Образцов Сергей Владимирович

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:45, научная работа

Описание работы

Биография и творчество Образцова Сергея Владимировича.

Работа содержит 1 файл

образцов2.docx

— 61.49 Кб (Скачать)

Мое личное знакомство с Образцовым началось в 1961 году, когда его театр приехал в Киев на гастроли. Играли они в Доме офицеров на Печерске, а Сергей Владимирович имел творческую встречу с интеллигенцией в Киевском кукольном театре, где я работал актером.

Я был как громом поражен обращением Образцова напрямую со сцены к руководителям Украины и Киева: "Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В мое время порядочные люди не пускали антисемита на порог". И дальше в таком же ключе. В зале стояла мертвая тишина, которая потом разразилась шквалом аплодисментов. Кстати сказать, уже на склоне своих лет во времена гласности и перестройки, когда поднялась отвратительная волна анисемитизма, Сергей Владимирович написал статью в газету "Комсомольская правда", открыто осуждая всю эту черносотенную грязь.

Сергей  Образцов с любимой  куклой Тяпой. 

На следующий  день я поехал на сольный концерт  Сергея Владимировича, за кулисами поблагодарил его за выступление, не предполагая  о том, что спустя 10 лет мне  посчастливится стать актером его  труппы.

- Вы нам понравились, - сказал Образцов, - единственное  желание - это поменять фамилию,  так как Гердт и Гехт очень близки по произношению. И зритель, взглянув на афишу, будет думать, что это - опечатка. А нам бы не хотелось недоразумений на этот счет.

- Леня, возьмите  Храпинович, это моя девичья, - под общий смех сказал Гердт.

Фамилию менять не хотелось, но пришлось. Месяца через  два "хозяин" вызвал меня в кабинет  и сказал:

-Вот директор-распорядитель  не может заказать афишу. Вы  придумали себе фамилию? 

- Да, Сергей Владимирович, - Бунин...

- Как Бунин,  это же великий русский писатель. Вы, что, его внук?

- Сын, Сергей  Владимирович, волнуясь ответил я.

Длительная пауза. Образцов смотрит на директора, директор - на него... Потом оба - на меня.

- Сын моей  мамы, - продолжаю я. - Она - Буня, а я - Бунин. Так нас всех во дворе звали. У Шурика мама Миля, значит, Шурик - Милин. Вот и у Райкина мама Рая, и он Аркадий Райкин.

- Тогда другое  дело, - сказал Образцов. - Можно заказывать  афишу. 

Создание спектаклей - всегда праздник, всегда что-то новое, никем еще не придуманное. Будь то пьеса, написанная автором, или что-то, создаваемое постановочной группой. И не важно, что авторы не профессиональные писатели, а, например, архитекторы ("Говорит  и показывает ГЦТК"). Громадные куклы размером в два человеческих роста, управляемые несколькими актерами или написанная актерами Ливановым, Бардиным, Гердтом пародия на мюзикл "Дон Жуан", и маленькие точеные образы красавца Дон Жуана, Донны Анны, Черта Чуки и других, сделанных из тонкой замши, необычайных по характерам, расцветкам и легкости управления одним актером - изумительная работа художника Алины Спешневой.

Спектакли, ставшие  классикой: "Необыкновенный концерт", "Волшебная лампа Алладина", "По щучьему велению" ("хозяин" ласково называл: Щука), "Кот в сапогах" и многие другие - бережно передавались из поколения в поколение. И когда Образцова пытались критиковать за невыполнение плана по невыпуску новых спектаклей, он говорил: "А зачем мы будем ставить заведомо плохой, только потому, что он новый. Нет уж лучше старый, да хороший".

На гастролях  за рубежом театр производил фурор, публика неистовствовала.

Например, в Западной Германии давали занавес 26 раз, благодарные  зрители бросали на сцену цветы, коробки конфет, плюшевые игрушки, сувениры. Многие прорывались на сцену, чтобы  пожать руку актеру. Иногда приходилось  играть бесплатные спектакли дополнительно, ночью. Критика писала, что театр  Образцова - это восьмое чудо света. И это правда, потому что этому театру не было, нет и, возможно, даже никогда не будет равных, так же, как и его основателю Сергею Владимировичу Образцову, 100-летие со дня рождения которого сейчас отмечается.

