Отечественная культура 14-15 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:59, реферат

Описание работы

Тема «Отечественная культура XIV-XV веков» прежде всего очень интересна тем, что именно к периоду XIV-XV века относится формирование русской национальной культуры. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства.

Содержание

Введение.
1. Архитектура.
2. Изобразительное искусство.
3. Декоративно – прикладное искусство.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

6.docx

— 37.09 Кб (Скачать)

Реферат: Отечественная  культура 14-15 веков 

 Содержание: 

 Введение. 

1. Архитектура. 

2. Изобразительное  искусство. 

3. Декоративно –  прикладное искусство. 

 Заключение 

 Список использованной  литературы 

 Введение. 

 Тема «Отечественная  культура XIV-XV веков» прежде всего  очень интересна тем, что именно  к периоду XIV-XV века относится  формирование русской национальной  культуры. Национальные элементы  отдельных культур, возникнув  почти одновременно по всей  Европе, в России получают реальную  опору в организации собственного  национального Русского государства. 

 Национальное  своеобразие своеобразие русской  культуры XIV-XV веков выражено особенно  отчетливо. На всей территории  государства происходят однородные  явления, вызванные возрождением  Руси и усилением культурного  общения стран. 

 Многие черты  этого предвозрожденческого движения  сказались на 

 Руси с большей  силою, чем где бы то ни  было. Русская культура XIV-XV веков  несет в себе, с одной стороны  черты уравновешенной, уверенной  в себе древней культуры, опирающейся  на сложную культуру древнего Киева и старого города Владимира, а с другой поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени. 

1. Архитектура 

 После монголо-татарского  нашествия долгое время летописи  упоминают лишь о строительстве  недошедших до нас деревянных  сооружений. С конца 

XIII в. в избежавшей  разорения Северо-западной Руси  возрождается и каменное зодчество,  прежде всего военное. Возводятся  каменные городские укрепления  Новгорода и Пскова, крепости  на приречных мысах (Копорье)  или на островах, порой с дополнительной  стеной у въезда, образующей вместе  с основной защитный коридор  – «захаб» (Изборск, Порхов). С  середины XIV в. стены усиливаются  могучими башнями, в начале  над воротами, а затем и по  всему периметру укреплений, получающих  в XV веке планировку, близкую к  регулярной. Неровная кладка из  грубо отесанного известняка  и валунов наделяло сооружение  живописью и усиливало их пластическую  выразительность. Такой же была  кладка стен небольших однокупольных  четырехстолпных храмов конца  XIII – 1-й половины XIV вв., которым  обмазка фасадов придавала монолитный  облик. Храмы строились на средства  бояр, богатых купцов. Становясь  архитектурными доминантами отдельных  районов города, они обогащали  его силуэт и создавали постепенный  переход представительного каменного  кремля к нерегулярной деревянной  жилой застройке, следующей естественному  рельефу. В ней преобладали  1-2 этажные дома на подклетах,  иногда трехчастные, с сенями  посередине.[1] 

 В Новгороде  развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову.  Каменные стены Детинца и Окольного  города, а так же церкви построенные  на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик  Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят  в завершениях фасадов церквей  от полукружий-«закомар» к более  динамичным фронтонам – 

 «щипцам» или  чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более  низких над углами храма. Величественны  и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета новгородской  республики, - полнее отражавшее  мировоззрение и вкусы горожан.  Стройные, удлиненных пропорций,  с покрытием на восемь скатов  по трехлопастным кривым, которое  позднее часто переделывалось  на пощипцовое, они совмещают  живописность и пластическое  богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах,  декоративные аркады на апсидах,  узорная кирпичная кладка, рельефные  «бровки» над окнами, стрельчатые  завершения перспективных порталов) с тектонической ясностью и  компактностью устремленной вверх  композиции. 

 Широкая расстановка  столбов внутри делала просторнее  интерьеры. В XV в. Новгородских  храмах появляются паперти, крыльца,  кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные  жилые дома с подклетками и  крыльцами. Одностолпная «Грановитая  палата» двора архиепископа Евфимия,  построенные при участии западных  мастеров, имеет готические нервюрные  своды. В других палатах стены  членились лопатками и горизонтальными  поясками, что перешло в монастырские  трапезные XVI в. 

