Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:28, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании вопросов, связанных с культурой делового общения и культурой речи.
Исходя из поставленной цели, определим задачи исследования:
- дать понятие о культуре делового общения;
- рассмотреть особенности лексических норм в деловом стиле;
- выявить особенности употребления грамматических норм в деловом стиле;
-рассмотреть особенности синтаксических норм в деловой речи;
- исследовать особенности фонетических норм в деловой речи.
Введение 3
1. Понятие о культуре делового общения 5
2. Особенности лексических норм в деловом стиле 8
2.1. Лексические нормы письменной деловой речи 8
2.2. Лексические нормы устной деловой речи 11
3. Особенности употребления грамматических норм в деловом стиле 14
4. Особенности синтаксических норм в деловой речи 19
4.1. Синтаксис письменной деловой речи 19
4.2. Синтаксис устной деловой речи 23
5. Особенности фонетических норм в деловой речи 25
Заключение 28
Список литературы 30
И такие ошибки не редкость в текстах документов: принимать новые подходы, в то время как принимать можно решения, резолюции, а новые подходы к решению возникающих проблем нужно находить. «Договор вступает в силу с момента его подписания и будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет прекращен любой из сторон». Договор не может быть прекращен, он может быть заключен и расторгнут, а прекращаются договорные отношения.
Для того чтобы точно определить лексическое значение того или иного слова, в случае затруднения нужно обращаться к толковым словарям. Постоянное «общение» со словарями отличает культурного и грамотного человека. Представителю низких типов речевых культур кажется, что он все знает и без словаря. Отсюда приблизительное значения слов, вызывающее многочисленные лексические ошибки в тексте документа. Существуют десятки типов толковых словарей, из которых для делового общения особенно необходимы: экономические словари, словари иностранных слон, толковые словари русского языка, словарь паронимов, словари лексической сочетаемости. Причем, пользоваться нужно словарями, вышедшими в последние годы - настолько активны процессы, происходящие в лексическом строе современного русского языка.
В
последнее десятилетие в сфере
экономики, политики, информационных технологий
стала активно использоваться англоязычная
лексика, экспансия которой в
русской речи отмечена целым рядом
лингвистов. Фьючерсные кредиты, клиринг,
консалтинг, франчайзинг, лизинг, холдинг,
риэлтор, брокер, дилер, дистрибьютор,
чартер, тендер, оффшор, фьючерс и
многие другие термины уже вышли
за границы узкопрофессионального
употребления. Однако даже эти часто
употребляющиеся слова, не всегда используются
корректно. Так, сегодня часто менеджером
называют рекламного или страхового
агента или продавца. Между тем
менеджер - это управленец или хозяйственный
руководитель предприятия. Точно так
же размывается лексическое
Паронимы - это близкие по звучанию, но отличающиеся по значению слова: гарантийный - гарантированный, эффектный - эффективный, экономный - экономичный, страховщик - страхователь и т.д.; Сравним употребление многозначных глаголов представить и предоставить:
- представить: предъявить, сообщить: представить список сотрудников, предоставить доказательства; познакомить с кем-либо: представить коллективу нового работника; ходатайствовать (о повышении, о награде): представить к очередному званию; составить, обнаружить: представить значительную ценность; мысленно вообразить: представить (себе) картину боя; изобразить, показать: представить в смешном виде.
- предоставить: отдать в чье-то распоряжение, пользование: предоставить транспортные средства; дать право, возможность сделать, осуществить что-либо: предоставить отпуск, предоставить слово; разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра: предоставить самому себе; предоставить дело случаю.
Плеоназмом
(от гр. рlеоnasmos - переизбыток) называют
вид речевой избыточности, которая
обусловлена частичным
Тавтология. Другой вид речевой избыточности - тавтология (от гр. tautologiа от tauto - то же самое + lоgos - слово) - неоправданное повторение однокоренных слов или близких по значению слов в одном предложении или речевом фрагменте. Тавтология чаще всего является следствием речевой небрежности или плохой редакторской правки: Для наиболее быстрого оформления формальностей (здесь еще нарушена лексическая сочетаемость - оформляются документы). Разработать и утвердить Положение об утверждении порядка подготовки и выдачи членам ТСЖ правоустанавливающих документов на земельный участок (здесь соседствуют оба вида речевой избыточности). Тавтология и плеоназм легко устраняются путем редактирования: Разработать и утвердить Положение о процедуре подготовки и выдачи членам ТСЖ документов на право владения земельным участком. Это облегчает восприятие фразы, позволяя новому тексту соответствовать требованию точности, конкретности и ясности, которым не отвечал неотредактированный текст. Кроме того, выражение «правоустанавливающие документы» вообще лишено смысла, так как документ не может не быть правоустанавливающим. Закрепление правовых отношений - основная функция документа. Часто в качестве лишнего слова выступает местоимение: Примите мое приглашение, и я надеюсь, что Вы найдете время для участия во встрече, во время которой мы сможем определить с Вами конкретные пути развития нашего сотрудничества. Переизбыток местоимений загромождает фразу, создавая помехи на пути ее восприятия.