Его уже нет, но осталось его творчество, спектакли, книги, кукольные герои, его Театр. Он оставил нам - праздник своей жизни.

Большое ему  за это спасибо и низкий поклон.

 
 
ОДНАЖДЫ на сцену Центрального дома работников искусств в Москве в новогоднюю ночь вышел еще совсем молодой руководитель Театра кукол Сергей Образцов и объявил, что сейчас с приветствием выступит Феликс Кон. Все замерли… Феликса  Яковлевича Кона, руководившего в  начале 30-х годов Глав-искусством при Наркомпросе, побаивались. Ведь в его власти было как одобрить любое творческое начинание, так его и уничтожить, объявив безыдейным, вредным, «льющим воду на вражескую мельницу»… К тому же он как председатель общества политкаторжан (этакое подобие элитного клуба для старых революционеров) был вхож в самые высокие сферы… Но при этом имел репутацию очень остроумного человека. И вот в зале гаснет свет, а через минуту на сцене в свете вспыхнувших прожекторов открывается ширма и миниатюрный Кон голосом Сергея Образцова с самым серьезным видом вещает: «Представьте себе, захожу сегодня в закрытый спецраспределитель для политкаторжан и вижу объявление: «Повидло выдается всем, варенье — только цареубийцам!» В те времена все знали эту шутку Демьяна Бедного. Зал грохнул хохотом. Неуютно себя чувствовали в те минуты лишь несколько человек — администраторы храма искусств. А вдруг сейчас распахнется дверь и в зал войдет сам пародируемый чиновник? Но все, к счастью, обошлось…
 
5 июня (по другим данным 5 июля) 1901 года  стал первым днем жизни Сергея  Образцова, подарившего нескольким  поколениям советских людей радость  живого общения с «говорящими»  куклами. Куда бы ни приезжал театр, руководимый Образцовым, аншлаг был обеспечен.  
 
Ученые спорят над тем, могут ли гены родителей определять участь детей? Если с болезнями все понятно, есть целый ряд наследственных, то почему на детях гениев природа отдыхает? Но судьба Сергея Владимировича Образцова опровергает эту расхожую теорию.  
 
Мы мало знаем о Владимире Николаевиче Образцове, а это был уникальный человек своего времени. В год рождения сына Сергея он стал преподавателем Московского инженерного училища, после революции профессором и академиком. Готовил кадры для железнодорожного транспорта. Основные научные труды Образцова посвящены проблемам проектирования железнодорожных станций и узлов, организации планирования сортировочной работы на сети железных дорог.  
 
В годы Великой Отечественной войны 68-летний академик на свои собственные сбережения приобрел самолет ЯК-1, назвал его «Ртищевский железнодорожник» и вручил Герою Советского Союза Александру Лавренову. На этом самолете уничтожено 11 асов Геринга. А всего Александр сбил 29 фашистских самолета и погиб в небе над Крымом 25 марта 1944 года.  
Гражданская позиция академика Владимира Образцова было оценена по заслугам – он стал лауреатом Сталинской премии дважды – в 1942 и 1943 годах.  
 
Я рассказываю столь подробно об отце только потому, чтобы стало понятнее, откуда у Образцова-младшего такая жизненная позиция, мужество и, если хотите, здоровое нахальство. 
Кстати, он впервые показал свой характер, когда окончил гимназию. Отец-инженер и мама-учительница очень хотели видеть сына в высшем учебном заведении, а он твердо решил идти в реальное училище и окончил его. Правда, по своей основной специальности никогда не работал, так как сразу же после окончания учебы поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. И уже в 1923 году состоялся первый сольный кукольный спектакль с участием молодого актера, работавшего со знаменитым режиссером Владимиром Немировичем-Данченко.  
 
