Отечественная культура 14-15 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:59, реферат

Описание работы

Тема «Отечественная культура XIV-XV веков» прежде всего очень интересна тем, что именно к периоду XIV-XV века относится формирование русской национальной культуры. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства.

Содержание

Введение.
1. Архитектура.
2. Изобразительное искусство.
3. Декоративно – прикладное искусство.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

6.docx

— 37.09 Кб (Скачать)

 Сибири строились  и деревянные стены с земляной  засыпкой, имевшие башни с навесным  боем и низкими шатровыми крышами.  Каменные стены среднерусских  монастырей в то же время  теряли свои старые оборонительные  устройства, становились более нарядными.  Планы монастырей стали регулярнее. 

 Укрупнение масштабов  Москвы вызвало надстройку ряда  кремлевских сооружений. При этом  больше думали выразительности  силуэта и нарядности убранства,  чем об улучшении оборонительных  качеств укреплений. Сложный силуэт  и богатую белокаменную резьбу  карнизов, крылец и фигурных наличников  получил теремной дворец, построенный  в Кремле. Возрастает число каменных  жилых зданий. B XVI в. они обычно  строились по трехчастной схеме  (с сенями посередине), имели подсобные  помещения в нижнем этаже и  наружное крыльцо. Третий этаж  в деревянных зданиях часто  был каркасным, а в каменных  – с деревянным потолком вместо  сводов. Порой верхние этажи каменных  домов были деревянными. В Пскове  дома XVI в. почти лишены декоративного  убранства, и лишь в редких  случаях окна обрамлялись наличниками.  Среднерусские кирпичные дома, часто  асимметричные, с разными по  высоте и форме крышами, имели  карнизы, междуэтажные пояса,  рельефные наличники окон из  профильного кирпича и украшались  раскраской и изразцовыми вставками.  Иногда применялась крестообразная  схема плана, соединение под  прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных. 

 Дворцы в XVI в. эволюционировали от живописной  разбросанности к компактности  и симметрии. Это видно из  сравнения деревянного дворца  в селе Коломенском с Лефортовским  дворцом в Москве. Дворцы церковных  владык включали церковь, а  иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями  и имели вид кремля или монастыря. 

 Монастырские  кельи часто состояли из трехчастных  секций, образующих длинные корпуса.  Административные здания XVI в. походили  на жилые дома. 

 Гостиный двор  в Архангельске, имевший 2-этажные  корпуса с жильем наверху и  складами внизу, был в то  же время и крепостью с башнями,  господствовавшей над окружающей  застройкой. Расширение культурных  связей 

 России с Западом  содействовало появлению на фасадах  домов и дворцов ордерных форм  и поливных изразцов, в распространении  которых известную роль сыграли  белорусские керамисты, работавшие  у патриарха Никона на постройке  Ново-Иерусалимского монастыря в  Истре. Убранству патриаршего  собора стали подражать и даже  стремились превзойти его нарядностью.  В конце XVI в. ордерные формы  выполнялись в белом камне. 

 В церквах на  протяжении XVI в. происходила та  же эволюция от сложных и  асимметричных композиций к ясным  и уравновешенным, от живописного  кирпичного «узорочья» фасадов  к четко размещенному на них  ордерному убранству. Для второй  половины XVI в. типичны бесстолпные  с сомкнутым сводом «узорочные»  церкви с трапезной, приделами  и колокольней. Они имеют пять  глав, главки над приделами, шатры  над крыльцами и колокольней,  ярусы кокошников и навеянные  жилой архитектурой карнизы, наличники,  филированные пояски. Своим дробным  декором, живописным силуэтом  и сложностью объема эти церкви  напоминают многосрубные богатые  хоромы, отражая проникновение в  церковное зодчество светского  начала и утрачивая монументальную  ясность композиции. 

2. Живопись 

 В первые десятилетия  после монголо-татарского нашествия  возрождается живопись. В иконах  и в миниатюрах рукописей Новгорода  уже со 2-ой половины XIII в. определяются  чисто местные черты, сложившиеся  здесь в росписях XII в.: ясный образ  не осложненный аллегориями, несколько  элементарный крупный рисунок,  декоративная яркость цвета. На  исполненной 

 Алексой Петровым  храмовой иконе церкви Николы  на Липне Николай чудотворец  представлен как внимательный  наставник и помощник людям. 