Следует, однако, различать оправданность и неоправданность повторения слов. Рассмотрим следующую фразу из текста договора.
2. Порядок расчета
2.1.
Расчет за тепловую энергию
производится по счетам-
2.1.1. промежуточные расчеты 14 числа расчетного месяца в размере 80% от общей суммы;
2.1.2. окончательный расчет 10 числа месяца, следующего за расчетным, за весь расчетный период по показаниям приборов учета или по установленной мощности, за исключением суммы промежуточных платежей.
Если
в письменной деловой речи строгий
лексический выбор
Устная
речь
список перегнать, перевести деньги снимать помещение живые деньги обмен место брать |
Письменная
речь
прейскурант перечислить деньги арендовать помещение наличные деньги бартерная сделка торговая точка покупать |
Очень часто в устной деловой речи используются усеченные варианты экономических и юридических терминов. | |
Устная
речь
сертификат нал прайс опт безнал органы налоговая счет |
Письменная
речь
сертификат качества наличные деньги прайс - лист оптовая торговля (партия) безналичный расчет правоохранительные органы налоговая инспекция расчетный счет |
В
устную деловую речь проникает огромное
количество профессиональной (профессионально-жаргонной)
лексики, часто имеющей | |
Устная
речь
зарядить цену тяжелая фирма, лежачая фирма черный нал, черняк товар уходит уходит с колес подсесть, подсесть с товаром капуста, лаве, деревянные, бабки, баксы, зелень, ролики |
Письменная
речь
назначить цену убыточное предприятие неучтенные деньги распродается распродается без посредников нести убытки русские деньги доллары |
Основу устной деловой речи составляет нейтральная межстилевая лексика, значительная часть которой представлена словами с указательным значением (там, здесь, вон, вот, туда, так) и глагольными лексемами со значением действия (перебросить, сдать, отнести, менять, продать, сделать, показать) и говорения (сказать, говорить, повторять, отвечать, спрашивать). Следствием спонтанности является активное использование в устной речи незнаменательной лексики: частиц и междометий: э-э, мм, гм, ну, вот, даже, только; вводных и вводно-модальных слов: должно быть, может быть, может, по всей вероятности, несомненно, наверно, значит; неразложимых десемантизированных выражений: вроде того, по сути дела, если сказать откровенно, на самом деле и т.п.
Все
эти пласты лексики составляют сублексикон
устной деловой речи, но должны использоваться
в связи с особенностями
Ситуация делового общения может быть: строго официальной (протокольные виды делового общения); официальной (непротоколируемое деловое общение контрагентов в рабочей обстановке); неофициальной (деловое общение в рабочей и в нерабочей обстановке).
Первый
и второй тип официального общения
предполагает повышенную строгость
в выборе лексики. В официальном
общении совершенно неуместно употребление
жаргонно-профессиональной лексики. Сложность
порой заключается в том, что
говорящие не отдают себе отчета в
стилистической окраске используемых
слов. Для людей с недостаточно
высоким уровнем речевой
Недопустимо
в официальной обстановке использовать
так называемые слова-диффузы. Таково,
например, вошедшее в широкое употребление
из молодежного жаргона слово
«крутой» - калька с английского
сленгизма tough. Такие слова еще
называют словами-губками за то, что
они впитывают значения ситуации,
практически не имея собственного.
Например: Вот эта музыка / тянется
/ с подписанием договоров / уже
два месяца. Слово «музыка» в данном
контексте имеет значение «волокита».
Оно впитывает ситуативное
Для
деловой речи чрезвычайно важно
соответствовать качествам, обусловливающим
эффективность делового общения. Одно
из них - грамотность. Оно подразумевает
не только знание правил словоупотребления,
грамматической сочетаемости, моделей
предложения, но и разграничение
сфер использования языка. Современный
русский язык обладает большим количеством
вариантных форм. Одни из них используются
в книжно-письменных стилях речи, другие
- в разговорно-бытовой речи. В
официально-деловом стиле и
Одной из самых распространенных ошибок является использование в письменной речи разговорных форм мн. ч. существительных на -а/-я вместо нормативных на-ы/-и:
Литературная
норма
договор-договоры инструктор-инструкторы лектор-лекторы шофер-шоферы бухгалтер-бухгалтеры инженер-инженеры |
Разговорная
норма
договор-договора инструктора лектора шофера бухгалтера инженера |
Не следует смешивать со стилистически маркированными формами использование окончаний -ы, -и, -а, -я для различения смысла в словах: корпуса (здания, войсковые соединения) - корпусы (туловища, штифты); лагеря (исправительные) - лагери (общественно-политические); пропуски (букв) - пропуска (на предприятии).
Нередко
наблюдается колебание при
Информация о работе Особенности фонетических норм в деловой речи