Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:26, курсовая работа
Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связанно с теми же факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Даже не то, чтобы Русь заимствовала художественные формы, она, скорее всего, умело синтезировала богатейшее культурное наследие восточных славян, их опыт и верование, традиции и обычаи с элементами культуры соседних стран, племён, народов.
Введение. 2
Язычество Древней Руси и принятие христианства.
Наследие византийской культуры. 3
Формирование на Руси особого типа духовности и ее
воплощение в архитектуре, иконописи, литературе,
фольклоре, народных ремеслах. 9
Проблема самобытности русской культуры и
становление русского национального характера
в осмыслении философов и историков XIX-XX вв. 15
Заключение. 16
Список использованных источников. 17
Достаточно широко бытует в литературе мнение (в значительной мере основанное на Никоновской летописи), что впервые в качестве государственной религии христианство было принято в Киеве, по крайней мере, в 60-е гг. 9 века, и что первыми русскими князьями-христианами были Дир и Аскольд.
Вторжение варягов-язычников во главе с Олегом временно привело к победе язычества, тогда как христианство было оттеснено на задний план, но не исчезло с русской земли. Яркое тому свидетельство, например, крещение княгини Ольги.
Кроме того, по меньшей мере, столетием раннее, Русь имела связи с христианской Болгарией времён Симеона (864-928г.) и, возможно, с
Великоморавской державой, где византийские просветители и миссионеры Кирилл и Мефодий в 869 (870?)г. организовали славянскую церковь.
Есть основания предполагать, что более ранним, и при этом довольно значительным, могло быть болгарское, а не византийское влияние.
Накануне второго крещения Русь уже получила значительную долю того, чем владела Симеоновская Болгария,- тексты Священного писания на церковно-славянском языке, богословские сочинения «солунских братьев» (Кирилла и Мефодия) и пр. Об этом есть упоминание и в русской летописи.
Прямое же восприятие
Как ни парадоксально, важным фактором в укреплении позиций христианства стало нашествие монголо-татар. Перед лицом страшной опасности русские люди осознали своё единство как христиане в противовес завоевателям-язычникам.
Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым
учением
о господстве и подчинении, проповедью
непротивления злу и насилию
наиболее полно отвечало феодальному
строю и способствовало укреплению
монархической
Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. – это крупнейшее событие в истории Российского государства как по свои непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдалённым. Христианский идеал, внесённый в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв.
Язычество не выделяло человека из природы. Из его вечного круговращения, он был неразделим с миром. С принятием христианства культура осознает себя и своё место в мире.
Введение
христианства по своему влиянию на
сознание человека того времени представляло
собой подлинную революцию, принесшую
с собой совершенно новые ценности,
новые формы жизни, разрушившую
прочно укоренившиеся древние
Важная особенность принятия христианства на Руси связана с наличием у её своей письменности, т.е. было слово, обращённое к народу на его языке и его алфавите. Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотны.
Архитектура и роспись многочисленных церквей, строящихся по всей стране, строго подчинялись правилам, которые диктовали даже расположение сюжетов из Священного Писания.
Через короткое время после принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославле Мудром: были построены каменные церкви, соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, успешно развивались иконопись, литература, осуществлялась переписка книг, которые украшались миниатюрами, наподобие Остромирова Евангелия. С принятием христианства связано появление на Руси переводных работ древнегреческих, византийских авторов, богослужебных христианских книг, становление системы образования при монастырях возникновении культурных центров.
Подобно всем мировым религиям, христианство на национальной почве приобретало новые черты, непосредственно связанные с особенностями национального характера, с предшествующей культурной традицией, становясь более или менее синкретичным. Русское православие способствовало формированию человека нового типа. Этот человек стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Древнее понятие правды, переосмысленное с позиций православия, получило статус божественного идеала духовного совершенства от социальной справедливости. Повседневная жизнь, очень далёкая от идеала и противопоставляемая ему, мало интересовала православную церковь.
Большое значение придавалось совести, христианской морали.
В Древней Руси сложился своеобразный тип святого, который не похож ни на византийского , ни на западноевропейского святого. Первые русские национальные святые князья Борис и Глеб безропотно приняли смерть во имя правды.
Православие стало духовной основой Руси. Сложилось единство языка, власти и веры, без которого впоследствии было бы невозможно становление единого государства, а также его сохранение в ходе земель.
