Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:53, реферат
Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. На северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-историче¬ской и идеологической направленности.
Введение 3
Основные памятники культуры скифского облика 4
География Скифии 8
Скифия от Нижнего Дуная и Карпат до Дона 11
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Скифо-сибирский мир
Скифия от Нижнего Дуная и Карпат до Дона
Скифия простиралась от Нижнего Дуная и Карпат до Дона, на юге до побережья Черного и Азовского морей, а на севере — до лесной зоны. Территорию населяли этнически неоднородные племена и народы, различавшиеся по типу хозяйства и образу жизни. Северо-Западное Причерноморье занимали каллипиды — смешанные греко-скифские земледельческие племена. К западу от Днепра жили фракийцы, воспринявшие многие особенности скифской культуры. Между Днестром и Днепром расселились скифы-пахари. Вероятно, они были прямыми потомками чернолесских племен. В степях Причерноморья обитали скифы-кочевники и царские скифы. Левобережное лесостепное Приднепровье принадлежало скифам-земледельцам, которые постепенно расширяли свою территорию в южном направлении.
Интерес к скифским памятникам возник очень давно. Первый скифский курган был раскопан еще в 1763 г. А.И. Мельгуновым. В нем был найден железный меч в золотых ножнах с изображением стреляющих из лукон льнов и крылатых быков с человеческими лицами. Эти изображения по типу близки к ассиро-вавилонским. Несмотря на то что большинство скифских Курганов было ограблено еще в древности, обнаружены неподражаемые образцы ювелирного искусства. Около Никополя во второй половине XIX в. был раскопан один из самых знаменитых царских курганов — Чертомлык. Высота его более 20 м, а окружность — 350 м. Внутри кургана находились два погребения знатных людей. Рядом с вождем в особых камерах похоронены жена, шесть рабов и одиннадцать коней. Среди множества предметов быта и украшений особый интерес представляет большой серебряный сосуд для вина с кранами внизу. Его поверхность украшена цветами и птицами, а в верхней части помешена композиция с изображением скифов, которые ловят и спутывают лошадей.
Другой большой курган — Солоха (около Никополя)— раскопан в начале XX в. Н.И. Веселовским. Внутри него тоже два погребения: центральное было ограблено, а боковое осталось нетронутым. Могилы имели форму колодца с двумя камерами по сторонам. В особой камере обнаружено захоронение пяти коней и конюха. На скелете вождя остались золотые бляшки с геометрическим орнаментом и изображениями зверей. Очевидно, бляшки нашивали на одежду или погребальное покрывало. Около скелета лежал меч в ножнах, украшенный золотыми изображениями зверей. На правой руке вождя красовался золотой браслет с львиными головками на концах, около головы находился бронзовый шлем и золотой гребень. С погребенным лежала булава — знак власти — и стояли шесть серебряных сосудов. Около стены камеры найден скелет в панцире, рядом с ним — наконечники стрел и меч. Вероятно, это был оруженосец. У входа в камеру обнаружены останки подростка, должно быть, слуги. В особом углублении, сделанном в виде ниши, стояли три бронзовых котла с лошадиными, коровьими и бараньими костями, большой медный таз. ситечко для процеживания вина и остатки серебряной обивки деревянных сосудов. В другой нише стояли греческие амфоры, в которых, вероятно, хранились вино и масло. Из многочисленных вещей, найденных в кургане, наибольшую известность приобрел золотой гребень, на рукоятке которого изображено сражение всадника и двух пеших воинов [2, с. 22-29].
Раскопки царских курганов велись и в более позднее время. Уникальные вещи были найдены в 1969—1970 гг. в Гаймановой Могиле в Запорожской области. Огромный курган (более 8 м высотой и 80 м в диаметре) окружали семьдесят небольших курганов. На склоне его обнаружены следы поминальной тризны: обломки сосудов, наконечники стрел, кости животных. У основания кургана были открыты два входа, ведущих в подземную камеру, расположенную на глубине 8 м. Это погребальное сооружение служило царской усыпальницей и является ценнейшим археологическим памятником Скифии. В нем обнаружены атрибуты скифской царской власти: богатейшая утварь, несколько тысяч превосходных ювелирных изделий и великолепные предметы из тайника: золотые и серебряные ритуальные сосуды, деревянные чаши с накладными золотыми пластинками по венчику, два ритона для вина, серебряные кувшины (килики) с золотыми раструбами и чаша. Интересна серебряная с позолотой чаша, украшенная рельефным фризом с изображением длинноволосых, бородатых скифов, которые сидят, облокотясь на щиты. На них узорчатые кафтаны, узкие штаны, полусапожки с острыми носами. Один держит ножны с мечом, другой — колчан со стрелами, в руках обоих плети. Благодаря тому, что лица и кисти рук сделаны из серебра, а одежда и оружие — из золота, фигуры наделены изумительной портретной выразительностью.
