Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:42, контрольная работа
В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру — право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.
"Золотой век" мусульманской цивилизации подарил миру богатые культурно-исторические памятники, многие из которых сохранились до сих пор.
Введение…………………………………………………………………………………………………….2
I.Особенности культуры Востока……………………………………………………….3
II.Философские традиции исламского мира. Поэзия…………………………8
III.Художественная культура. Каллиграфия и орнамент. Цветовая символика в исламской культуре……………………………………………………13
IV.Архитектура: типы мечетей, принципы их строительства………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………………………26
Каллиграфия
Мусульманская каллиграфия
– область декоративного
, вобравший в себя
элементы доисламского
Каллиграфия по-арабски: «хатт» или «хутут». Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана
, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.
В начальный период
ислама было известно два основных
типа арабского письма: монументальное
и курсивное. Монументальное письмо
опирается на использование прямых
линий и характеризуется
«Монументальным» стилем или почерком многие называют почерк, который использовался исключительно на твердых материалах – на металле и на камне, важную роль в этом определении играет крупный масштаб, ценность, качество и сакральные функции предмета. Как правило, это памятники архитектуры, мечети и стелы, и, кроме того, монеты. В данном контексте монументальному куфи противопоставлялся куфи, который использовался на папирусе, то есть на мягком материале, тогда как почерк/почерка Корана – нечто среднее между первым и вторым почерком. И, кроме того, в нумизматике зачастую сочетались курсив и монументальный стиль. Определенно ясно одно, что монументальный стиль предполагает угловатые черты и статичность, а курсив, являясь сугубо рукописным в связи с поставленной задачей «непрерывного письма», имеет тенденцию к слигованности, скруглению форм, и он более подходит для широкого использования.
Принято выделять шесть основных почерков:
1. Куфи –
الكوفي
– из г. Куфы
2. Сульс –
الثلث
– «одна треть»
3. Насх –
النسخ
– «копировальный»
4. Та’лик –
التعليق
– его же
её именуют «фарси» (
5. Дийвани –
الديواني
– «канцелярский»
6. Рика’ –
الرقعة
– «лоскутный»
Мастера арабской каллиграфии:
Первым известным
арабским каллиграфом, по преданию, считается
Халид Аби Хаййаз, легендарная
личность. По преданию он жил в VII веке
н. э. Но о его достижениях трудно
судить, поскольку не сохранилось
никаких свидетельств и памятников.
Затем, уже в XVIII веке каллиграф Готба
изобрел 4 каллиграфических стиля –
мекканский, мединский, басрийский и
куфи, названные по месту предположительного
происхождения, что, однако, также не
подтверждается научно. Существует версия,
что эта легенда о
Уже во времена Аббасидских халифов, благодаря централизации и упрочнению власти халифа, расширилась каста писцов (куттāб), каллиграфов – секретарей и администраторов. Власть сосредоточилась в руках писцов и военных. В X веке исламский мир достиг культурного суверенитета, а каллиграфия, являясь культурным символом, воспевала мусульманскую экспансию. Сакральный куфи отошел в сторону, уступив место насху и другим курсивным почеркам, иллюстрирующим смену эпохи. Наступила «эпоха великих каллиграфов», Ибн лы, Мук, Ибн ал-Баввāба и Йакута ал-Муста‘сими.
Цветовая символика.
Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем — знака-символа и в последнее время — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий — «самый далекий», а красный — «самый теплый».
Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символическое значение цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно. Человек воспринимает информацию в цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни общности людей отдельной страны или региона.
В странах ислама
цветовой символизм достигает
Среди цветов у ислама было три основных.
Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств. Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из «Тысяча и одна ночь» белый называется «лучшим из цветов».
Второй основной цвет — желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости. Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.
Третий основной цвет — красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе — это положительный символ — Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций. Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть. Вера в «великую силу красного» была настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были широко распространены «красные символы», например, красная роза означала страстную любовь.
Голубой — самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.
Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый — цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража (Хосров).
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Черный отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма — черный камень.
Зеленый — главный
цвет мусульманского Рая. В этом цвете
соединяются и земное, и небесное
начала. Зеленый цвет в исламе имеет
исключительно положительное
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнен, нечист, «грязен», то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они — цвета несчастья и нищеты. Серый — цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования. Коричневый — цвет отвращения, разложения, распада и гибели.
Цветовые символы
в исламе имеют не только понятийное
и метафорическое значение, но и
являются средством цветового
Для выражения большей
экспрессии цветовые отношения в
исламе строились и на гармонии цветовых
пятен подобно музыкальным
Исламская архитектура является разнообразием архитектур
, которые развились из ислама
, как социального,
культурного, религиозного и
в VII веке
и развился
в период средневековья в Север
, Испанию
, Малую Азию
, Индию
и Иран
, Среднюю Азию
и Кавказ
. Позже исламская
архитектура попала также в Юго
. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.
Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам: