Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:42, контрольная работа
В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру — право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.
"Золотой век" мусульманской цивилизации подарил миру богатые культурно-исторические памятники, многие из которых сохранились до сих пор.
Введение…………………………………………………………………………………………………….2
I.Особенности культуры Востока……………………………………………………….3
II.Философские традиции исламского мира. Поэзия…………………………8
III.Художественная культура. Каллиграфия и орнамент. Цветовая символика в исламской культуре……………………………………………………13
IV.Архитектура: типы мечетей, принципы их строительства………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………………………26
В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Отдавая должное Платону и другим древнегреческим философам, представители фалсафы главным достижением считали учение Аристотеля. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики - в качестве способа ее получения и обоснования.
Но в философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с возникновением в IX в. в Аббасидском халифате суфизма. Суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама. В нем переплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма, мистики, каббалы. Зороастризм предшествовал исламу на территории Ирана. Назван по имени пророка Зороастра. Священный канон - «Авеста». В зороастризме противопоставляется добро и зло, борьба между которыми составляет основное содержание исторического процесса. Неоплатонизм - учение последователей Платона. Каббала- мистическое течение в иудаизме, заимствовавшее у неоплатонизма учение об эманации и дополнившее это учение верой в то, что можно при помощи особых ритуалов вмешиваться в божественно-космический процесс.
Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем излияния (эманации) и что цель чевовеческой жизни - в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.
Поэзия.
Художественная культура исламского мира своеобразна. Самое широкое распростронение в ней получает поэзия. Халифы, шахи и султаны содержали армию придворных поэтов и не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные стихи сразу же становятся достоянием базара – средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени.
Показательно в этом отношении творчество Абулькасима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» («Книга царей»). В ней он воспевал иранских царей - мифических и исторических, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа. Славя человека, Фирдоуси писал:
В цепи
человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесных ему подчинен.
Ты разумом вникни поглубже, пойми,
Что значит для нас называться людьми.
Ужель человек столь ничтожен и мал,
Что высших ты в нем ни приметил начал?
Земное с небесным в тебе сплетено;
Два мира связать не тебе ли дано?
Полны восточной мудрости и философской глубины слова Фирдоуси из «Речи в похвалу разума»:
О мудрый,
не надо поэтому слов.
Поведай нам лучше начало миров.
Верховным создателем ты сотворен
И в явном и в тайном равно умудрен.
Пусть разум твои наполняет дела;
Он душу твою не допустить до зла.
По слову изведавших путь избери,
Ходи по вселенной, с людьми говори.
Какую б науку твой ум не постиг,
Покоя в ученье не знай ни на миг.
Но, ветви увидев, поймешь все равно.
Что знанью до корня дойти не дано.
Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма с философским подтекстом.
Много
лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно!
-
Вот последняя правда, открытая мной.
О.Хайяма приглашали
многие тогдашние правители
Погиб от ножа
Низам-ул-мульк, как это часто
бывало на исламском Востоке,
и жизнь Хайяма круто
Я познание
сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и с низменным
злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не
мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей - будь счастлив теперь!
Лучше впасть в нищету, голодать или красть.
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься
сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Творчество Джами
(1414-1492) является как бы логическим завершением
замечательного поэтического движения,
начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию
он сочетал с философией, суфизмом,
музыкой. Всю свою жизнь он провел в
Герате. И в поэзии Джами преобладают темы
любви и жизни, смерти и страданий:
В огне страстей я сердце сжег,
Искал я тщетно, сердце не берег.
Лишь под конец, вниманья недостойный,
Истерзанный, пришел на твой порог.
Я без тебя поднес бокал к губам,
Но пью вино с печалью пополам.
Ты черным оком дни мои смутила, -
Расстались мы, конца нет черным дням.
Воспевая соловья
и розу, вино и красавиц, Джами.
восклицает:
По душе себе Джами верования искал, -
Все религии отверг, лишь любовь ему нужна.
Однако, восторгаясь поэтичностью, образностью, тонкостью описания любовных настроений и тоски ожидания встречи с любимой, социальное значение этой поэзии нельзя переоценивать. Это поэзия узкого круга эстетствующих интеллектуалов исламского мира. В жизни совершалось иное.
В жизни женщина в мусульманском мире - униженное существо. Мусульманин должен быть покорным Аллаху и, умирая в битве за веру, он становится шахидом и идет прямо в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли она душой.
Воспевая мельчайшие детали красавиц, поэты-мусульмане не отвергали многоженство, плату за невесту и обряд развода. Достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или три раза произнести слово «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и очутиться на улице.
«Луноликая», «кипарисоподобная» жить должна только на своей половине дома. Видеть ее могут муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная бездетность, как и безбрачие, - тяжкий грех. Конечно, все это провозглашается лишь в Шариате.
Тем не менее исламская
культура - одно из достижений человечества
и заслуживает уважения и понимания.
Что же касается исламской поэзии,
то она стала достоянием различных
немусульманских народов. Огромной
популярностью и уважением эта
поэзия пользуется в нашей стране.
Ислам как мировая
религия в целях укрепления своего
влияния использует ценности художественной
культуры, т.е. средства эстетического
воздействия на верующих. При этом
деятели искусства ставятся в
достаточно жесткие рамки. С одной
стороны, они должны использовать доступные
им средства для прославления Аллаха
и институтов Ислама, с другой –
эти средства, т.е. формы и содержание
творческой деятельности, не должны выходить
за предписания мусульманских
В области изобразительного
искусства мусульманские
В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.
Особенно впечатляют
изобразительные мотивы произведений
декоративно-прикладного
Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях прикладного искусства и других стран. Например, на серебряном блюде из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бах рам Гуре и его наложнице – красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).
Таким образом, декоративно-прикладное
искусство средневекового арабского
Востока не всегда согласовывалось
с установками исламских
Орнамент
в визуальной культуре
Ислама
|