Он стал кукольником, скорее, от безысходности. Послевоенная Москва была «раем», пожалуй, только для нэпманов, а юные студенты ВХУТЕМАСа очень часто ложились спать на голодный желудок. Сейчас уже трудно сказать, кому первому в голову пришла идея смастерить куклу на продажу – Образцову, Борису Ефимову (основателю Кукрыниксов) или Александру Дейнеке, ставшему впоследствии известнейшим художником-плакатистом, достаточно вспомнить «Оборону Севастополя». Но юные художники «лепили» фигурки, как пельмешки. Этим-то и спаслись от голодной смерти.  
Друзья уже тогда замечали, что Сергей так рекламировал свой товар, что возле него всегда собиралась толпа народа. И не было случая, когда бы он возвращался в общежитие имея на руках нереализованную игрушку. Именно там, на улицах Москвы начала и середины 20-х годов была первая «студия» начинающего актера. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться… 
 
Конечно, сыну академика теоретически было посытнее, чем приезжим в Москву друзьям. Но Сергей Владимирович твердо решил пробиваться в жизни сам и от родительской помощи в большинстве случаев отказывался. 
 
В 1931 году Образцову было поручено создать кукольный театр. Премьера состоялась 17 апреля 1932 года, спектакль назывался «Джим и Доллар». 
Любимый конек Сергея Владимировича – пародия, так что уже с первых спектаклей, взрослые, приводившие в театр детей, стали требовать, чтобы Образцов поставил что-нибудь и для взрослых. Студенческие годы даром не прошли – и спектакли для взрослых были такие же яркие, взрывные, привлекающие внимание. 
 
Как великий художник Образцов старался подмечать каждую мелочь, чтобы потом использовать это в своих спектаклях. Он внимательно наблюдал за повадками животных, птиц и не просто сочинял для каждого своего персонажа «легенду», а старался, чтобы юные зрители воспринимали характер каждого персонажа так, как это происходит в обычной жизни. 
 
А родным и близким оставалось не только смириться с тем, что работа для Сергея Владимировича всегда была на первом месте, но и с его поступками, которые рассматривались, как «чудачества». 
Ну, скажите, как бы вы отнеслись к тому, что взрослый человек, отец семейства после возвращения из турне по США достает вдруг два целлофановых пакетика, в которых «резвятся» два маленьких крокодильчика? Вначале решили, что это какие-то механические игрушки. Но нет – крокодильчики были самые настоящие. Пришлось запускать их в ванну, потом они «доросли» до уровня бассейна, и, наконец, переросли и его. А сколько было слез, когда с ними пришлось расстаться! 
Оказалось, что Образцов прихватил крокодильчиков только потому, что их подарил ему сын великого Шаляпина! 
 
Или возьмем другое увлечение великого маэстро – голуби. Сергей Владимирович лично забирался на голубятню и гонял своих турманов залихватским свистом. И про каждую свою птицу рассказывал удивительную историю. 
А на вопрос: «Почему вы решили стать кукольником», Сергей Владимирович чаще всего рассказывал такую историю. В первом своем спектакле у Немировича-Данченко он должен был играть старика. Желания было много, старания в избытке, но роль не шла. И тогда Образцов изготовил куклу старика для руки, надел ее и начал с нею разговаривать. Те интонации, которые должны были прозвучать на сцене, нашлись сами собой… 
 
Очень редким из нас суждено по жизни быть сыном академика. Еще меньше «сынов и дочерей» со временем «вырастают» из этой роли. Не бойтесь торить свой путь. Судьба всегда благосклонна к тем, кто идет по жизни смеясь…
 
 
 
 
 
Сергей  Образцов неоднократно говорил, что  учителя, которые должны быть у каждого, – это совесть человека, это  люди, с которыми естественно обо  всем советоваться и мерой которых  можно мерить все происходящее. С уст Сергея Владимировича часто слетало: «Чаплин бы этого не одобрил» - при том, что Образцов не был лично знаком с великим актером. 
Он мерил свои поступки мерой Чаплина, Пикассо, Дали - мерой своих великих современников, в один ряд с которыми по праву встал.  
 
