Особенности женского и мужского костюма в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель - заключаются в описании видов и форм одежды 19 столетия.
Задачи - совместимость и причина появления одежды в данную эпоху
-образы, формы, виды и стили
-атрибуты
-причёска и обувь

Содержание

Введение _____________________________________________с.1
Глава 1. Художественные стили 19в и их влияние на формирование костюма_______________с.2
1.2 Западноевропейский мужской костюм 19 в._____________с.2-10
1.3 Женский костюм в Европе в начале 19 в.______________с.10-16
1.4 Украшения, причёски и головные уборы в 19 в _______с. 16-20
Выводы
Глава 2. Особенности костюмов________________________с.21
2.1 Стиль ампир____________________________________________с.21
2.2 Резкое изменение моды__________________________________с.16-17
Выводы
Заключение________________________________________________с.15-16
Список использованной литературы___________________________с.17

Работа содержит 1 файл

особенности женского и муржского костюмв в 19в.docx

— 54.71 Кб (Скачать)

Маленький вышитый и отделанный кружевами платок XVIII века был заменен  в XIX веке большим носовым платком  из пестрого шелка. Среднее сословие употребляло более грубые полотняные или бумажные платки с пестрыми крапинками. Начиная с 1830 года, когда нюханье  табака стало выходить из моды, привилегированные  сословия снова вернулись к белому носовому платку; но тем не менее пестрые шелковые платки употребляются и до сих пор. Кроме того, появились миниатюрные платки из тонкого батиста с узором или нежной каемкой, которые носились в наружном боковом кармане сюртука.

 

Женский костюм в  Европе в начале 19 века

Среди англичанок даже молодые  девушки носили длинные платья вплоть до 1810 года. На одной из английских модных картинок, относящихся к 1809 году, изображена молодая дама и длинном шелковом платье со шлейфом, отделанном спереди  вдоль подола темным позументом, на который нашиты банты.

Декольтированный бархатный  лиф с почти нормальной талией заканчивается наверху косым  вырезом, который закрыт вставкой в  виде клина из такой же материи, как  юбка, и с такой же отделкой. Пышные рукава — наследие Тридцатилетней войны — закрывают всего четверть руки; они служат продолжением лифа и потому сделаны тоже из бархата. Доходящие до рукавов белые перчатки отделаны по краям рюшью. Вырез лифа закрыт рубашечкой из тонкой материи; рубашечка эта заканчивается стоячим воротником. Разделенные пробором, завитые, высоко закрученные сзади в узел волосы покрыты чепцом в виде сетки, украшенным сбоку пучком свешивающихся наперед страусовых перьев. Короткая, отделанная лебяжьим пухом пелеринка заменяет собою наше sotrie de bal.

В противоположность англичанкам, француженки в 1813—1814 годах носили исключительно такие бальные  платья, которые на целую ладонь не доходили до лодыжек, причем декольте лифа вырезалось в форме сердца (robe en coeur). Из причесок в то время считалась особенно модной китайская: дамы гладко зачесывали волосы наверх, заплетали их в косы и сооружали из них нечто вроде пашни, наверху которой водружался пучок локонов или букетик цветов. Из материй на ряду с шелком (атлас, муар, тафта) по-прежнему употреблялись муслин и перкаль.

Около 1820 года в составе  бального туалета по-прежнему входила  скошенная, несколько расширявшаяся  книзу юбка на подъеме. Многие дамы продолжали носить двойные платья, причем нижнее платье (foureau) отделывалось вдоль подола сборчатым petinets, а верхнее, более короткое, заканчивалось внизу атласными Бие и фалбалой из блонд.

Такой же фалбалой или рюшью  из лент окаймлялся и круглый вырез  короткого лифа и короткие пышные рукава, из-под которых выглядывали узкие, доходящие до локтей и отделанные кружевами рукава нижнего платья. Волосы спереди ниспадали на лоб в виде коротких колечек, а с боков и сзади зачесывались наверх. На голову надевался атласный ток со страусовыми перьями и жемчужными булавками; на ноги — башмаки с пряжками; перчатки доходили до узких рукавов нижнего платья; узкая индийская шаль перекидывалась через кисти рук.

