Реферат: Отечественная
культура 14-15 веков
Содержание:
Введение.
1. Архитектура.
2. Изобразительное
искусство.
3. Декоративно –
прикладное искусство.
Заключение
Список использованной
литературы
Введение.
Тема «Отечественная
культура XIV-XV веков» прежде всего
очень интересна тем, что именно
к периоду XIV-XV века относится
формирование русской национальной
культуры. Национальные элементы
отдельных культур, возникнув
почти одновременно по всей
Европе, в России получают реальную
опору в организации собственного
национального Русского государства.
Национальное
своеобразие своеобразие русской
культуры XIV-XV веков выражено особенно
отчетливо. На всей территории
государства происходят однородные
явления, вызванные возрождением
Руси и усилением культурного
общения стран.
Многие черты
этого предвозрожденческого движения
сказались на
Руси с большей
силою, чем где бы то ни
было. Русская культура XIV-XV веков
несет в себе, с одной стороны
черты уравновешенной, уверенной
в себе древней культуры, опирающейся
на сложную культуру древнего Киева
и старого города Владимира, а с другой
поражает гибким подчинением насущным
задачам своего времени.
1. Архитектура
После монголо-татарского
нашествия долгое время летописи
упоминают лишь о строительстве
недошедших до нас деревянных
сооружений. С конца
XIII в. в избежавшей
разорения Северо-западной Руси
возрождается и каменное зодчество,
прежде всего военное. Возводятся
каменные городские укрепления
Новгорода и Пскова, крепости
на приречных мысах (Копорье)
или на островах, порой с дополнительной
стеной у въезда, образующей вместе
с основной защитный коридор
– «захаб» (Изборск, Порхов). С
середины XIV в. стены усиливаются
могучими башнями, в начале
над воротами, а затем и по
всему периметру укреплений, получающих
в XV веке планировку, близкую к
регулярной. Неровная кладка из
грубо отесанного известняка
и валунов наделяло сооружение
живописью и усиливало их пластическую
выразительность. Такой же была
кладка стен небольших однокупольных
четырехстолпных храмов конца
XIII – 1-й половины XIV вв., которым
обмазка фасадов придавала монолитный
облик. Храмы строились на средства
бояр, богатых купцов. Становясь
архитектурными доминантами отдельных
районов города, они обогащали
его силуэт и создавали постепенный
переход представительного каменного
кремля к нерегулярной деревянной
жилой застройке, следующей естественному
рельефу. В ней преобладали
1-2 этажные дома на подклетах,
иногда трехчастные, с сенями
посередине.[1]
В Новгороде
развивалось его прежняя планировка,
прибавилось улиц, ведущих к Волхову.
Каменные стены Детинца и Окольного
города, а так же церкви построенные
на средства отдельных бояр, купцов,
и групп горожан, изменили облик
Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят
в завершениях фасадов церквей
от полукружий-«закомар» к более
динамичным фронтонам –
«щипцам» или
чаще к трехлопастным кривым,
отвечавшим форме сводов, более
низких над углами храма. Величественны
и нарядны храмы 2-й половины
XIV в. – поры расцвета новгородской
республики, - полнее отражавшее
мировоззрение и вкусы горожан.
Стройные, удлиненных пропорций,
с покрытием на восемь скатов
по трехлопастным кривым, которое
позднее часто переделывалось
на пощипцовое, они совмещают
живописность и пластическое
богатство архитектурного декора
(уступчатые лопатки на фасадах,
декоративные аркады на апсидах,
узорная кирпичная кладка, рельефные
«бровки» над окнами, стрельчатые
завершения перспективных порталов)
с тектонической ясностью и
компактностью устремленной вверх
композиции.
Широкая расстановка
столбов внутри делала просторнее
интерьеры. В XV в. Новгородских
храмах появляются паперти, крыльца,
кладовые в подцерковье. С XIV-XV
вв. в Новгороде появляются каменные
жилые дома с подклетками и
крыльцами. Одностолпная «Грановитая
палата» двора архиепископа Евфимия,
построенные при участии западных
мастеров, имеет готические нервюрные
своды. В других палатах стены
членились лопатками и горизонтальными
поясками, что перешло в монастырские
трапезные XVI в.
