Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:45, научная работа
Биография и творчество Образцова Сергея Владимировича.
ОБРАЗЦОВ Сергей Владимирович - выдающийся театральный
деятель, актер и режиссер, народный артист
СССР (1954 г.), Герой социалистического Труда
(1971 г.), профессор Государственного института
театрального искусства им. А.В.Луначарского
(1973 г.), Президент Международного союза
кукольников -UNIMA (с 1976 г.), Президент советского
центра этой организации (с 1958 г.), лауреат
Государственной премии СССР (1946 г.) - родился
5 июля 1901 г. в Москве.
Его отец - Владимир Николаевич Образцов
- академик АН СССР (1939 г.), лауреат Государственных
премий СССР (1942,1943 г.г.), известный ученый,
специалист по эксплуатации железнодорожного
транспорта, его именем названа одна из
центральных улиц Москвы, на которой находится
Московскиий институт инженеров транспорта.
В 1918 г. С.В.Образцов становится студентом
Высших художественно-театральных мастерских
("Вхутемас"), учеником А.Е.Архипова
и В.А.Фаворского, но через несколько лет
поступает в Музыкальную Студию Московского
Художественного театра, и с 1922 года, он,
актер МХАТа-2 , постигает тайны актерской
профессии и режиссуры, играя рядом с Берсеневым,
Гиацинтовой, Бирман. С середины 30-х г.г.
приобретает известность как артист эстрады,
создатель пародийного жанра "романсов
с куклами". Объектом его пародий становилась
пошлость, характерная для исполнения
некоторых эстрадных актеров, и обывательское
мещанство ("Минуточка", "Мы только
знакомы, как странно", "Налей бокал",
"Мы сидели с тобой", "Хабанера"
и др.)
В 1931 году С.В.Образцов создал уникальный
театр кукол и более шестидесяти лет был
его бессменным руководителем. Он много
сделал для разработки теории и методики
театра кукол, определения его жанровых
особенностей, изобретения новых систем
кукол, вырастил и воспитал несколько
поколений блистательных актеров, режиссеров,
сценографов, художников и драматургов
театра кукол, которые и сегодня работают
в сотнях театров нашей страны, в десятках
стран мира.
Актер-кукловод в спектаклях, поставленных
С.В.Образцовым, является отнюдь не подсобной
фигурой, приводящей в движение куклу,
а творцом сценического образа. Применяя
действенный анализ, метод физических
действий, Образцов-режиссер убеждает
в том, что сложный процесс создания актером
художественного образа имеет в театре
кукол те же законы, что и в театре драматическом.
Режиссерское искусство Образцова отличает
глубина анализа, поиски новых решений
в конструкции щирмы и декораций, "анатомии"
кукол.
Система режиссерской, актерской работы,
изложенная С.В.Образцовым в его книгах
"Актер с куклой" (1938 г.), "Моя профессия"
(1950 г.) - уникальный документ эпохи. Свое
богатейшее литературно-теоретическое
наследие он завещал нам также в кигах:
"Эстафета искусств", "По ступенькам
памяти", "Моя кунсткамера", "О
том, что я увидел, узнал и понял во время
двух поездок в Лондон" (1956 г.), "Театр
китайского народа" и др. Все эти книги
хранятся в библиотеке театра.
С.В.Образцов - создатель жанра документального
киномонолога, автор фильмов "Кинокамера
обвиняет", "Удивительное рядом",
"Невероятная правда", "Кому он
нужен, этот Васька". Оригиналы фильмов
хранятся в Музее театра.
Образцов был убежден в том, что искусство
- самый великий дипломат, способный сблизить
интересы разных народов, разделенных
тысячами километров. Он доказал это всей
своей жизнью, являясь выдающимся общественным
деятелем, видным ученым - членом-корреспондентом
Берлинской Академии искусств (1955 г.)
Творческий путь Образцова-режиссера
отмечен спектаклями, навсегда вошедшими
в золотой фонд отечественного и мирового
театрального искусства. Среди них: "По
щучьему велению" (1936 г.), "Кот в сапогах"
(1937 г.), "Волшебная лампа Аладдина"
(1940 г.), "Король-Олень" (1943 г.), "Веселые
медвежата" (1945 г.), "Необыкновенный
концерт" (1946 г.), "Божественная комедия"
(1961 г.), "Дон Жуан" (1975 г.) и многие другие.
Получившие зрительскую любовь и признание
специалистов, они до настоящего времени
не сходят с афиши театра.
Сергей Владимирович Образцов (1901 - 1992)принадлежал
к тем гениям, которые пытались очеловечить
этот поистине "железный двадцатый
век". Его друзьями, знакомыми были Гордон
Крэг, Соломон Михоэлс, Чарли Чаплин, Джим
Хенсон, Жерар Филип, Жан-Поль Сартр, учителями
- Станиславский и Немирович-Данченко.
