоративность многофигурным,  полным динамики многоцветным  росписям, покрывающим стены и  своды храмов живописным ковром. Ряд сцен слагается в повествовательные  циклы со множеством тонко  подмеченных бытовых деталей  и с мотивами реальных пейзажей. Эти росписи, так же как иконы  в ярославской церкви Ильи  Пророка и несколько превосходных  икон Семена Колмогородца, пронизаны  оптимистическим мироощущением  людей, еще робко, но радостно  открывающих красоту земной жизни. 

3. Декоративно-прикладное  искусство 

 Возрождение декоративно-прикладного  искусства в послемонгольское  время было осложнено тем, что  многие мастера были угнаны  в плен и ряд навыков ремесла  утрачен. С середины XIV в. оживляется  ювелирное искусство. Оклад «Евангелия  боярина Федора Кошки» с чеканными  рельефными фигурами в многолопастных  обрамленьях и с тончайшей  сканью, яшмовый потир работы  Ивана Фомина с чеканкой и  сканью, чеканные кадила, «сионы»,  воспроизводящие формы шатровых  и купольных храмов, братины, ковши,  чаши, литой с чеканкой панагиар  новгородского мастера Ивана  сохраняют тектоническую ясность  формы и орнамента, подчеркивающего  строение предмета. В XVI в. чеканка  и скань дополняются финифтью. В XVI в. развивается растительная  орнаментация, сплошь оплетающая  изделия. 

 Московская и  сольвычегодская финифть, теряя  в тонкости исполнения и цельности  колористической гаммы, выигрывает  в яркости и богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных  камней. По заказу Строгановых  в Сольвычегодске изготовляются  предметы «усольского дела», расписанные  яркими сказочными цветами по  белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме изделий. Со 2-й половины XVI в. и в черни нарастает узорчатость, распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVI в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVI в. пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота. 

 В памятниках  резьбы по кости XV в. видны  неизжитые формы «звериного стиля»  в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко- художественного  музея сказались удлиненно-изящные  пропорции фигур 

 Дионисия. Искусство  резчиков из Холмогор ценится  высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами  и зверями «в травах». 

 Особенно хороши  многочисленные ларцы с крупным  сквозным растительным орнаментом. 

 До нас дошли  немногие крупные образцы резьбы  по дереву XIV-XVI вв. 

 Таков острый  по силуэту Людогощинский крест  из Новгорода, украшенный сложным  орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных  изделий, среди которых тонкостью  и красотой исполнения выделяются  работы мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу проникают  элементы восточного искусства 

 Роспись была  преимущественно орнаментальной. По  технике и характеру она долгое  время сохраняла связь с иконописью. В XVI в. появляется 

 «золотая» роспись  деревянной посуды, известная позднее  как хохломская. 

 Роспись распространяется  на стены, оконное стекло, резной  декор в интерьере. Нередко  орнаментальные побеги сплошь  покрывают поверхность предметов.  Эти мотивы просуществовали в  русских областях вплоть до  последнего времени 

 Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по  форме. Лишь с XVI в. применяются  «морение» и лощение. На флягах XVI в. появляется геометрическая  орнаментация, а затем плоскорельефные  изображения фигур. 

 Многие изделия  воспроизводят металлические формы,  в орнаментации видно влияние  деревянной резьбы. С конца XV в.  фигурные балясины и красные  терракотовые плитки, украшенные  пальметтами, а порой покрытые  светло- охряной глазурью, включаются  в декор фасадов. 

 Шитье имело  много общего с живописью. Лучшие  мастерские шитья были в 

XVI в. сосредоточены  в Москве при царском дворе.  Из мастерской Старицких вышли  две большие плащаницы, отличающиеся  глубинно психологической характеристики  персонажей и безупречной артистической  техникой. 

 Набойки XVI-XVI вв. наряду с геометрическими и  растительными мотивами, восходящими,  возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и западные  орнаменты привозных шелковых  тканей. В конце XVI в. появляется  трех- и четырехцветная набойка.  В течение XIV-XVI вв. существовало  высокоразвитое узорное ткачество,  о чем свидетельствует паволока  иконы «Звенигородского чина»  Андрея Рублева.[7] В XVI в. получает  распространение золотное кружево  с геометрическими сетчатыми  мотивами либо с растительными  элементами. Иногда в узоры вводится  жемчуг, серебряные бляшки, цветной  просверленный камень. 

 Заключение 

 С X в. почти  половина Европейской части России  вошла в состав феодального  Древнерусского государства, где  сложилась самобытная художественная  культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская,  владимиро-суздальская), накопившая  опыт строительства и благоустройства  городов, создавшая замечательные  памятники древнего зодчества,  фрески, мозаики, иконописи. Её  развитие было прервано монголо-татарским  нашествием, приведшим Древнюю Русь  к экономическому и культурному  упадку и к обособлению юго-западных  земель, вошедших в состав польско-литовского  государства. После полосы застоя  в размещавшихся на территории  России Древнерусских землях  с конца XIII в. начинает складываться  собственно русская (Великорусская)  художественная культура. В ее  развитии ощутимее, чем в искусстве  Древней Руси, проявилось воздействие  городских низов, ставших важной  общественной силой в борьбе  за избавление монголо-татарского  ига и объединение русских  земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская 

 Москва синтезирует  достижения местных школ и  с XV в. становится важным политическим  и культурным центром, где складываются  проникнутое глубокой верой в  красоту нравственного подвига  искусство Андрея Рублева и  соразмерная человеку в своем  величии архитектура Кремля. Апофеоз  идей объединения и укрепления  русского государства воплотили  храмы-памятники 

XVI в. С развитием  экономических и общественных  отношений в XVI в. окончательно  ликвидируется обособленность отдельных  областей, и расширяются международные  связи, в искусстве нарастают  светские черты. 

 Не выходя в  целом почти до конца XVII в.  за рамки религиозных форм, искусство  отражало кризис официальной  церковной идеологии и постепенно  утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения  разрушали условную систему церковной  иконографии, а заимствованные  из западноевропейской архитектуры  детали вступали в противоречие  с традиционной композицией русского  храма. Но этим отчасти подготовлялось  решительное освобождение искусства  от влияния церкви, совершившееся  к началу XVIII в. в результате  реформ Петра I. 

 Список использованной  литературы 

Информация о работе Отечественная культура 14-15 веков