В Пскове, ставшем
в 1348 г. независимым от Новгорода,
главный,
Троицкий собор
имел, судя по рисунку XVII в., закомары,
расположенные на разных уровнях,
три притвора и декоративные
детали, близкие новгородским. Поставленный
в кремле (Кром) на высоком мысу
при слиянии
Псковы и Великой,
собор господствовал над городом,
который рос к югу, образуя
новые, огражденные каменными
стенами части, прорезанные улицами,
ведущими к кремлю.
В дальнейшем
псковичи разрабатывали тип четырехстолпной
трехапсидной приходской церкви
с позакомарным, а позднее и
восьмискатным пощипцовым покрытием.
Галереи, приделы, крыльца с
толстыми круглыми столбами и
звонницы придавали этим, словно
вылепленным от руки приземистым
постройкам, возводившимся вне кремля,
особую живописность. В псковских
церквях XVI в. барабан с куполом
опирался на пересекающиеся цилиндрические
своды или на ступенчато расположенные
арки. В Пскове, как и в Новгороде
улицы, имели бревенчатые мостовые
и были так же застроены
деревянными домами.
С началом возрождения
Москвы в ней в 1320-1330-х гг.
Появляются первые белокаменные
храмы. Не сохранившийся Успенский
собор и собор
Спаса на Бору
с поясами резного орнамента
на фасадах восходили по типу
к четырехстолпным с тремя
апсидами владимирским храмом
домонгольской поры.
Во второй половине
XIV в. строятся первые каменные
стены Кремля на треугольном
в плане холме при впадении
Неглинной в Москву-реку.
На востоке
от Кремля расстилался посад
с параллельной Москве-реке главной
улицей. Схожие по плану с более
ранними, храмы конца XIV – начала
XV вв. благодаря применению дополнительных
кокошников в основании барабана,
приподнятого на подпружных арках,
получили ярусную композицию верхов.
Это придавало зданиям живописный и праздничный
характер, усиливавшийся килевидными
очертаниями закомар и верхов порталов,
резными поясками и тонкими полуколонками
на фасадах. В соборе московского
Андроникова монастыря
угловые части основного объема
сильно понижены, а композиция
верха особенно динамична. В
бесстолпных церквах московской
школы XIV- начала XV вв. каждый фасад
иногда увенчивался тремя кокошниками.
В формировании к концу XV в.
централизованного государства
выдвинуло задачу широко развернуть
строительство крепостных сооружений
в городах и монастырях, а в
его столице – Москве –
возводить храмы и дворцы, отвечающие
ее значению. Для этого были
приглашены в столицу зодчие
и каменщики из других русских
городов, итальянские архитекторы
и инженеры по фортификации. Основным
строительным материалом стал
кирпич.
Московский Кремль,
вмещавший резиденции великого
князя, митрополита, соборы, боярские
дворы, монастыри, был во второй
половине XV в. расширен до нынешних
размеров, а посад охватил его
с трех сторон и был прорезан
радиальными улицами. На востоке
от Кремля возникла Красная
площадь, часть посада была
окружена в 1530-х гг. каменной
стеной, а затем каменная стена
Белого города и деревоземляная
стена Земляного города окружили
столицу двумя кольцами, что и
определило радиально - кольцевую
планировку Москвы. Монастыри-крепости,
защищавшие подступы к городу
и созвучные Кремлю по своему
силуэту, со временем стали
композиционными центрами окраин
Москвы.
Радиальные улицы
с бревенчатыми мостовыми вели
к центру через увенчанные
башнями ворота Земляного и
Белого городов. Жилая застройка
городских улиц состояла в
основном из деревянных домов,
имевших два – три этажа
на подклетах, отдельные крыши
над каждой частью дома, средние
сени и крыльцо.[2] Кремли других
городов, как и в Москве, следовали
в своих планах рельефу местности,
а на ровных местах имели
правильные прямоугольные планы.
Крепостные стены стали выше
и толще. Навесные бойницы и
зубцы в виде ласточкина хвоста
примененные итальянскими архитекторами
в Московском Кремле, появились
и в кремлях Новгорода,
Нижнего Новгорода,
Тулы и др. Позднее башни стали
декорироваться лопатками и горизонтальными
тягами, а бойницы – наличниками.
Свободнее от новых влияний
были крепости дальних Кирилло-Белозерского
и
Соловецкого монастырей,
с мощными стенами и башнями,
сложенными из крупных валунов
и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся
часть великокняжеского кремлевского
дворца в Москве с огромным
одностолпным залом наделена
чертами западной архитектуры
(граненый руст, парные
окна, ренессансный карниз), но вся
композиция дворца, слагавшаяся
из отдельных зданий с переходами
и крыльцами, близка к композиции
деревянных хором.