Екатерина Образцова: Дедушка любил говорить: «Там, где живы традиции, мертвы идеи». Мы не можем не учитывать этого высказывания, но мне кажется, то, что он делал, шире значения слова «традиция». Дед был невероятно интеллигентный человек, умел отбирать все с большим вкусом и был очень естественно талантлив. Он был, я говорю – «талантливым», меня на всех фестивалях его соратники поправляют – «гениальным». Именно в этом контексте слово «традиция» может и должно звучать. И, конечно, традиции театра: если он называется «театр кукол», то он и должен быть театром кукол, без каких бы то ни было подмен понятий. У деда всегда были куклы, спектр возможностей которых был очень велик. Это ростовые куклы, в них заложена сложнейшая механика. Они делаются долго и стоят дорого, но, как говорится, игра стоит свеч. Когда они оживают, когда на спектакле «Братец Кролик» ребенок в зале спрашивает: «Мама, а где здесь куклы?», тогда мы понимаем, что все сделано верно, что не допущено никакой фальши.  
 
При жизни самого Образцова о нем не было снято ни одного документального фильма, не было написано ни одной монографии: только статьи. В документальной ленте из цикла
«ХХ век. Избранное», которая была показана на телеканале «Культура» 8 июля 2006 в 14:35, о Сергее Владимировиче вспоминает его коллега, заведующий литературной частью Театра Образцова Борис Поюровский. Также в фильме использованы кадры хроники и съемки в музее-квартире Образцова, фрагменты спектаклей режиссера. Сразу после окончания документального фильма зрители телеканала могли посмотреть , пожалуй, самый знаменитый спектакль Сергея Образцова: «Необыкновенный концерт» (15:15). Показ и документальной ленты, и фильма-спектакля был приурочен к 105-летию со дня рождения Сергея Образцова, которое отмечалось 5 июля 2006 года.  
 
Борис Поюровский: Сергей Владимирович родился 5 июля в 1901 году в семье личного дворянина. В анкете Образцова написано: «...поступил в 1918 году во ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские – прим. ред.), в мастерскую художнику Архипова. Ушел в 1925 году с первого курса ВХУТЕМАСа». Это не помешало ему впоследствии стать профессором, академиком, президентом международной ассоциации деятелей театра кукол - причем, президентом пожизненным.  
Образцов успел поработать в качестве артиста в Музыкальном театре Немировича-Данченко, затем поступил во МХАТ, где был партнером Софьи Гиацинтовой и
Михаила Чехова. Параллельно он шалил, развлекая коллег своими выступлениями с куклами. Образцов стал выходить на эстраду – сначала с номером, потом – с отделением, а потом и с целой программой. Каждый номер превращался в самостоятельную законченную новеллу.  
Видя эту любовь Образцова к куклам, у Элеоноры Густавовны Шпет, которая в то время возглавляла сектор детского театра в Доме художественного воспитания детей, возникла идея: она предложила Сергею Владимировичу организовать театр кукол. Штат театра, открывшегося в 1931 году, состоял всего из 12 сотрудников. 
Образцов наследовал всю мировую культуру, он использовал все техники театра кукол: и марионеток, и тростевые куклы, и теневые. В его кабинете была собрано множество удивительных вещей. Но сам он всегда подчеркивал, что это не коллекция, то есть собрание продуманное и каталогизированное: это вещи, которые его когда-то чему-то научили. 
 
Сергей Образцов: Книги нужны режиссеру как воздух, без них нельзя поставить ни одного спектакля. Это – самые большие помощники в работе, самые лучшие друзья. Я собрал книги по истории русского и западного театра и театра кукол; книги по живописи, архитектуре, культуре, истории костюма всех времен и народов. Кроме того, я стараюсь собирать все, что будит мою фантазию, что близко кукольному театру. У меня есть монгольские маски, куклы теневого театра с острова Ява, кустарные игрушки старых мастеров… А в больших старинных часах играет целый оркестр обезьян. 
Всех кукол, с которыми я обычно выступаю на эстраде, я обыкновенно делаю сам, в этом кабинете, за моим столом.  
 
Борис Поюровский: Образцов часто ссылался на высказывание Николая Чернышевского о том, что «только дурак не меняет своих решений». Где и когда сказал эту фразу Чернышевский, не может установить никто до сих пор. Но спорить с Образцовым, которого в театре по праву называли «Хозяином», не решались. Сергей Владимирович мог сегодня начать переделывать то, что сам же утвердил вчера; мог не выпустить премьерный спектакль только потому, что он, по его мнению, не был готов. В 1965 году Образцов случайно посмотрел как зритель свой спектакль «Необыкновенный концерт». На следующий день Хозяин собрал художественный совет и сказал, что в таком виде «Концерт» больше идти не будет. Три с половиной года Образцов делал новую редакцию, привлекал новых авторов, делал новые куклы… И на 3601-м представлении он показал спектакль заново - как премьеру.  
Сергей Владимирович сумел поднять авторитет не только своей профессии, но и своего дела на высочайший уровень. Он был счастливый человек: он 60 лет стоял во главе театра. Такого в истории больше никогда не было. 
У него было много наград, но больше всего он ценил орден, который получил незадолго до смерти: это орден, который ему присудили польские дети – Орден Улыбки.
 
 
 
 
 
 
Все мы отбываем пожизненное заключение в темнице своего "я".

Сергей Владимирович Образцов родился 22 июня 1901 года. По старому  стилю. Но отмечал он свой день рождения 5 июля – по новому. Он был обласкан жизнью – зрителями, читателями, Советской властью, в том числе лично Человеком с усами. Любовью зрителей он очень дорожил. Дорожил ли он любовью власти? И да и нет. Он был странным в этом отношении человеком. Искренне признавался в любви Октябрьской революции и тут же мог отмочить по поводу этой революции такое, что люди вокруг начинали испуганно оглядываться.

Досрочно, с опозданием на три  года

Незадолго до новоселья  театра решено было вместо обыкновенной наборной афиши выпустить плакат-телеграмму. Вот ее полный текст: «СРОЧНАЯ МОСКВА ВОСТРЕБОВАНИЕ ВСЕМ МОСКВИЧАМ ОТ 5 ДО 125 ЛЕТ НОВЫЙ СЕЗОН МЫ ОТКРОЕМ В НОВОМ ДОМЕ ТЧК В НЕМ ДВА ЗАЛА ТЧК ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ ТЧК ЗИМНИЙ САД ЗПТ БОЛЬШОЙ МУЗЕЙ ТЧК В АКВАРИУМАХ РЫБЫ ЗПТ В КЛЕТКАХ ПТИЦЫ ТЧК ДЕТЯМ ПРИГОТОВИЛИ СПЕКТАКЛЬ «СОЛДАТ И ВЕДЬМА» ЗПТ ВЗРОСЛЫМ ГАЛА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЧК ЖДЕМ НЕТЕРПЕНИЕМ – КУКЛЫ».

Художник нарисовал  все точно, как на бланке телеграммы. Заказ сдали в типографию и  через два месяца получили тираж. Отсылаем плакат в расклейку, а нас  отправляют в Министерство культуры РСФСР за разрешением: оказалось, что  именно в этот момент произошло очередное  обострение идеологической борьбы, и  любая афиша может появиться  в городе только с разрешения вышестоящей  организации. Пишем письмо в министерство, прилагаем плакат, просим решить вопрос оперативно. На другой день меня как завлита вызывают к заместителю министра. Принимает, конечно, не он лично, а его доверенное лицо.

– Вот посмотрите, как мы предлагаем откорректировать текст, – говорит лицо и показывает плакат, из которого изъяты всего три  слова: «в клетках птицы».

– Но у нас  действительно в фойе устроен  зимний сад. В нем стоит дерево, и на нем висят клетки с канарейками.

– Ну, не будем  играть в прятки. Мы не отрицаем: был 37-й год, был культ личности, имелись  невинные жертвы. Но к чему это сейчас снова будировать? Какое это имеет  отношение к театру кукол?

Понимая, что  без Образцова мне с такой «редактурой» не справиться, отправляюсь в театр. Когда Сергей Владимирович злился, зрачки у него расширялись, и он почему-то начинал наматывать прядь волос на указательный палец:

Информация о работе Образцов Сергей Владимирович