Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель данной реферативной работы - охарактеризовать особенности корпоративной культуры в организации.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: описать корпоративную культуру; выделить структуру корпоративной культуры и типы корпоративной культуры; выявить особенности корпоративной культуры; рассмотреть мотивы, побуждающие развитие корпоративной культуры в организации, а также рассмотреть влияние корпоративной культуры на российский бизнес и менеджмент.
Введение 3
1. Теоретическое обоснование корпоративной культуры 5
1.1 Понятие корпоративной культуры, её признаки 5
1.2 Структура корпоративной культуры 7
1.3 Типы корпоративной культуры организаций 10
2 . Корпоративная культура, как основополагающий фактор взаимодействия работников в организации 12
2.1 Формирование корпоративной культуры в организациях 12
2.2 Мотивы, побуждающие развитие корпоративной культуры в организациях 14
2.3 Влияние корпоративной культуры на российский бизнес и менеджмент 16
Заключение 21
Список литературы 22
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра
туризма и управления
Особенности
корпоративной культуры
организации
Вырыпаева Я.П.
Специальность 080504
«Государственное и
муниципальное управление»,
Группа
16 у
Научный руководитель:
Плотникова
Е.В.
Екатеринбург
2010
Оглавление
Слово "культура" в переводе с латинского - "возделывание", "облагораживание", что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование. Становятся понятными такие выражения, как "культурное растение", "сельскохозяйственная культура", то есть созданное, выведенное человеком.
Существенные перемены в социально-экономической жизни страны привели к серьезным изменениям в подходах к управлению современными организациями и трудовыми объединениями. Повышение корпоративности профессионального мировосприятия работников - одно из свидетельств зависимости успешности управления от типа и уровня развития корпоративной культуры организации, от ее динамики, позитивных изменений в ее традициях, ценностях, идеологии и философии, поэтому современному руководителю необходимо владеть механизмами данных изменений и уметь грамотно их осуществлять.
Проблемы моей реферативной работы – это низкий уровень корпоративной культуры в организациях и её неэффективность.
Тема корпоративной культуры становится все актуальней, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях, заседаниях HR клубов. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании. Отсюда вытекают следующие противоречия:
-
между уровнем разработанности
проблемы механизма развития
корпоративной культуры и
-
между уровнем
Цель данной реферативной работы - охарактеризовать особенности корпоративной культуры в организации.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: описать корпоративную культуру; выделить структуру корпоративной культуры и типы корпоративной культуры; выявить особенности корпоративной культуры; рассмотреть мотивы, побуждающие развитие корпоративной культуры в организации, а также рассмотреть влияние корпоративной культуры на российский бизнес и менеджмент.
На
данный момент времени существует множество
определений корпоративной
Например по мнению Т.Ю Базарова "Корпоративная культура - это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Корпоративная культура регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях".
В.А. Спивак определяет корпоративную культуру, как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
По мнению же В.Д. Козлова корпоративная культура – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития.
Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований корпоративной культуры, в них есть общие моменты. Так, в большинстве определений авторы выделяют образцы базовых предположений, которых придерживаются большинство оргпнизаций.
Культуру
организации нельзя понимать как
какой-то монолитный блок. Внутри каждой
достаточно крупной организации существуют
группы (формальные и неформальные), которые
являются носителями своих локальных
"субкультур".
Так, администрация и подразделения, как
правило, имеют разные субкультуры, которые
могут сосуществовать как мирно, так и
враждебно "под крышей" общей культуры
компании. В этом случае субкультуры повторяют
структуру самого предприятия.
Одна или несколько субкультур могут либо существовать в том же измерении, что и доминирующая в организации культура, либо создавать внутри нее как бы "второе измерение".
В первом случае это будет некий "передовой отряд", в котором приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется сильнее, чем в других частях организации. Обычно такова субкультура центрального аппарата управления (который, собственно, и задает доминирующую культуру).
