Основные памятники культуры скифского облика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:53, реферат

Описание работы

Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. На северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-историче¬ской и идеологической направленности.

Содержание

Введение 3
Основные памятники культуры скифского облика 4
География Скифии 8
Скифия от Нижнего Дуная и Карпат до Дона 11
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Основные памятники культуры скифского облика.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

Основные памятники  культуры скифского облика

29.08.09

 

Содержание

 

 

Введение

 

Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. На северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов: природно-геогра-фического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

При всей сложности и пестроте в степях Евразии в первой половине I тысячелетия до н. э., очевидно, преобладало население индоиранской группы. Шел процесс оформления скифо-сибирского единства, прежде всего его идейно-мифологической и хозяйственно-экономической основ, установления культурных и экономических связей между отдельными частями этого степного евразийского мира.

Культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского: культура лесостепной Скифии, милоградская и ананьинская культуры на периферии скифов, на юге — культуры скифского времени Узбекистана, на востоке — культура скифского времени Забайкалья. Наряду со специфическими обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, просматривается единообразие предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря, а также скифо-сибирского «звериного стиля».

 

Основные памятники  культуры скифского облика

 

В середине I тысячелетия до н.э. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири – от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке – сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира, название одних народов, входивших в него, известны – это скифы. Еще в прошлом веке было отмечено сходство археологического материала из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные трехлопастные и трехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел. Одинаковыми или близкими по устройству были удила и псалии, а из предметов искусства – бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствуют так называемые скифские котлы, отлитые из бронзы на поддоне, с вертикальными массивными ручками, круглые бляшки – символы солнца, а также устройство погребальных склепов, украшения, алтари и глиняная посуда, обычно баночной формы без орнамента.

Археологический материал отражает новое историческое явление – культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. Таким образом, на северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

Единство сложилось на территории степной, горно-долинной и части Евразии. С севера на всем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита, с возникновения здесь производящих форм хозяйства, определял направленность хозяйственного развития этого региона с преобладающей ролью скотоводства [2, с. 30-33].

Степной пояс Евразии, протянувшийся  почти на 11 тыс. км, то расширяется, то сужается до совсем незначительных коридоров. На западе степи охватывают Южную Украину, степной Крым, Северное Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье, расширяясь в огромные степные массивы Казахстана, Барабы, Кулунды. К востоку степи идут узким коридором между Северными отрогами Кузнецкого Алатау и лесной таежной зоной, а в Хакасско-Минусинском районе Южной Сибири, Центральной Азии и Забайкалье распространяются вширь.

Степи различны по плодородности  почвы: чернозем Украины, Южной Сибири с тучным гумусовым слоем и засушливые земли Крыма, Заволжья, Казахстана и Хакасии. Эта территория весьма разнообразна и в рельефном отношении. Здесь встречаются три типа зон: открытые, равнинные обширные массивы (Украина, Заволжье, Казахстан), предгорные степные районы (Крым, Северное Предкавказье, Южный степной Урал, Казахстан), котловины и замкнутые горами степные долины Тянь-Шаня, Памира, Саян и Алтая.

Природно-ландшафтные  различия играли свою роль в культуре скифо-евразийского мира и способствовали формированию особенностей хозяйства отдельных его частей. Реки Днепр, Дон, Волга, Обь, Иртыш и, наконец, Енисей текли во многих местах степного пояса с севера на юг или, наоборот, с юга на север. В древности реки являлись определенным препятствием для установления культурно-исторических связей. Тем не менее связи развивались вдоль степей по направлению запад — восток — запад. Основным транспортным средством была лошадь, на которой ездили либо верхом, либо, запрягая ее, в повозке. Сами степи стали большой транспортной дорогой, соединявшей Восток и Запад. Потребовалось около двух тысяч лет активного освоения степей, прежде чем возникло такое историческое явление, как скифо-сибирский мир.

Природно-географическая среда была не только географической реальностью, но и фактором образования скифо-сибирского культурно-исторического единства в VI—III вв. до н. э. Географически скифо-сибирский мир соприкасался в Причерноморье с древнегреческими полисами, а в Средней Азии — сначала с ахеменидской Персией, а потом, после ее разгрома и похода Александра Македонского, с царством Селевкидов и поздними эллинистическими государствами — Греко-Бактрией и Парфией. На востоке ордосский центр культуры скифского облика развивался в непосредственной близости от циньского Китая. На севере граница была более расплывчатой, но в основном совпадала с контактной зоной лесостепей и лесными таежными массивами. На западе скифо-сибирский мир граничил с фракийским миром и поздними культурами гальштата и латена, которые на восточных своих окраинах испытали влияние скифов.

Степной пояс Евразии  был зоной традиционного обитания древнего европеоидного населения. У древних индоиранцев уже во II тысячелетии до н. э. возникли андроновская и срубная общности, распространившиеся на территории, где позднее сложились культуры скифо-сибирского мира.

В результате рациональных приемов ведения скотоводческо-земледельческого хозяйства произошел резкий демографический скачок в среде степного населения Евразии в VI—V вв. до н. э.

