Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:26, курсовая работа
Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связанно с теми же факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Даже не то, чтобы Русь заимствовала художественные формы, она, скорее всего, умело синтезировала богатейшее культурное наследие восточных славян, их опыт и верование, традиции и обычаи с элементами культуры соседних стран, племён, народов.
Введение. 2
Язычество Древней Руси и принятие христианства.
Наследие византийской культуры. 3
Формирование на Руси особого типа духовности и ее
воплощение в архитектуре, иконописи, литературе,
фольклоре, народных ремеслах. 9
Проблема самобытности русской культуры и
становление русского национального характера
в осмыслении философов и историков XIX-XX вв. 15
Заключение. 16
Список использованных источников. 17
Содержание.
Стр.
Введение. 2
Наследие
византийской культуры. 3
воплощение
в архитектуре, иконописи,
фольклоре,
народных ремеслах. 9
становление
русского национального
в
осмыслении философов и
Заключение. 16
Список использованных
источников. 17
Введение.
Слово «культура» принадлежит, наверное, к числу наиболее часто встречающихся. Оно существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях. Споры среди учёных вокруг понятия культура ведутся уже ни одно столетие. Но до сих пор не выработано единого определения этого феномена. Хотя наметки на некоторое сближение всё-таки существуют: многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.
Культура (от лат. cultura) – возведение, воспитание, почитание. По, существу, в понятие культура включают всё, создаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей и т.п.
Однако культура – это не только система ценностей, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных социальных слоёв.
Таким образом, культура-это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия.
Культура нашего прошлого органически входит в жизнь современного человека. Таким образом, культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.
Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связанно с теми же факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Даже не то, чтобы Русь заимствовала художественные формы, она, скорее всего, умело синтезировала богатейшее культурное наследие восточных славян, их опыт и верование, традиции и обычаи с элементами культуры соседних стран, племён, народов.
Эта открытость
и синтетичность русской
1.Язычество
Древней Руси и принятие
христианства. Наследие
византийской культуры.
Огромное значение в культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования у восточных славян в «дописьменный» период, в эпоху язычества. Термин «язычество» - условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений (анимизм*, магия, тотемизм и др.), которые входят в понятие «ранние формы религии». Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. Неизвестный русский автор «Слова об идолах» (12 век) выделил три основных этапа развития славянского язычества:
ПЕРВЫЙ ЭТАП: они «клали требы (жертвы) упырям и берегиням», то есть поклонялись злым и добрым духам, управлявшими стихиями (водными источниками, лесами, солнцем, температурой и т.п.). Это дуалистический** анимизм глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живёт в различных предметах и явлениях, а животные, растения и даже скалы имеют свою бессмертную душу.
ВТОРОЙ ЭТАП: славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению Б.А.Рыбакова, Род - древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы - божества благополучия и плодородия. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождём и грозой, с ним связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово «урод» употреблялось в значении урожай.
А праздник Рода и рожаниц - праздник урожая. По представлениям славян, Род давал жизнь всему живому, отсюда целый ряд понятий: народ, природа, родня и др.
Очевидно, что Род олицетворяет собственно славянскую тенденцию перехода к монотеизму***. С основанием в Киеве единого пантеона языческих богов, а также во времена двоеверия, значение Рода снизилось – он стал покровителем семьи, дома.
ТРЕТИЙ ЭТАП: славяне молились Перуну, то есть сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом грозы. Кроме упомянутых на разных этапах
язычества у славян существовало множество других божеств. Важнейшими в
доперуновское время были Сварог (бог неба и небесного огня),его сыновья - Сварожич ( бог земного огня) и Даждьбог (бог солнца и света, податель всех благ) , а также другие солнецные боги, носившие у разных племён другие
имена: Ярило, Хорс.
Имена некоторых богов связывают с почитанием
солнца
*анимизм (от лат.anima, animus – душа, дух) – вера в души, духов. Одушевление природы.
** дуализм (от лат. dualis-двойственность) – двойственность.
***монотеизм (от греч. Monos – один,единственны
в разные времена года (Коляда, Купало, Ярило). Стрибог считался богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). Велес (Волос) являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно, потому что в те времена скот был основным богатством.
Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославич* в 980 году попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги. Первенство в иерархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы.
Состав Киевского пантеона раскрывает цели реформы: укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединение племён, утверждение новых отношений социального неравенства. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчались успехом.