Во втором случае ключевые
ценности доминирующей в
В организациях может существовать третий тип субкультур - упорно отвергающих то, чего хочет достичь организация в целом (руководство организации). Среди этих организационных "контркультур" могут быть выделены следующие виды: а) прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры; б) оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации; в) оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых организационной культурой.
В процессе своего развития и взаимодействия субкультуры определенным образом "выстраиваются" относительно друг друга: изолируются, начинают налаживать связи, вытесняются, выстраиваются в некую иерархию.
Один
из ведущих специалистов в области
психологии организации, американский
психолог Эдгар Шейн, на основе концепции
культурологов
Ф.Р.Клукхона и Ф.Л.Стродбека, выделяет
различные уровни организационной культуры.
В
основе ее, по мнению, Э.Шейна, лежат
некоторые базовые
Второй
уровень представляют ценности и
верования, разделяемые членами
организации, в соответствии с тем,
насколько эти ценности отражаются в символах
и языке. Восприятие ценностей и верований
носит сознательный характер и зависит
от желания людей. Они осознаются в большей
степени, чем базовые представления и
нередко непосредственно формулируются
в программных документах организации,
являясь основными ориентирами в ее деятельности.
Как правило, они формируются ее руководством
и доводятся до сведения всех сотрудников.
Заданные ценности, которые могут быть
явными или скрытыми, в свою очередь определяют
социальные нормы, регулирующие поведение
членов организации. Не всегда декларируемые
ценности соответствуют истинным ценностям
организации.
Третий
уровень - это внешние проявления
организационной культуры. К ним
относятся применяемая
Рассмотрим модель типов корпоративной культуры организаций Г. Харрисона. Он разделяет корпоративную культуру на 4 типа: организации с корпоративной культурой, ориентирующиеся на роли, на задачи, на человека и на власть. Для анализа он выбрал процесс распределения власти, ценностные ориентации личности, отношения индивида в организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. Такие модели корпоративной культурой редко встречаются в чистом виде, но большинство организаций ближе всего по своей культуре к какой-либо из них
1)Корпоративная культура, ориентированная на роль. Организации с такой культурой стремятся быть рациональными и аккуратными, насколько это возможно. В центре внимания таких организаций – процедуры и правила, ясно сформулированные функциональные предписания. Им присущи озабоченность свободой действий, соблюдение законов и ответственность. Особо выделяются иерархия и статус. Работники продвигаются по службе с четко определенными карьерными путями. Стабильность и респектабельность нередко также ценятся, как и компетентность. Система не может быстро адаптироваться к изменениям, им недостает гибкости.
2)Корпоративная культура, ориентированная на задачу. Здесь выше всего ценится выполнение сверхзадач. В центре внимания – гибкость, быстрота, способность справляться с новыми ситуациями и адаптироваться к ним. Важно отметить, что структурные функции и действия организации оцениваются в зависимости от вклада в сверхзадачи. Власть считается законной, если она основана на соответствующих знаниях и компетенции, а не на силе и положении. Карьера работника зависит от способности справляться со все более сложными изменениями и задачами. Организационная структура меняется, чтобы выполнять задания или функции.
3)Корпоративная культура, ориентированная на человека. Организация сама по себе – это средство для выполнения желания ее членов, которые они могут выполнить сами. Люди в таких организациях никогда не делают то, что противоречит их целям и ценностям. Здесь главное – умение и потенциал отдельных работников. Именно люди определяют успешность таких организаций. Карьера работника зависит от качества его работы и достижений. Человеческие ресурсы – превыше всего.
4)Корпоративная культура с ориентацией на власть (силу). Такие организации пытаются сдерживать окружающую обстановку и подавлять возражение (сопротивление). Они не желают подчиняться каким бы то ни было внешним законам или власти. Центральная тема – рост организации. Руководители прилагают все усилия, чтобы установить абсолютный контроль над подчиненными. Работники борются за стратегические посты, карьера складывается в соответствии с их положением на этой арене власти. Такие организации конкурентоспособны и заботятся о своих сферах влияния.
Информация о работе Особенности корпоративной культуры организации