Особенности арабо-исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру — право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.
"Золотой век" мусульманской цивилизации подарил миру богатые культурно-исторические памятники, многие из которых сохранились до сих пор.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….2

I.Особенности культуры Востока……………………………………………………….3
II.Философские традиции исламского мира. Поэзия…………………………8
III.Художественная культура. Каллиграфия и орнамент. Цветовая символика в исламской культуре……………………………………………………13
IV.Архитектура: типы мечетей, принципы их строительства………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы……………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

ИМК.docx

— 62.67 Кб (Скачать)

В целом философия  мусульманского средневековья ориентирована  на античные модели. Отдавая должное  Платону и другим древнегреческим  философам, представители фалсафы  главным достижением считали  учение Аристотеля. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь  человека, философия Востока была связана с развитием наук о  природе, выработкой научных методов  исследования и утверждением рационалистического  мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики - в качестве способа ее получения  и обоснования.

Но в философии  Востока существует и несколько  иная традиция, связанная с возникновением в IX в. в Аббасидском халифате суфизма. Суфизм - мистико-аскетическое течение  внутри ислама. В нем переплетаются  идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма, мистики, каббалы. Зороастризм предшествовал исламу на территории Ирана. Назван по  имени пророка Зороастра. Священный канон - «Авеста». В зороастризме противопоставляется  добро и зло, борьба между которыми составляет основное содержание исторического процесса. Неоплатонизм - учение последователей Платона. Каббала- мистическое течение в иудаизме, заимствовавшее у неоплатонизма   учение об эманации и дополнившее это учение верой в то, что можно при помощи особых ритуалов вмешиваться в божественно-космический процесс.

Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской  философией, доказывая, что божество порождает  мироздание путем излияния (эманации) и что цель чевовеческой жизни - в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.

Поэзия.

Художественная культура исламского мира своеобразна. Самое широкое распростронение в ней получает поэзия. Халифы,  шахи и султаны содержали армию придворных поэтов  и  не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные  стихи сразу же становятся достоянием базара – средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени.

Показательно в  этом отношении творчество Абулькасима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» («Книга царей»). В ней он воспевал иранских  царей - мифических и исторических, но в центре находится  эпический герой Рустам, сын своего народа. Славя человека, Фирдоуси писал:

     В цепи человек стал последним звеном,  
     И лучшее все воплощается в нем.  
     Как тополь вознесся он гордой главой,  
     Умом одаренный и речью благой.  
     Вместилище духа и разума он,  
     И мир бессловесных ему подчинен.  
     Ты разумом вникни поглубже, пойми,  
     Что значит для нас называться людьми.  
     Ужель человек столь ничтожен и мал,  
     Что высших ты в нем ни приметил начал?  
     Земное с небесным в тебе сплетено;  
     Два мира связать не тебе ли дано?

Полны восточной  мудрости и философской глубины  слова Фирдоуси из «Речи в похвалу разума»:

     О мудрый, не надо поэтому слов.  
     Поведай нам лучше начало миров.  
     Верховным создателем ты сотворен  
     И в явном и в тайном равно умудрен.  
     Пусть разум твои наполняет дела;  
     Он душу твою не допустить до зла.  
      По слову изведавших путь избери,  
     Ходи по вселенной, с людьми говори.  
     Какую б науку твой ум не постиг,  
     Покоя в ученье не знай ни на миг.  
     Но, ветви увидев, поймешь все равно.  
     Что знанью до корня дойти не дано.  
 

Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие  Хайяма - это маленькая поэма с философским подтекстом.

     Много лет размышлял я над жизнью земной.  
     Непонятного нет для меня под луной.  
     Мне известно, что мне ничего не известно! -  
     Вот последняя правда, открытая мной.

О.Хайяма приглашали многие тогдашние правители мусульманского мира. Правитель Бухары, беседуя  с Хайямом, «сажал его с собой  рядом на престол в знак наивысшего уважения». Султан сельджукской империи  Низам-ул-мульк пригласил Хайяма в Исфаган и даже предложил  ему в управление одну из своих  областей. Но Хайям никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом. Он отклонил предложение сельджукского султана. Ему были милей поэзия, математика и философия.

 Погиб от ножа  Низам-ул-мульк, как это часто  бывало на исламском Востоке,  и жизнь Хайяма круто изменилась. Чтобы не погибнуть от рук  завистников, он совершает хадж. После этого поэт возвращается  в  свой родной Нишапур и там умирает в окружении искренних почитателей его философско-поэтического таланта. Вот его гениальные рубаи:

     Я познание сделал своим ремеслом,  
     Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.  
     Все тугие узлы я распутал на свете,  
     Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.  
   
     Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,  
     Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,  
     Ни былой, ни грядущей минуте не верь,  
     Верь минуте текущей - будь счастлив теперь!  
   
     Лучше впасть в нищету, голодать или красть.  
     Чем в число блюдолизов презренных попасть.  
     Лучше кости глодать, чем прельститься сластями  
     За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением  замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь он провел в Герате. И в поэзии Джами преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий:  
   
     В огне страстей я сердце сжег,  
     Искал я тщетно, сердце не берег.  
     Лишь под конец, вниманья недостойный,  
     Истерзанный, пришел на твой порог.  
     Я без тебя поднес бокал к губам,  
     Но пью вино с печалью пополам.  
     Ты черным оком дни мои смутила, -  
     Расстались мы, конца нет черным дням.  