В архитектуре
Успенского собора Московского
Кремля, который было предложено
строить наподобие одноименного
собора XII в. во Владимире, традиции
владимиро-суздальского зодчества
подверглись существенному переосмыслению.
Величественный пятикупольный храм
с редкими щелевидными окнами,
прорезанными в могучих барабанах
и в глади стен, опоясанных
аркатурным фризом, мощнее по
пропорциям и монументальнее
своего прототипа. Впечатляющим
контрастом несколько суровым
фасадам собора служит интерьер
с шестью равномерно расставленными
высокими тонкими столбами, придающими
ему вид парадного зала. Храм-колокольня
Ивана
Великого, господствовавший
не только не только над
Кремлем, но и над всей Москвой,
стал традиционным образцом для
подобных высотных доминант и
в других русских городах. Попытка
перенести в русский храм мотивы
раннего венецианского Возрождения
привела к несоответствию ярусных
членений фасада. В других храмах
второй половины XV-XVI в. встречаются
свойственные Московской архитектуре
XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар,
но их ритм менее динамичен,
а размеренные членения фасадов,
украшенных аркатурными фризами
узорной кладкой с терракотовыми
деталями, делают храмы нарядно-величавыми.
Терракотовые детали встречаются
в Белозерье и
Верхнем Поволжье,
например, в дворцовой палате
в Угличе, где венчающие щипцы
над гладкими стенами заполнены
узорной кирпичной кладкой с
терракотовыми вставками.
От XIV-XVI вв. сохранилось
несколько деревянных церквей.
Более ранние
– «клетские»,
напоминающие избу с двухскатной
крышей и пристройками.
Церкви XVI в. –
высокие, восьмигранные, крыты
шатром, а пристройки с двух
или с четырех сторон имеют
криволинейные кры-ши – «бочки».
Их стройные пропорции, контрасты
фигурных «бочек» и строгого
шатра, суровых рубленых стен
и резьбы галереи и крылец,
их неразрывная связь с окружающим
пейзажем – свидетельства высокого
мастерства народных мастеров
– «древоделей», работавших артелями.
Рост Русского
государства и национального
самосознания после свержения
татарского ига отразился в
каменных храмах-памятниках XVI в.
Являя собой
высокое достижение московского
зодчества, эти величественные
постройки, посвященные важным
событиям, как бы соединяли в
себе динамичность деревянных
шатровых церквей и ярусных
завершений храмов XIV
– XV вв. с монументальностью
соборов XVI в. В каменных церквах-башнях
ведущими стали формы, присущие
камню, - ярусы закомар и кокошники
вокруг прорезанного окнами шатра.
Иногда и шатер заменялся барабаном
с куполом или же башни с
куполами окружали центральную,
крытую шатром башню.
Преобладание
вертикалей наделяло ликующей
динамичностью устремленную в
высь композицию храма, как
бы вырастающего из окружающего
его открытых
«гульбищ», а
нарядный декор придавал сооружению
праздничную торжественность
В храмах конца
XV и XVI вв. применение так называемого
крестчатого свода, опиравшегося
на стены, избавляло интерьер
от опорных столбов и позволяло
разнообразить фасады, которые получали
то трехлопастное, то имитирующее
закомары завершение, то увенчивались
ярусами кокошников.
Наряду с этим
продолжали строить четырехстолпные
пятикупольные храмы, иногда с
галереями и приделами. Каменные
одностолпные трапезные и жилые
монастырские постройки XVI в. имеют
гладкие стены, увенчанные простым
карнизом или пояском узорной
кладки. В жилой архитектуре господствовало
дерево, из которого строились
и дома в 1-2 этажа, и боярские
и епископские дворцы, состоявшие
из связанных переходами многосрубных
групп на подклетах.
В XVI в. переход
к товарному хозяйству, развитие
внутренней и внешней торговли,
усиление центральной власти
и расширение границ страны
привели к росту старых городов
и возникновению новых на юге
и востоке, к постройке гостиных
дворов и административных зданий,
каменных жилых домов бояр
и купцов. Развитие старых городов
шло в рамках уже сложившейся
планировки, а в новых городах-крепостях
пытались внести регулярность
в планировку улиц и форму
кварталов. В связи с развитием
артиллерии, города окружались земляными
валами с бастионами. На юге
и в