Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:37, реферат
В настоящей статье ставятся некоторые конкретные проблемы исследования нацио¬нальной общности - поразительного по своей сути интегрального явления социальной жизни - с учетом того, что более широкие вопросы темы нами уже рассматривались на страницах журнала
Гибридность
- многосторонний процесс. Гибридизация
азиатской, африканской, американской
и европейской культур показывает такую
сторону гибридности, а именно "транскультурную
конвергенцию". Питерс предлагает использовать
две концепции культуры: 1) территориальная
(локализованная) культура общества или
социальной группы и 2) более широкое понимание
культуры как транслокальной. Локальная
культура представляет пример обращенности
внутрь себя (inwаrd-looking), транслокальная
культура является обращенной вовне себя
(outward-looking). Но транслокальная культура
включает понимание глобальности географического
места, определяемого тем, что "каждое
место является фокусом определенной
смеси широких и более локальных социальных
отношений".
Выводы. Таким образом, Питерс рассматривает глобализацию как процесс отделения культурных форм от существующих практик и их перекомбинацию с формами других культурных практик. Культурная гибридность является организационным феноменом. Глобализация понимается как новая историческая эпоха, противоположная эре господства нации-государства, то есть современности. Подлинно глобализационной теорией, по мнению Ж.Н.Питерса, может быть только постсовременное исследование гибридности.
Глобализация не является универсализацией и мультикультурализмом, а скорее межкультурализмом. Для изучения гибридизации используется категориальный аппарат, включающий понятия географического места, культуры,
науки,
территориальных и транслокальных культур.
* * *
Таким
образом, вопрос о том, сможем ли мы
говорить в будущем о культуре
в единственном числе как глобальной культуре,
а не культурах сегодня имеет следующий
ответ. Если под культурой понимается
коллективный образ жизни или верования,
стили, ценности и символы, то можно говорить
только о культурах, во множественном
числе. Если же говорить о культуре человечества
в целом, то это понятие остается пока
слишком обобщенным. Глобализация способна
увеличить число одинаковых культурных
форм, упомянутых выше, но не нивелировать
разнообразие локальных культур, включая
такие ее аспекты как ценности и такие
ее проявления, как наука. Знания, полученные
специалистами в своих странах все больше
будут интересовать ученых всего мира
(в отличие от прежнего доминирования
западной науки). Усилится система культурного
обмена и коммуникаций, трансфер (передача)
культурных ценностей и это позволит до
определенной степени выделить общие
для человечества культурные формы, элементы
общечеловеческой космополитической
культуры, стабильное многообразие культур
(мультикультурализм), межкультурные гибриды
(например, общие слова на совершенно разных
языках. Скажем, в русском и турецком языке
десятки общих слов как следствие культурных
коммуникаций русского и тюркских народов
России, а также отношений, включая войны,
с Турцией).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. См.: Социол. исслед. 1999. № 9; 2000. № 3.
2. Пастухов В.Б. Национальный и государственный интересы России: игра слов или игра в слова? // Полис. 2000. № I. С. 92.
3. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М, 1990. С. 468.
4. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992. С. 43.
5. См.: Тишков В.А. Забыть о нации // Вопросы философия. 1998. № 9. С. 5-6.
4. На изломах социальной структуры / Рук. авт. кол. А.А. Галкин. М., 1987.
5. Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. Ю.Афанасьева и М. Ферро. М., 1989.
6. Стариков Е. Маргиналы // В человеческом измерении. М., 1989.
7. Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе // Рабочий класс и соврем, мир. 1989. №2.
8. Стариков Е. Социальная структура переходного общества (опыт инвентаризации) // Полис. 1994. М? 4.
9. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема. Дисс. канд. филос. наук. М., 1990.
10. Краснодемская СЛ. Социально-экономический анализ маргинальности в сфере труда: Дисс... канд. социол. наук. М., 1995.
11. Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полис. 1993. №
12. 3.7". Голенкова, ЕД. Игитханян. И.В. Казаринова. //Социол. исслед. 1996. № 8.
14. Попова И.П. Маргинальность. Социалогический анализ. М., 1996.
15. Российский статистический ежегодник. М., 1998.
16. Шибутани Т. Социальная психология. М.: 1969. С. 475. ся полностью разоренным. Другой уровень - отношение местного населения. Эксперты отмечали разные случаи того неприятия, которое неизбежно возникает со стороны старожилов по отношению к мигрантам. И наконец, внутренние факторы связаны с