Один из парижских бальных  туалетов, относящихся к 1820 году, состоит  из сравнительно короткой шелковой юбки в виде колокола, отделанной вдоль подола разбросаны на известном расстоянии цветами. Округленный внизу и заканчивающийся спереди глубоким мысом лиф сделан из более темного шелка, а пышные, короткие, отделанные рюшью рукава — из той же материи, что и юбка. Ровный четырехугольный вырез  окаймлен  фестонами из муслина и украшен на плечах, а также посредине груди и спины шелковыми бантами.

Волосы разделены пробором и завиты на висках, где приколоты  с обеих сторон цветы, а сзади  закручены в пышный узел, прикрытый  чепцом в форме высокого тюрбана. Белые перчатки доходят только до локтей; на ногах — низкие атласные туфли «с переплетами». В качестве sotrie de bal служит опушенная мехом мантилья с широким воротником и большими карманами.

В начале XIX века дамский  туалет обогатился несколькими верхними вещами весьма своеобразного фасона; к числу таких вещей относится, между прочим, спенсер, вошедший в употребление в 1800 году, не выходивший из моды в течение тридцати лет и появлявшийся периодически даже впоследствии вплоть до нашего времени.

Спенсер принимал самые разнообразные  формы. Сначала он был открыт спереди, едва доходил до пояса с высоким  стоячим воротником и длинными, узкими рукавами. Впоследствии он стал глухой короткой блузой, стянутой на талии при помощи узкого пояса или шнурка. Спенсер в виде жакета надевался главным образом для выхода на улицу, а спенсер, напоминавший собою блузу, употреблялся преимущественно в качестве вечернего платья.

Спенсеры делались из сукна  и бумажных материи, а также из атласа и бархата; зимой они нередко подбивались и отделывались мехом. Открытый спенсер в виде жакета обыкновенно делался на яркой шелковой подкладке. Распространенные в 1810 году канзу — это не что иное, как видоизмененный спенсер; канзу назывался короткий глухой жакет с длинными, узкими, покрывающими кисти рук рукавами и глубоким вырезом, окаймленным высоким гофрированным воротником. Такая же гофрированная полоса материи прокладывалась вдоль шва на плечах и вдоль нижнего края жакета, где он стягивался обыкновенно при помощи шнура.

Зимой канзу и спенсеры делались из сукна или из бархата, а летом из перкаля или нанки; в последнем случае канзу нередко уподоблялся короткой, наглухо закрытой спереди курточке с высоким кружевным воротником и длинными узкими рукавами, образующими наверху шесть или восемь поперечных буф и заканчивающимися около кисти кружевными манжетами.

В 40-х годах появилось  канзу из вышитой или узорчатой  легкой кисеи в виде курточки или  короткой, плотно прилегающей к телу пелерины с сильно скошенными передними  полами. Излюбленная в то время douillette была обязана своим происхождением робе; это было обыкновенное верхнее платье на подъеме с косым вырезом у ворота, перехваченное под самой грудью шелковой лентой.

Длинные, узкие рукава ее переходили на плечах в буфы; ворот, передние полы и края ее рукавов  обшивались плиссированным линоном или блондами. Летом такие douillette делались из кембрика, жаконета, левантина, перкаля и муслина, а зимой — из сукна, мериноса, шелка и бархата.

Около 1820 года появилось  еще одно верхнее платье, известное  под названием pardessus, которое тоже изменялось на всевозможные лады. Между прочим, в 1812 году оно имело вид узкого армяка с широким отложным воротником.

В качестве верхних вещей  в начале XIX века существовало множество  накидок в виде мантилий или шалей. Кроме того, многие дамы надевали на спину, по античному образцу, четырехугольные  платки и завязывали их узлами на плечах. В качестве защиты от непогоды по-прежнему служили короткие и длинные тальмы с пелериной и без пелерины.