В 70-х годах XX в. в Днепропетровской области был раскопан курган Толстая Могила с царским погребением в центре, двумя ямами для погребения коней и могилами конюших. В боковой гробнице лежал скелет молодой скифянки. Ее одежду и покрывало украшали орнаментированные золотые пластинки, а шею — массивная литая гривна с фигурами львов, охотящихся за оленями. На висках погребенной были подвески с изображением сидящей на троне богини, на руках — широкие золотые браслеты и 11 перстней. Рядом в алебастровом саркофаге был погребен ребенок. На его скелете также обнаружены золотые бляшки, перстни, браслеты. Здесь же находились миниатюрные атрибуты царской власти, сосуды для вина и широкий золотой пояс.
В центральной, царской, могиле, несмотря на то что она была ограблена, обнаружены парадные вещи царя: обложенный золотом меч, золотые украшения нагайки и золотая царская пектораль весом более килограмма.
Обряд погребения, как показали раскопки, совпадает в основном с тем. что описывал в свое время Геродот. Согласно Геродоту, труп умершего вождя, пропитанный воском, возили от племени к племени. Затем умершего доставляли к заранее приготовленной могиле и клали на подстилку. В могилу хоронили одну из предварительно задушенных наложниц, виночерпия, повара, конюха и слугу, клали по особи разного скота и золотые чаши. После этого над могилой насыпали высокий курган.
Материалы раскопок больших скифских курганов позволяют воспроизвести элементы быта знати, но они мало говорят о жизни рядовых скифов. О том, как жили простые люди, сведения дали их погребения и раскопки поселений.
Скифские поселения стали исследовать позже, чем курганы. Только в XX в. начались раскопки скифских городищ. Наиболее ранние поселения скифов известны у Бугского лимана. Они отличаются небольшими размерами. Скифы жили в домах-полуземлянках с глинобитным полом и печами. Обязательной принадлежностью таких домов были хозяйственные ямы для хранения зерна. На поселениях много костей домашних животных — коров, овец и лошадей. В V в. до н. э. на Среднем Днепре и по берегам Буга появились большие укрепленные скифские городища. Особенно много их открыто за последнее время в лесостепной части скифской периферии. Они располагались в большинстве случаев на берегах небольших притоков. Наиболее известными городищами являются Пастырское площадью около 35 га, Немировское около Винницы, Григорьевское у Могилев-Подольского, Матронинское и Бельское. Люди жили в землянках, крытых корой и соломой. На территории Скифии хорошо изучено Каменское городище на Днепре. Оно занимало площадь около 12 кв. км, было окружено мощным земляным валом шириной около 11 м и примерно такой же высоты. Вдоль наружной стороны вала тянулся ров. Внутри городища, на берегу реки, находился акрополь. Население в социальном отношении было неоднородным; в акрополе, отделенном каменной стеной, жила скифская аристократия. В этой части города обнаружены остатки каменных и сырцовых (из необожженного кирпича) домов с печами, сделанными из глины на деревянном каркасе.
На Каменском городище сохранилось немало разных предметов ремесла и домашнего хозяйства. Городище было населено по преимуществу металлургами. В результате раскопок обнаружены многочисленные остатки железного шлака, куски кричного железа, заготовки, наконец, сами изделия и инструменты металлургов и кузнецов. Орудия труда скифы делали в основном из железа. Металл выплавляли на поселении. Известны скифские железные серпы, топоры, черешковые ножи, к которым приделывалась рукоятка из кости или дерева. Скифы пользовались железной пилой. Довольно разнообразны орудия груда ремесленников: молотки, зубила, стамески, клеши, наковальни, пряслицаа и иголки.
На городищах найдены земледельческие орудия труда: железные серпы с крючком на конце для крепления к деревянной ручке, зернотерки в виде овальных плоских плит, а также обгорелые зерна ячменя. Зерновое хозяйство, производство хлеба было широко развито у скифов. Они производили зерно не только для себя, но и на вывоз. Скифское зерно скупали греки, жившие по соседству в городах. На поселениях обнаружены предметы, свидетельствующие о развитии животноводства.
Предметы скифского вооружения составляют значительпую коллекцию Хорошо известен скифский меч-акинак из железа, короткий клиновидный, а также бронзовые наконечники стрел, железные наконечники копий, крючки для колчанов, железные пластины от панцирей и детали конской сбруи. Самые ранние образцы наконечников стрел — плоские с втулкой (специальным отверстием для надевания на древко) и с шипом, но больше всего трехгранных или трехлопастных стрел.
Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помешались в горите — специальном деревянном футляре, обтянутом кожей. Гориты знатных скифов украшены золотыми и серебряными рельефными пластинками. Многие всадники имели доспехи, которые состояли из бронзового шлема, панцирной рубашки из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных пластин и поножей. Воина надежно защищал овальный или прямоугольный щит из дерева, обтянутый толстой кожей.