Прогрессивность перехода к христианству состояла, прежде всего в том, что Русь усваивала наиболее демократические его формы, сами по себе предполагавшие широкую веротерпимость, а следовательно, способность сохранять культурное наследие языческого прошлого и обогащать его за счет связей как с Западом, так и с Востоком.
Когда
Византия как государство прекращает
существование, Русь становится как бы
законной ее наследницей. Но и в это время
будет сохраняться собственно «русская»
традиция, выражающаяся в относительно
широком допуске различных толкований
канонических положений, терпимости к
бытовым пережиткам язычества.
2.Формирование
особого типа русской
духовности и воплощение
ее в архитектуре, иконописи,
литературе, фольклоре,
народных ремеслах.
Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества – фольклора Древней Руси. С незапамятных времён развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие); пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древнейших магический представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарём; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок. До нашего времени дошли и старинные народные сказки, и пословицы, и поговорки, и загадки...
У устных преданий совсем другая жизнь, нежели у письменных. Легенды о происхождении любого народа всегда хранились как величайшая духовная ценность и бережно передавались из уст в уста на протяжении веков и тысячелетий. Рано или поздно появлялся какой-нибудь подвижник, который записывал "преданья старины глубокой" или включал их в подредактированном виде в летопись.
Прозаические предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколения в поколение «устную летопись» прошлого. Фольклорный материал лёг в основу летописи. Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» - былинный эпос. Его возникновение относится к 9-10 векам. В нем отразилось представление о Руси как едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни.
Но особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса оказался конец 10 века – время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко – обобщённым образом мудрого правителя. Любимыми былинными героями стали богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянович, Вольга.
Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы.
Письменность
у восточных славян возникла из потребностей
социального развития в эпоху
формирования феодальных отношений
и становления
О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры с уверенностью сообщают арабские и немецкие источники 10 века. В них, например, упоминается о надписи на памятнике воину-русу,о пророчестве на камне в славянском языческом храме, о «русских письменах», полученных одним из кавказских царей. А также договор князя Олега с Византией, и археологические находки.
Археологические данные свидетельствуют об использовании письменности для бытовых целей: в гнездовских курганах, у села Гнездово, к югу от Смоленска, найден глиняный сосуд с надписью, датированной, по крайней мере, серединой 10 века.
Черноризец Храбр в сказании «О письменах» (рубеж 9-10 веков) отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали «черты» и «резы» (не сохранившееся пиктографическое* письмо),при помощи которых «чтаху и гадаху»**. Так как область применения такого письма весьма ограничена (календарные знаки, знаки собственности и т.п.)), для записи сложных текстов славяне использовали так называемую «протокириллицу»***.
Полагают,что при создании славянской азбуки византийские монахи – миссионеры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально (во второй половине 9 века) ими была создана глаголица, а на рубеже 9-10 веков появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия, допускающего богослужения на национальных языках, способствовало распространению письменности.
Грамотность бытовала не только среди феодалов и служителей культа, но и среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове. Смоленске, а также надписи-граффити**** на стенах, сохранившихся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось «учение книжное» детей «народной чади», «старост и поповых детей», были созданы первые школы для девочек.
Крещение Руси в конце 10 века способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а в следствие этого произошло и его становление как литературного.
Первые из дошедших
до нас рукописных книг относятся
к 11 веку. Древнейшими из них являются
«Остромирово евангелие», написанное
дьяконом Григорием для новгородского
посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника»
князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг.
Высочайший уровень мастерства, с которым
исполнены эти книги, свидетельствуют
о
*пиктографическое –
** «чтаху и гадаху» - читали и гадали.
*** «протокириллица» - запись славянских слов с помощью греческого алфавита.
**** граффити (от
лат. graffity – нацарапанный) – древние
надписи, главным образом бытового характера,
рисунки, нацарапанные на стенах зданий
и пр.
существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.
Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. «Книжными мужиками» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.
На основе богатых традиций устного народного творчества возникла Древнерусская литература. Одним из её основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определённые политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.
По мнению ряда учёных, начало летописания относится к концу 10 века. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113г. Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестером. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть»), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская), «Повесть» отличается сложностью состава и многообразием включенных материалов.