Таким образом, при всей сложности и пестроте в степях Евразии в первой половине I тысячелетия  до н. э., очевидно, преобладало население  индоиранской группы. Шел процесс оформления скифо-сибирского единства, прежде всего его идейно-мифологической и хозяйственно-экономической основ, установления культурных и экономических связей между отдельными частями этого степного евразийского мира.

В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами возникали имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э., – культ огня. Они являлись отражением представлений о Вселенной, солнце, борьбе добра и зла, таинстве круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур скифо-сибирского мира.

Общим для всего этого  мира стало изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя. Символами солнца у древних народов скифо-сибирского мира, кроме этого, были распространенные в степях золотые бляшки. Они встречаются в погребальных комплексах и на оленных камнях (каменных стелах) в виде кругов, где солярные символы изображены рядом с летящими оленями.

В развитии скифо-сибирского единства можно выделить несколько  этапов. С конца VIII по VI в. до н. э. идет формирование культур скифского облика, возникают отдельные центры в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Казахстане, Южной Сибири. V—III вв. до н. э. отмечены хозяйственным подъемом в степях на базе скотоводства и пойменного земледелия, распространением единой идеологии и искусства, демографическим скачком, формированием политических объединений раннегосударственного типа. Некоторые изменения произошли в скифо-сибирском мире в конце III в. до н. э. Для этого времени характерно почти повсеместное увеличение подвижности населения и изменение облика археологических культур в степях Евразии [3, с. 225-227].

 

География Скифии

 

Различают две большие  части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную — до Приднестровья и частично до Буга с земледельческим населением. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV-III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область, фракийский мир и на север. Более стабильной была восточная граница. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с савроматами.

Древние народы степной Евразии  составляли этническое, культурное и  идеологическое единство. Они были основными создателями и носителями хозяйственных и идеологических приоритетов. Культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии. На остальном же пространстве евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне существовали культуры, имевшие иную историческую основу, а зачастую и иное направление хозяйства, со своими традициями в инвентаре, на которые оказали влияние культуры скифского мира.

Среди них можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского: культура лесостепной Скифии, милоградская и ананьинская культуры на периферии скифов, на юге – культуры скифского времени Узбекистана, на востоке – культура скифского времени Забайкалья. Наряду со специфическими обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, просматривается единообразие предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря, а также скифо-сибирского «звериного стиля». Это саргатская культура в Барабе, большереченская на Оби, культуры Красноярске-Канского района и Южного Приангарья. К тому же этнический и языковой состав древнего скифского населения не был единым, здесь были и финно-угры, как, например, ананьинцы, и, возможно, прототюрки — к востоку от Енисея.

До сих пор не решен вопрос о происхождении культур скифо-сибирского мира. Причину образования единой общности в степях Евразии исследователи всегда видели в действии одного какого-то центра, который играл определяющую культурологическую роль. В методологическом плане теорию заимствования можно рассматривать как своего рода культуртрегерство, распространение более передовой культуры и восприятие ее достижений соседями. Широкое хождение получила теория западного, скифского происхождения культур евразийских степей, которая трактуется весьма расширительно от «простого проникновения вещей скифского типа» и передвижения племен в глубь Сибири до наличия сложных социально-экономических предпосылок распространения скифского влияния. Однако еще в конце XIX в. возникла противоположная точка зрения о сибирском происхождении скифской культуры и всего скифо-сибирского культурно-исторического единства. Была высказана мысль о том, что центр возникновения основных элементов, характерных для культур скифо-сибирского облика, надо искать не в самих степях, а за их пределами, в недрах древневосточных цивилизаций – в Малой Азии, Иране, Эламе.

Таким образом, гипотезы о происхождении как скифо-сибирского мира в целом, так и отдельных входивших в него культур сводились к поискам какого-то одного центра. Нельзя сказать, что эти теории не имели под собой никаких оснований. Они отражали тот уровень научных знаний, который был характерен для начала XX в. Теории строились на наблюдениях и первых научных оценках материалов, полученных из скифских и сибирских курганов, и благодаря археологическим открытиям в Передней Азии.

За последние десятилетия открыты  раннескифские памятники в Центральном и Южном Казахстане, в Туве и других местах. Особое значение в решении вопроса о происхождении культур скифо-сибирского мира имеют такие памятники, как Птичаша Могила в Болгарии около Варны, Высокая Могила на Днепре и царский курган Аржан в Туве. Эти памятники свидетельствуют о том, что, начиная с VIII в. до н. э., на обширных просторах степей синхронно возникают и развиваются культуры скифо-сибирского типа, сходные в своих основных чертах. При наличии миграций и межплеменного обмена прогрессивные культурные приобретения быстро распространялись. Так шел процесс формирования культур и всего культурно-исторического единства в степях Евразии.

В скифо-сибирском мире существовала система рационального использования природно-климатических условий горных долин и засушливых степей. В результате здесь возникло несколько типов хозяйства: полукочевое степное (скифы-кочевники, царские скифы, саки), оседлое (тагарская культура, скифы-земледельцы) и горно-долинное сезонное отгонное скотоводческое (Горный Алтай, Тува, Памир). Определенную роль сыграл и предшествующий опыт развития скотоводческого хозяйства и земледелия в степях Евразии. Получение устойчивого прибавочного продукта способствовало увеличению населения в степях.

Информация о работе Основные памятники культуры скифского облика