Особенности арабо-исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру — право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.
"Золотой век" мусульманской цивилизации подарил миру богатые культурно-исторические памятники, многие из которых сохранились до сих пор.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….2

I.Особенности культуры Востока……………………………………………………….3
II.Философские традиции исламского мира. Поэзия…………………………8
III.Художественная культура. Каллиграфия и орнамент. Цветовая символика в исламской культуре……………………………………………………13
IV.Архитектура: типы мечетей, принципы их строительства………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы……………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

ИМК.docx

— 62.67 Кб (Скачать)

 
Мече́ть (
араб. 

— «место поклонения») — мусульманское

 богослужебное  архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам

). Флигелем к мечети  пристраиваются башни-минареты

 числом от одного  до девяти (число минаретов должно  быть меньше, чем в Мечети Аль-Харам

). Молитвенный зал  лишен изображений, но на стенах  могут быть начертаны строки  из Корана

 на арабском. Стена,  обращённая к Мекке

, отмечена пустой  нишей, михрабом

. Справа от михраба  расположена кафедра-минбар

, с которой проповедник имам

 читает свои проповеди

 верующим во  время пятничной молитвы

. При мечетях,  как правило, работают школы-медресе

.

Типы  мечетей

  • квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
  • соборная мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
  • кабире — центральная столичная мечеть;
  • мусалла — общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздник Курбан-байрам).

Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы  и богатства декоративного убранства  должны были продемонстрировать величие  правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины — уммы

.

Параллельно с этим, простые мечети приобретают большое  разнообразие форм и часто имеют  районное (квартальное) значение, выполняют  роль придворного святилища встроенного  во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

Архитектура мечетей

  • Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
  • Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего и Среднего Востока, Малой и Средней Азии;
  • Мечеть с минаретом на крыше — прямоугольное одно- и двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-трехъярусную башню.

Необходимость совершать  перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению  специально предназначенных для  этого зал, помещений за пределами  мечети или фонтанов во дворе, называемых — хаузы.

Возникновение

Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид», в свою очередь происходящего от арабского корня «саджада» — падать ниц — в значении места, и означает «место поклонения». Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства.

 

На ранних этапах истории ислам для собственных  культовых целей или приспосабливал храмы покорённых народов, или, по мере развития внешней экспансии, в заложенных на месте бывших военных лагерей  новых городах, возводились очень  простые и функциональные сооружения, приближающиеся по форме и плану  к дому Пророка

 в Медине

.

В самый ранний период, когда мечетей ещё не было и  молитва производилась на очерченном на песке участке земли, киблу  определяли по ориентации на город  Куддус (арабское наименование Иерусалима). Ориентация на Мекку утвердилась  тогда, когда Мухаммед

, после переезда  общины в Медину, объявил языческое  святилище — Каабу 

— и мусульманской  святыней. Об этом говорится во второй суре Корана, принадлежащей к числу  древнейших мединских откровений

.

Светские  постройки.

Дворовый тип композиции был характерен и для светских исламских сооружений. Путевые гостиницы - караван-сараи имели в центре обширный двор, окруженный различными помещениями. Во дворцах мусульманских  властителей было несколько дворов, к которым примыкали залы и  жилые помещения. Крыши в зданиях  делались плоскими. Дворцы располагались  на участках, огражденных крепостными  стенами.

Жилые дома делились на мужскую и женскую половины — подворно и поэтажно. В случае двухэтажной структуры городского жилого дома, верхний этаж нередко  выступал в сторону улицы и  имел зарешеченные балкончики типа эркеров.

Интерьеры дворцов  и обычных жилых домов отличались в своем убранстве отделочными  материалами и степенью художественности деталей и украшений, но вместе с  тем в плане они имели и  некоторые общие моменты. И во дворцах, и в жилых домах, что отвечало восточным традициям, основным компонентом являлся двор с окружающими его портиками. В пределах дворцовых участков дворов могло быть несколько, кроме того, существовали и сады. В обычном жилом доме городского типа бывал один двор.

Дворцы располагались  на территории, замкнутой крепостными  степами. Основное здание включало залы, галереи, комнаты, группировавшиеся вокруг главных дворов. Делалось все возможное, чтобы изолировать внутренние помещения  от улицы. Помимо глухих наружных стен устраивался излом входного прохода, так что с наружной стороны  внутренние помещения и двор совершенно не просматривались. Вся жизнь в  домах сосредоточивалась во дворе  или вокруг него. В южных странах  вода — огромная ценность. Отсюда наличие  источника воды во дворе — в  виде фонтана или бассейна.

Культовые сооружения — мечети, тюрбе и медресе —  перекрывались куполами, в дворцовых  и жилых зданиях явно преобладали  плоские балочные перекрытия с плоскими крышами. Потолки бывали с неподшитыми  балками или гладкие, покрывавшиеся  орнаментальной сетчатой резьбой. Своды  использовались в виде подпружных арок или в качестве перемычек дверных  проемов.

Существенным элементом  интерьера были окна, закрываемые  резными решетками из тонкого  алебастра или из дерева. Зарешеченные окна создавали в помещениях тонкий световой эффект. Сами оконные проемы, одинарные или сдвоенные, в большинстве  случаев перекрывались арочками и располагались преимущественно  в верхней части стен.  

                               
 
 
 
 
 

                                         

Заключение.

Вклад арабо-мусульманской  культуры в сокровищницу мировой  культуры весьма значителен. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве  мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской  Испании; в архитектуре Сицилии  и Венеции, в тканях из Лукки и  Флоренции видно сильное влияние  искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья — Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других — вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии. Действенность арабо-мусульманской культуры проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестернизации, идущей из круга западных культур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Список использованной литературы.

Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры.- М.,1981г.

Ислам: Энциклопедический  словарь.- М.,1991г.

Конрад Н.И. Запад  и Восток. – М.: «Наука», 1976г.

Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность (Философско-культурологический взгляд). – М.: изд. «Республика», 2005г.

Родник жемчужин. Персидско-таджикская классическая поэзия. М.: «Московский рабочий», 1982

Фрейджер Р. Мудрость ислама: Знакомство с жизненным опытом исламской веры и практики./Пер. с  англ./ - М.: «Омега», 2005г. 

Информация о работе Особенности арабо-исламской культуры