 Воспевая соловья  и розу, вино и красавиц, Джами.  восклицает:  
     По душе себе Джами верования искал, -  
     Все религии отверг, лишь любовь ему нужна.

Однако, восторгаясь  поэтичностью, образностью, тонкостью  описания любовных настроений и тоски  ожидания встречи с любимой, социальное значение этой поэзии нельзя переоценивать. Это поэзия узкого круга эстетствующих  интеллектуалов исламского мира. В жизни совершалось иное.

В жизни женщина  в мусульманском мире - униженное  существо. Мусульманин должен быть покорным Аллаху и, умирая в битве  за веру, он становится шахидом и  идет прямо в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли она душой.

Воспевая мельчайшие детали красавиц, поэты-мусульмане не отвергали многоженство, плату за невесту и обряд развода. Достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии  двух свидетелей «ты свободна» или  три раза произнести слово «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и очутиться на улице.

«Луноликая», «кипарисоподобная» жить должна только на своей половине дома. Видеть ее могут муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины  считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная бездетность, как  и безбрачие, - тяжкий грех. Конечно, все это провозглашается лишь в Шариате.

Тем не менее исламская  культура - одно из достижений человечества и заслуживает уважения и понимания. Что же касается исламской поэзии, то она стала достоянием различных  немусульманских народов. Огромной популярностью и уважением эта  поэзия пользуется в нашей стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Художественная  культура. Каллиграфия и орнамент. Цветовая символика в исламской  культуре.

Ислам как мировая  религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического  воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в  достаточно жесткие рамки. С одной  стороны, они должны использовать доступные  им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой –  эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают  реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники  обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины  в виде орнаментов.

В то же время в  арабоязычных странах не было полностью  утрачено реалистическое направление  в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.

Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного искусства  – на тканях, керамике, металлических  сосудах и утвари. В этой сфере  искусства в наибольшей степени  проявляются национальные особенности  арабоязычных стран, ведь традиции изготовления и украшения подобных предметов сложились задолго до арабской экспансии. Например, в Египте подъем изобразительного искусства произошел при арабской династии Фатимидов (969-1171). В оформлении египетских тканей присутствует как угловая геометрическая плетенка – элемент арабского искусства, так и округлые линии – признак коптского влияния (копты – доарабское население Египта). Фатимидские ткани затканы золотом и цветными шелками. Их широкие каймы состоят из множества разноцветных полос, заполненных фигурками людей, животных, птиц, растительным орнаментом.

Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях  прикладного искусства и других стран. Например, на серебряном блюде  из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бах рам Гуре и его наложнице – красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Таким образом, декоративно-прикладное искусство средневекового арабского  Востока не всегда согласовывалось  с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям  различных народов халифата и  подтверждало тот факт, что не все  искусство здесь было подчинено  религиозным установкам.

Орнамент  в визуальной культуре Ислама
Орнамент  как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет. Более того, можно утвердительно  сказать, что он зародился на самой  заре истории человечества и поэтому  может считаться одной из самых  древних форм самовыражения человека. В результате своего поступательного  развития орнамент стал некой формулой с множеством известных и неизвестных  величин, преисполненной глубокого  смысла.  
 
Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.  
 
В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс. – узел) - это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании. Ислими – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков. Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе.  
 
Наиболее ярко вся символичность и загадочность мусульманского орнамента отразилась в книгах. Тем более что в книгах орнамент обязательно должен был сочетаться со стилем письма, а это диктовало ему своеобразное направление развития, так как именно в орнаментах книг наблюдалась наибольшая символичность.  
 
Ковер и Ислам понятия неразделимые. Это связано с особенностями культуры мусульманина и его молитвы. Ковры, покрывала, коврики для молитв – все это обычно украшено богатыми орнаментальными узорами.  
 
Так в чем же смысл орнаментов ковра? Ковры и покрывала в основном использовали растительные орнаменты, когда на однотонном фоне шел пестрый узор из цветов и листьев, причем богатство цвета (иногда до 500–700 оттенков) вполне сочеталось с богатством рисунка и нисколько не контрастировало с ним. Следует заметить, что обычно эти узоры символизируют красоту мира.  
 
Орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и некая своеобразная установка на будущее. Ковер – это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу.  
 
Особое направление в орнаменте ковров наблюдается в создании специальных ковриков для молитвы. На них обычно сочетаются орнаментальные узоры различных направлений.  
 
Также одним из направлений в орнаментальном искусстве является орнамент одежды. И в большинстве случаев это женская одежда. Ведь именно женщина у всех народов – это олицетворение всего самого прекрасного в мире. Орнамент в одежде в основном представлен в виде вышивки различных стилей и направлений. Орнаментизируется все, что только возможно: платья, накидки, головные уборы, обувь.

Но смысл орнамента  отнюдь не только в украшении, он заложен  гораздо глубже. Во-первых, следует  заметить одну из особенностей мусульманки  – она никогда не станет на людях  надевать что-либо вызывающее. Самое  драгоценное и прекрасное остается в стенах дома, поэтому европейскому взгляду этот вид искусства остается практически неизвестным. А во-вторых, даже то, что видимо, далеко не всегда истолковывается правильно.

Орнамент – неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в  способ постижения мира в символической  форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали  своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл  искусства исламского орнамента  и позволяет говорить о его  значении.

 

Информация о работе Особенности арабо-исламской культуры