 В Пскове, ставшем  в 1348 г. независимым от Новгорода,  главный, 

 Троицкий собор  имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях,  три притвора и декоративные  детали, близкие новгородским. Поставленный  в кремле (Кром) на высоком мысу  при слиянии 

 Псковы и Великой,  собор господствовал над городом,  который рос к югу, образуя  новые, огражденные каменными  стенами части, прорезанные улицами,  ведущими к кремлю. 

 В дальнейшем  псковичи разрабатывали тип четырехстолпной  трехапсидной приходской церкви  с позакомарным, а позднее и  восьмискатным пощипцовым покрытием.  Галереи, приделы, крыльца с  толстыми круглыми столбами и  звонницы придавали этим, словно  вылепленным от руки приземистым  постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских  церквях XVI в. барабан с куполом  опирался на пересекающиеся цилиндрические  своды или на ступенчато расположенные  арки. В Пскове, как и в Новгороде  улицы, имели бревенчатые мостовые  и были так же застроены  деревянными домами. 

 С началом возрождения  Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные  храмы. Не сохранившийся Успенский  собор и собор 

 Спаса на Бору  с поясами резного орнамента  на фасадах восходили по типу  к четырехстолпным с тремя  апсидами владимирским храмом  домонгольской поры. 

 Во второй половине XIV в. строятся первые каменные  стены Кремля на треугольном  в плане холме при впадении  Неглинной в Москву-реку. 

 На востоке  от Кремля расстилался посад  с параллельной Москве-реке главной  улицей. Схожие по плану с более  ранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применению дополнительных  кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках,  получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского 

 Андроникова монастыря  угловые части основного объема  сильно понижены, а композиция  верха особенно динамична. В  бесстолпных церквах московской  школы XIV- начала XV вв. каждый фасад  иногда увенчивался тремя кокошниками.  В формировании к концу XV в.  централизованного государства  выдвинуло задачу широко развернуть  строительство крепостных сооружений  в городах и монастырях, а в  его столице – Москве –  возводить храмы и дворцы, отвечающие  ее значению. Для этого были  приглашены в столицу зодчие  и каменщики из других русских  городов, итальянские архитекторы  и инженеры по фортификации. Основным  строительным материалом стал  кирпич. 

 Московский Кремль, вмещавший резиденции великого  князя, митрополита, соборы, боярские  дворы, монастыри, был во второй  половине XV в. расширен до нынешних  размеров, а посад охватил его  с трех сторон и был прорезан  радиальными улицами. На востоке  от Кремля возникла Красная  площадь, часть посада была  окружена в 1530-х гг. каменной  стеной, а затем каменная стена  Белого города и деревоземляная  стена Земляного города окружили  столицу двумя кольцами, что и  определило радиально - кольцевую  планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу  и созвучные Кремлю по своему  силуэту, со временем стали  композиционными центрами окраин  Москвы. 

 Радиальные улицы  с бревенчатыми мостовыми вели  к центру через увенчанные  башнями ворота Земляного и  Белого городов. Жилая застройка  городских улиц состояла в  основном из деревянных домов,  имевших два – три этажа  на подклетах, отдельные крыши  над каждой частью дома, средние  сени и крыльцо.[2] Кремли других  городов, как и в Москве, следовали  в своих планах рельефу местности,  а на ровных местах имели  правильные прямоугольные планы.  Крепостные стены стали выше  и толще. Навесные бойницы и  зубцы в виде ласточкина хвоста  примененные итальянскими архитекторами  в Московском Кремле, появились  и в кремлях Новгорода, 

 Нижнего Новгорода,  Тулы и др. Позднее башни стали  декорироваться лопатками и горизонтальными  тягами, а бойницы – наличниками.  Свободнее от новых влияний  были крепости дальних Кирилло-Белозерского  и 

 Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями,  сложенными из крупных валунов  и почти лишенными украшений. 

 Сохранившаяся  часть великокняжеского кремлевского  дворца в Москве с огромным  одностолпным залом наделена  чертами западной архитектуры 

(граненый руст, парные  окна, ренессансный карниз), но вся  композиция дворца, слагавшаяся  из отдельных зданий с переходами  и крыльцами, близка к композиции  деревянных хором. 