 Округлые линии,  нарядная орнаментация отразили  воздействие декоративных тенденций  народного творчества.[3] 

 В городах Северо-восточной  Руси, уцелевших от нашествия  живопись долгое время развивалась  на домонгольской основе. Художественные  мастерские были сосредоточены  на архиерейских и княжеских  дворах, и их произведения имеют  церковный, либо кастовый княжеский  характер. 

 Ростовские иконы  XIII-XIV вв. характеризуются просвечивающимися  красками, нежным и теплым колоритом.  Большой популярностью пользовались  житийные иконы, в которых ярко  выражено литературное повествовательно  начало. С Ярославлем связано  несколько выдающихся икон и  лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной  красотой выделяется икона «Борис  и 

 Глеб», но место  ее написание точно не установлено. 

 В 70-80-х годах  XIII в. возникла тверская школа  живописи. Росписи 

 Спасо-Преображенского  собора в Твери, исполненные  местными мастерами, были первой  попыткой обращения к монументальной  живописи после татарского нашествия.  Для не очень высоких по  качеству тверских икон и рукописей  характерны белесые высветления  и декоративные сочетания белого, красного, голубого. Несколько позже  тверской возникла московская  школа, ранние памятники которой  свидетельствуют о тесных ее  связях с 

 Ростовом и  Ярославлем. 

 В XIV в. с  началом широкого строительства  каменных храмов возрождается  фресковая живопись. Фрески собора  Снетогорского монастыря близ  Пскова по стилю еще близки  к росписям Новгорода типа  нередицких. 

 Новгородские  росписи 2-й половины XIV в. более  свободны по характеру. 

 Одни из них  исполнены выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на 

 Ильине улице  и Успения на Волотовом поле. Другие написаны южными славянами:  фрески церквей Спаса на Ковалеве  и Рождества на кладбище и  церкви Михаила Архангела Сковородского  монастыря. 

 Наиболее впечатляющи  фрески церкви Спаса на Ильине  улице, исполненные 

 Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные  по одухотворенной патетике образов  и артистизму. Росписи Феофана  по их суровой выразительности,  исключительной свободе композиции  и письма не имеют себе равных  не только на Руси, но и в  Византии. Хорошо сохранились фрески  угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой  и оригинальностью приемов, колорит  предельной сдержанностью. Божество  и святые предстают у Феофана  в виде грозной силы, предназначенной  управлять человеком и напоминать  ему о подвигах во имя высшей  идеи. Их темные лики с бегло  положенными белыми бликами, по  контрасту с которыми приобретают  особую звучность разбеленные  желтые, малиновые, синие тона  одежд, оказывают на зрителя  непосредственное и глубокое  воздействие. 

 Фрески церкви  Федора Стратилата стилистически  близки к росписям Спаса на 

 Ильине улице.  Возможно, что в их исполнении  участвовали русские мастера,  учившиеся у греков. 

 Фреска повлияла  и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным  и живописным. Произведения Псковских  иконописцев XIV в. выделяются смелой  цветовой лепкой и необычным  колоритом, основанным на сочетании  оранжево-красных, зеленых, коричневых  и желтых тонов. 

 Сумрачная выразительность  образов святых не псковских  иконах обнаруживает их известную  близость к работам Феофана  Грека. 

 На севере в  XIV в. сложилась вологодская школа  живописи. Ее известный представитель  – иконописец Дионисий Глушицкий.  В вологодских иконах преобладают  темные, несколько приглушенные  тона. Стойкие на севере архаические  традиции делают иконы северного  письма XIV-XV вв. нередко похожими  по стилю на памятники более  раннего периода. 

 Расцвет новгородской  живописи произошел в XV в. На  новгородских иконах – специфический  подбор святых: Илья, Василий, Флор  и Лавр, 

 Параскева Пятница,  Анастасия, Никола, Георгий. Они  ассоциировались в народном сознании  с силами природы и были  призваны охранять человека, его  дом и хозяйство. Иконография  обнаруживает следы воздействия  языческих пережитков, фольклора,  местных исторических событий,  быта. 