Реформированное
язычество сохраняло пережитки
первобытного равенства, не устраняло
возможности традиционного
Христианство – великая мировая религия , которая зародилась в землях Древней Палестины. В ходе своего исторического развития она распалась на три большие ветви: православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, имеет направления, течения и церкви. Несмотря на существенные различия между верующими этих течений и церквей, их всех объединяет вера в Иисуса Христа – Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдание во имя искупления человеческого греха и вознесшегося на небо.
На Земле живёт более миллиарда последователей христианства. И уже более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в православной его форме утвердилось в России. В общественной, государственной и культурной жизни нашей страны христианство играло и играет по сей день исключительную роль.
Когда князь Владимир задумал установить на Руси новую религию, он отправил специальные посольства в разные страны с целью «испытания вер». Такое посольство было отправлено и Константинополь. Почему выбор пал именно на восточное христианство греческого образца?
Многие серьёзные
учёные вообще сейчас отвергают рассказ
о «выборе веры» Владимиром как несерьёзный
и легендарный. Наверное, они отчасти правы:
*Владимир Святославич
(?-1015) – с 969г. Князь Новгородский, с 980г.
– великий князь Киевский.
выбор пал на восточное христианство отнюдь не случайно, к тому же имелось множество серьёзных исторический предпосылок, и решение было заранее предопределено. Но в каждой легенде есть доля истины. В Летописи рассказывается, что решающим аргументом для Владимира стала…красота! Его послы были поражены красотой храмов, их росписей, икон, божественным пением, изумительными облачениями священнослужителей, торжественностью богослужения.
Храм любой религии – сосредоточение всего самого прекрасного, одухотворённого, возвышенного. Всякий храм красив по-своему. Но православный храм, православное богослужение – это особый случай. Храм в православии является миниатюрной моделью мира. В литургии участвуют не только священники и миряне, но и художник, создавший росписи и иконы, и композитор, написавший музыку, и певцы, её исполняющие, архитектор, проектировавший храм, и даже камни, из которых этот храм сложен…
Православие – религия, строго следующая традиции, старине. Присутствуя при богослужении, мы можем быть уверены, что сегодня оно в основном идёт так же, как и сто, двести, пятьсот и более лет назад. Слово «православие» подчёркивает правильность и неизменность этой ветви христианства по отношению к католичеству, протестантизму и другим отделившимся частям единой в древности церкви. Название православная закрепилось за восточной церковью после раскола 11 века (в то же время за западной церковью закрепилась название католическая – вселенская).
Догматы православия сформулировались ещё до разделения церквей: триединство Бога, боговоплощение, искупление, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Догматы не только не пересматриваются, но и остаются неизменными по форме их выражения, ибо каждое слово и каждая буква, с точки зрения православных, исполнены глубокого смысла.
Православие опирается на Священное писание (составляющее Библию) и Священное предание, которые играют особенно значительную роль.
Культ
святых – важнейший элемент
Дохристианская Русь в области материальной культуры, в сфере религиозных (языческих) представлений, в многоликой стихии народного творчества достигла безусловно, высокой ступени развития и оказалась в основном готовой к восприятию новых идей и образно-художественного мышления, присущего византийской культуре. Поэтому вполне закономерно выглядел второй шаг Владимира Святославича в области религиозных
преобразований.
Согласно летописи 988-989 гг. киевский князь, увидев «заблуждение язычества», оказался перед трудным выбором, какую из имевшихся в других странах монотеистических религий выбрать. Владимир принял и выслушал проповедников мусульманства из Волжской Болгарии, иудаизма из Хазарского каганата, католицизма «из немцев» и православия из Византии, а заем отправил в эти страны своих послов, чтобы те на месте убедились в преимуществах того или иного вероисповедания.
Еще раз хочется отметить предположение, что решающим доказательством истинности веры русские послы сочли красоту. «Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем в других странах. Мы не можем забыть красоты той», - рассказывали посланцы Владимиру о своём посещении Софийского собора в Константинополе.
Так якобы была решена историческая судьба Руси: она приняла крещение из Византии, и это определило её вхождение в систему связей и взаимодействий, сложившихся на православном Востоке.
Совершенно очевидно, что христианизация Руси не могла быть единовременным событием. Этот сложный процесс продолжался веками, причём, начался он значительно раньше реформы Владимира.