Около 1820 года появились  особые тальмы для вечеров и балов  из светлого бархата или стеганого  узорчатого шелка. Зимой носили шубы в виде мужского редингота или дульеты, а иногда в виде тальмы. На дамах нередко молено было встретить короткие шубки со шнурами a la polonaise или русские шубы, запахивавшиеся спереди. Шубы покрывались в большинстве случаев сукном, шелком или бархатом.

Кроме того, в то время  в большом употреблении были восточные  кашемировые или египетские шелковые шали. Они заменили собой появившиеся было в начале XIX века одноцветные четырехугольные платки из саржи, тафты, муслина и кисеи и встречались повсюду: на улице, на вечерах, на балах. Впоследствии, около 1805 года, четырехугольные шали были заменены узкими. Эти шали были в моде вплоть до 1890 года, да и теперь еще часто встречаются.

Около 1815 года среди дам  был очень распространен каррик с несколькими пелеринами; вообще в это время предпочитали верхние вещи мужского покроя, причем фасон выбирался всегда тот, который в данный момент был в моде у мужчин. Так, в 1820 году модным считалось пальто с короткими пелеринами из крупной клетчатой материи, вошедшее в моду по инициативе венцев. Зимой по-прежнему носили муфту, которая до начала 60-х годов отличалась большими размерами.

В 1805 году англичанки, на костюме  которых всегда лежал своеобразный отпечаток, стали носить бархатные  зимние пальто с короткой талией и сравнительно длинной, заложенной складками и закругленной спереди баской, отделанной вдоль висящего края кружевами. Кроме того, на многих дамах можно было видеть длинные или полу короткие рединготы из светлого кашемира с длинными рукавами, отделанные на груди золотыми шнурами и такими же пуговицами. Ворот этих рединготов заканчивался гладко пришитым высоким стоячим воротником; под самой грудью находился шнурок, плотно стягивавший здесь редингот.

Среди англичанок были также  очень распространены полу короткие, плотно прилегающие к телу пелерины, которые подбивались или только отделывались мехом и скреплялись у ворота длинным шнуром с кистями. На шею англичанки надевали распространенной в 30-х годах боа из меха, лебяжьего пуха или перьев. Необходимо заметить, что боа в то время надевалось преимущественно в дурную погоду и исключительно для выхода на улицу.

Около 1803 года в моду вошли  рубашечки из тонкой материи, закрывавшие  вырез платья и заканчивавшиеся  у горла узкой шелковой рюшкой. Кроме того, многие дамы носили упомянутые выше широкие кружевные воротники  и чрезвычайно своеобразные короткие пелерины, сделанные как бы из отдельных  кусочков или зубчиков и служившие  для прикрытия горла и груди.

Впоследствии же, около 1820 года, когда вырез платьев значительно  уменьшился, потребность в таких  посторонних «прикрытиях» исчезла  окончательно, и дамы стали носить исключительно простые или двойные  брыжи или даже просто галстучек. В очень редких случаях по-прежнему отделывали платья вышеупомянутой короткой пелериной.

Низкие башмаки, как уже  упоминалось, делались из атласа, саржи, ластика или из пестрой и черной кожи. В течение более 30 лет дамы носили башмаки без каблуков и  зашнуровывали их вокруг ног при  помощи переплетенных крест-накрест  шелковых лент. Приблизительно около 1800 года впервые появляются высокие  дамские башмаки до колен. Среди  перчаток преобладали светлые и  белые лайковые, а также вязанные из шелка и бумаги красного, синего, зеленого и желтого цвета, но преимущественно  серого. Бальные перчатки оставались белыми.