 Необычайная активность  и известный демократизм общественной  жизни 

 Новгорода способствовали  сложению в местной живописи  особого идеала человека –  решительного, энергичного, сильного. Новгородским иконам свойственны  уверенный жестковатый рисунок,  симметрические композиции, яркие  холодные тона. 

 С конца XIV –  начала XV вв. усиливается художественная  роль Москвы. 

 Здесь работали  Феофан Грек, Прохор с Городца,  Андрей Рублев, Даниил 

 Черный. В иконостасе  Благовещенского собора Московского  Кремля, Феофан немного увеличил  размеры икон Христа, богоматери  и святых и достиг четкой  выразительности силуэта («деисусный  чин»). Этот чин имел большое  значение для последующего развития  русского высокого иконостаса. 

 Созданная Феофаном  в Москве школа стимулировала  развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского  стиль. В 1408 году Андрей Рублев  и Даниил Черный исполнили  новую роспись Успенского собора  во Владимире. Эти фрески в  традиционных иконографических  образах раскрывают глубокий  духовный мир и мысли современников.  Просветленные благожелательные  лица апостолов, ведущих за  собой народ, мягкие гармоничные  тона живописи пронизаны чувством  умиротворения. Написанные несколько  позже Рублевым иконы звенигородского  чина – чисто русская интерпретация  темы деисуса. Образ благословляющего  Христа полон внутренней силы  и мудрого спокойствия. Рублев  обладал редким даром воплощать  в искусстве светлые стороны  жизни и душевного состояния  человека. В его работах не  смену внутреннему смятению аскетической  отрешенности образов Феофана  приходят красота душевного равновесия  и сила осознанной нравственной  правоты. [4] 

 Произведения  Рублева, являясь вершиной московской  школы живописи, выражают идеи  более широкого, общенационального  характера. В замечательной иконе  «Троица», написанной для собора  Троице-Сергиева монастыря, Рублев  создал образы, далеко перерастающие  узкие рамки разработанного им  богословского сюжета, воплотив  идеи любви и духовного единства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив  головы друг к другу в безмолвной  беседе, образуют круг – символ  вечности, а плавные, гармоничные  линии навевают настроение светлой  сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди  которых преобладают золотистый  и звонкий голубой, внутренняя  свобода точно найденной композиции  с ее выразительным ритмом  находятся в тесной взаимосвязи  с глубоко человечным замыслом  этого гениального произведения.[5] 

 В последней  трети XV в. начинает свою художественную  деятельность 

 Дионисий. В иконах  и фресках Дионисия и его  школы, создававшихся в период  образования русского централизованного  государства во главе с 

 Москвой, возрастают  известное единообразие приемов,  внимание мастеров к художественной  форме, черты праздничности и  декоративности. Тонкий рисунок  и изысканный колорит икон  Дионисия, с сильно вытянутыми  грациозными фигурами, полны нарядной  торжественности. Но в психологическом  плане его образы уступают  Рублевским. Созданные 

 Дионисием и  его сыновьями Феодосием и  Владимиром росписи собора 

 Ферапонтова монастыря  близ Кириллова отмечены особой  мягкостью колорита, красотой подчиненных  плоскости стены композиций с  как бы скользящими изящными  фигурами. Многочисленные работы  Дионисия и художников его  школы вызвали повсеместные раздражения  им. В конце XV в. московские  художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города  Поволжья, а лучшие мастера этих  художественных центров выезжают  для работы в Москву, где они  знакомятся с творческими приемами  столичных живописцев. Московское  искусство постепенно нивелирует  местные школы и подчиняет  их общему образцу. 

 В XVI в. укрепление  государства и церкви сопровождалось  теоретической разработкой вопросов  о царской власти, об отношении  к ней церкви, о роли искусства  в богослужении, о способах воплощения  церковных сюжетов. 

Информация о работе Отечественная культура 14-15 веков