Рисунок 1- Скифское искусство:
1 – золотой сосуд из кургана Куль-Оба; 2 – золотая фигура оленя из Костромского кургана; 3 – стилизованное изображение пантеры из кургана Келермес; 4 – ваза для вина (курган Чертомлык); 5 – золотой гребень с изображением батальной сцены из кургана Солоха; 6 – серебряный сосуд с изображением сцены охоты; 7 – золотая пластина от горита с изображением стилизованных оленей (курган Келермес); 8 – нашивные золотые бляшки из кургана Солоха; 9 – золотая диадема (курган Келермес)
Рисунок 2 - Скифское искусство:
1 – каменное изваяние скифа; 2 – рельеф из Неаполя Скифского; 3 – каменное изваяние из кургана Трех Братьев; 4 – изображение скифа на сосуде из кургана Куль-Оба; 5 – скифский бронзовый котел; 6 – 10 – навершия с изображением стилизованных животных; 11 – 17 – барельефные украшения, выполненные в «зверином стиле»
В снаряжение воина входили кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинками, слева к нему крепился горит, справа — ножны с мечом. В бою применялось различное оружие: дротики, тяжелые копья с массивным железным наконечником, железные мечи и боевые топоры.
Скифия археологическая и Скифия историческая, по описанию Геродота, в основном совпадают, хотя распространение скифских предметов и культурно-историческое влияние скифов были значительно шире. Геродот говорит о расселении в Скифии шести «этносов»: от Ольвии на западе «первыми живут каллипиды», выше их — алазоны, которые сеют хлеб, лук, чеснок, чечевицу и просо; выше алазонов живут скифы-пахари, которые сеют хлеб на продажу; вдоль Днепра и к востоку от него живут скифы-земледельцы, а еще восточнее — скифы-кочевники, ничего не сеющие и не пашущие. На востоке собственно скифского мира живут царские скифы — «самые лучшие, считающие прочих своими рабами». Политическое единство, сложение системы подчинения и интенсивные хозяйственные связи способствовали распространению на всей территории сравнительно однородной скифской культуры. В политическом отношении Скифия образовалась в результате завоевания и подчинения царским скифам многочисленного населения страны и установления военно-даннических отношений. В то же время по своей структуре это было архаическое общество с сохранением родоплеменных связей [5, с. 13-21].
В конце V — начале IV в. до н. э. произошли важные социально-политические изменения: скифские племена объединились во главе с царем Атеем. Скифское царство достигло своего расцвета. К этому времени относится большинство так называемых царских курганов и укрепленных городищ. Происходит усиление имущественного и социального неравенства, идеологическое обособление знати, что заметно, например, по акрополю Каменского городища, где знатные обитатели жили в каменных домах. На этот период приходятся расцвет городской жизни, рост торговли. Происходит экспансия скифов на запад: завоевание Атеем части фракийцев, утверждение скифов в Добрудже. Скифы становятся важным фактором политической жизни на Балканах.
Рисунок 3 - Конское убранство скифской эпохи
За последние десятилетия хорошо изучены племена, жившие на окраинах Скифии и в лесостепной зоне, которые испытали непосредственное влияние скифской культуры. Среди них меотские племена Восточного Приазовья и Кубани. По уровню социально-экономического развития они были близки скифам. Наряду с погребениями общинников у них известны курганы родовой знати (около Ульского аула). Культура скифо-меотов генетически связана с населением, жившим в Прикубанье раньше, с культурой эпохи бронзы. В обряде погребения большое место отводилось лошади. В одном из ульских курганов обнаружена площадка с 50 скелетами погребенных лошадей, а в основании кургана открыты остатки деревянного шатра, вокруг которого лежали кости более чем 300 скелетов лошадей. В Елизаветинских курганах обнаружены погребения женщин-рабынь, они были убиты и погребены у самого спуска в могилу. В коридорах, ведущих в каменный склеп, находились остатки колесниц и запряженных в них лошадей.
К северу, в пограничных со скифами районах лесостепи, обитали оседлые земледельцы. Здесь открыто большое количество городищ скифского времени. Среди них выделяются Немировское в Винницкой области и Григорьевское у Могилев-Подольского, относящиеся к VII— V вв. до н.э. Городищи в лесостепи возникли на месте более древних поселений. Они были укреплены валом. Например, длина вала на Немировском городище 5 км, а высота и сейчас достигает 9 м. В укрепленной част городища открыты легкие наземные жилища и жилища в пиле полуземлянок. Внутри жилищ были каменные очаги. Найдено много керамики местных форм: большие корчаги для хранения продуктов, горшки баночной формы для варки, черпаки, кубки, миски. Посуда богато украшена геометрическим орнаментом в виде различных комбинаций из ромбов, треугольников, квадратов. Кроме местной, встречается греческая посуда, много мелкого бытового инвентаря в виде булавок, игл, костяных шильев, молотков, глиняных пряслиц и каменных оселков.
Информация о работе Основные памятники культуры скифского облика