 В архитектуре  Успенского собора Московского  Кремля, который было предложено  строить наподобие одноименного  собора XII в. во Владимире, традиции  владимиро-суздальского зодчества  подверглись существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм  с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах  и в глади стен, опоясанных  аркатурным фризом, мощнее по  пропорциям и монументальнее  своего прототипа. Впечатляющим  контрастом несколько суровым  фасадам собора служит интерьер  с шестью равномерно расставленными  высокими тонкими столбами, придающими  ему вид парадного зала. Храм-колокольня  Ивана 

 Великого, господствовавший  не только не только над  Кремлем, но и над всей Москвой,  стал традиционным образцом для  подобных высотных доминант и  в других русских городах. Попытка  перенести в русский храм мотивы  раннего венецианского Возрождения  привела к несоответствию ярусных  членений фасада. В других храмах  второй половины XV-XVI в. встречаются  свойственные Московской архитектуре  XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар,  но их ритм менее динамичен,  а размеренные членения фасадов,  украшенных аркатурными фризами  узорной кладкой с терракотовыми  деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются  в Белозерье и 

 Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате  в Угличе, где венчающие щипцы  над гладкими стенами заполнены  узорной кирпичной кладкой с  терракотовыми вставками. 

 От XIV-XVI вв. сохранилось  несколько деревянных церквей.  Более ранние 

 – «клетские», напоминающие избу с двухскатной  крышей и пристройками. 

 Церкви XVI в. –  высокие, восьмигранные, крыты  шатром, а пристройки с двух  или с четырех сторон имеют  криволинейные кры-ши – «бочки».  Их стройные пропорции, контрасты  фигурных «бочек» и строгого  шатра, суровых рубленых стен  и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим  пейзажем – свидетельства высокого  мастерства народных мастеров  – «древоделей», работавших артелями. 

 Рост Русского  государства и национального  самосознания после свержения  татарского ига отразился в  каменных храмах-памятниках XVI в. 

 Являя собой  высокое достижение московского  зодчества, эти величественные  постройки, посвященные важным  событиям, как бы соединяли в  себе динамичность деревянных  шатровых церквей и ярусных  завершений храмов XIV 

 – XV вв. с монументальностью  соборов XVI в. В каменных церквах-башнях  ведущими стали формы, присущие  камню, - ярусы закомар и кокошники  вокруг прорезанного окнами шатра.  Иногда и шатер заменялся барабаном  с куполом или же башни с  куполами окружали центральную,  крытую шатром башню. 

 Преобладание  вертикалей наделяло ликующей  динамичностью устремленную в  высь композицию храма, как  бы вырастающего из окружающего  его открытых 

 «гульбищ», а  нарядный декор придавал сооружению  праздничную торжественность 

 В храмах конца  XV и XVI вв. применение так называемого  крестчатого свода, опиравшегося  на стены, избавляло интерьер  от опорных столбов и позволяло  разнообразить фасады, которые получали  то трехлопастное, то имитирующее  закомары завершение, то увенчивались  ярусами кокошников. 

 Наряду с этим  продолжали строить четырехстолпные  пятикупольные храмы, иногда с  галереями и приделами. Каменные  одностолпные трапезные и жилые  монастырские постройки XVI в. имеют  гладкие стены, увенчанные простым  карнизом или пояском узорной  кладки. В жилой архитектуре господствовало  дерево, из которого строились  и дома в 1-2 этажа, и боярские  и епископские дворцы, состоявшие  из связанных переходами многосрубных  групп на подклетах. 

 В XVI в. переход  к товарному хозяйству, развитие  внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти  и расширение границ страны  привели к росту старых городов  и возникновению новых на юге  и востоке, к постройке гостиных  дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр  и купцов. Развитие старых городов  шло в рамках уже сложившейся  планировки, а в новых городах-крепостях  пытались внести регулярность  в планировку улиц и форму  кварталов. В связи с развитием  артиллерии, города окружались земляными  валами с бастионами. На юге  и в 

Информация о работе Отечественная культура 14-15 веков