 

 

Украшения, причёски и головные уборы в 19 веке

В качестве украшений служат в это время следующие вещи: часы с цепочкой, табакерка, набалдашник  палки, булавка для галстука, кольца и запонки, а затем к этому  прибавились еще цепочка для  ключей и браслет. Сначала часы прикреплялись  посредством короткой ленты с  пряжкой, затем посредством маленькой  цепочки с брелоками, которая  вновь появилась под названием chatelaine; в 1840 году в моду вошла длинная тонкая цепь, которая надевалась на шею и суживалась при помощи особого приспособления в виде колечка.

В конце 40-х годов впервые  появилась толстая короткая цепочка, идущая от бокового кармана к петлице  жилета, а в 1870 году фасон этой цепочки  несколько изменился: ее концы тянулись от боковых карманов жилета к середине.

Перстень с печатью  до половины 50-х годов носили преимущественно  на указательном пальце. Золотые запонки  для груди и манжет появились  одновременно с сорочкой. Булавка, украшавшая сначала рубашку, затем косынку, превратилась впоследствии в современную  булавку для галстука.

В 30 и 40-х годах такие  булавки состояли в большинстве  случаев из двух небольших, соединенных  цепочкой булавок, украшенных обыкновенно  каким-нибудь шлифованным или резным камнем. Грудь сорочки украшалась сначала одной, потом двумя и  тремя пуговками, которые обыкновенно  были не более булавочной головки и лишь в редких случаях достигали величины мелкой монетки.

В конце 60-х годов эти  пуговки были заменены запонками, которые  изготовлялись сначала из обыкновенной слоновой кости и перламутра, затем  из металла. В 70-х годах запонки  были снабжены особым механизмом, который  давал возможность складывать их прежде, чем продевать сквозь петли.

В первой половине XIX века в  большом употреблении были вязаные  шелковые, шерстяные и бумажные перчатки, встречающиеся и теперь, но значительно  реже, чем прежде. Зимой продолжали носить излюбленные когда-то перчатки. Бальные перчатки были белого цвета; впрочем, встречались также бледно-желтые и светло-серые перчатки. В 90-х годах как бальные, так и прочие перчатки отделывались тремя широкими черными швами.

Что касается головных уборов, то среди них преобладал цилиндр, который временами даже вытеснял все другие головные украшения. В начале XIX века цилиндр имел довольно высокую форму с узкими, сильно закругленными с боков полями. Он часто делался серого цвета. К 20-м годам фасон цилиндров изменился; теперь они представляли собою шляпу с высокой, расширяющейся кверху тульей и с широкими, закругленными или узкими плоскими полями. Наряду с такими шляпами, носили высокие прямые цилиндры с тугими и ровными полями.

В 20-х годах стали носить высокие шляпы из ворсистой материи, расширявшиеся кверху наподобие  воронки и в то же время отличавшиеся узкими миниатюрными полями. Кроме того, многие носили серые цилиндры с узкими полями. В начале 40-х годов цилиндр принял форму короткой грудки; узкие поля его слегка закруглялись.

Некоторые носили, в виде исключения, цилиндры с широкими полями. В течение 40-х годов цилиндр  стал постепенно совершенно гладким  блестящим; довольно широкие поля его  были изогнуты, тулья несколько расширялась  кверху. В 50-х годах поля сделались  узкими и плоскими, а тулья приобрела  форму высокой трубки. Вообще в это время фасон цилиндра менялся не по дням, а по часам.

В 70-х годах тулья стала  низкой и прямой, а поля широкими, сильно опущенными спереди и сзади. В 80-х годах цилиндр отличался чрезвычайно низкой тульей и выпуклыми, но не сильно закругленными полями. Впоследствии поля становились то узкими, то широкими, то прямыми, то закругленными, а тулья все время сохраняла форму трубки с едва заметным углублением.

Трудно даже указать, какой  фасон преобладал, потому что мода на цилиндры менялась ежегодно. Ленточка на цилиндре делалась временами из атласа, временами из репса, а иногда далее из бархата. На балах и в  других торжественных случаях можно  было иногда встретить так называемый chapeau-bas — складную черную шелковую шляпу треугольной формы — наследие XVIII века.

Информация о работе Особенности женского и мужского костюма в 19 веке