У Образцова все всегда получалось.
В конце своей насыщенной событиями жизни
он мечтал поставить два спектакля - "Ромео
и Джулетта" и "Фауст".
Сейчас, когда гениального кукольника
уже нет с нами, его творческое наследие,
являющееся национальным достоянием,
требует заботливого внимания, охраны,
исследования. В 1998 году с этой целью был
создан Фонд имени С.В.Образцова, учредителями
которого стали члены семьи Образцовых,
а также деятели культуры, науки, представители
делового мира. Среди учредителей Фонда,
конечно же, Государственный академический
Центральный театр кукол.
Среди многочисленных
культурно-исторических, духовных богатств
России имя Сергея
Владимировича Образцова
и созданного им Государственного Академического
Центрального театра кукол знакомо каждому
россиянину, а слава - гремит по всему миру.
Бесспорным фактом является и то, что Театр
Образцова
- бесценное российское национальное достояние.
За семь десятилетий театр посетили миллионы
детей и взрослых, десятки глав государств
и правительств разных стран, сотни выдающихся
деятелей искусства, культуры, науки. Среди
них: Жерар Филип, Ив Монтан, Софи Лорен,
Индира Ганди, Эдвард Кеннеди и т. д.
Академический Центральный Театр кукол
был создан при Центральном Доме художественного
воспитания детей 16 сентября 1931 года. Первоначально
в нем работало 12 человек, и с первого дня
создания его возглавлял выдающийся деятель
русского искусства, актер, режиссер, художник,
литератор - Сергей Владимирович Образцов.
Народного артиста СССР, Лауреата Государственных
премий С.
В. Образцова
(1901 - 1992 гг.) знали, любили и помнят миллионы
людей не только в России, но и во многих
странах мира. Его "Образцовские"
куклы с восторгом встречали и до сих пор
встречают в сотнях городов на всех континентах.
Благодаря Театру Сергея Образцова, в
Российской Федерации, странах СНГ, "ближнего"
и "дальнего" зарубежья в двадцатом
веке возникла целая система, культура,
сеть государственных профессиональных
театров кукол, которые создавались на
основе того эталона, которым являлся
ГАЦТК им. С. В. Образцова.
Будучи законодателем уровня актерского,
режиссерского, художнического, технического
исполнения, Сергей Владимирович Образцов
и его Театр фактически создали мировой
профессиональный театр кукол в том его
виде и качестве, который существует ныне
в российской и зарубежной театральной
культуре.
Достижения, находки, направления, методики,
традиции, спектакли, пьесы, возникшие
в Театре
Образцова
переносились в другие театры бывшего
Советского Союза, - областные и городские,
а также многие зарубежные театры кукол.
В результате поистине титанической работы
этого Мастера - одного из самых известных
деятелей российской и мировой культуры
двадцатого столетия, возник и продолжает
жить феномен Государственного Академического
Центрального театра кукол - Дома Сергея
Образцова. Он вырастил и воспитал здесь
несколько поколений блистательных актеров,
режиссеров, сценографов, художников,
мастеров-кукольников и драматургов театра
кукол, многие из которых и сегодня работают
в театрах нашей страны, в десятках стран
мира.
5 июля 2001 года исполнилось 100 лет со дня
рождения Сергея Владимировича Образцова.
Семьдесят лет назад - 16 сентября 1931 года
- "театр
Образцова"
родился по инициативе Дома Художественного
Воспитания Детей, но творческое "кредо"
нового театра, помимо воспитательно-педагогических
задач, включало следующий пункт: " ГЦТК
должен стать театром-лабораторией, движущим
вперед развитие кукольного жанра".
Ни скудность материальных средств, ни
отсутствие собственной сценической площадки
не помешали экспериментам небольшого
коллектива из двенадцати человек под
руководстовм Сергея Образцова. Зрители
ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя
новыми постановками молодого театра.
Машина с надписью "ГЦТК" развозила
актеров с куклами по московским дворам,
школам, паркам, домам культуры. Театр
использовал традиционные формы представлений
- в труппу были специально приглашены
последние "могикане" ярмарочного
балагана, последние актеры народного
кукольного театра - петрушечник И.А.Зайцев,
разыгрывавший вместе с женой А.Д.Тригановой
марионеточный спектакль"Цирк на сцене".
Настоящей премьерой молодого театра
17 апреля 1932 года стал агитационный спектакль
"Джим и Доллар" (художник Т.Александрова)
- по пьесе, специально написанной А.Глобой
для труппы. Так театр начал поиски своего
репертуара, создавая оригинальные конструкции
кукол и сценического оформления, свободно
варьируя стилистику спектаклей - от агитационного
спектакля до народной сказки.
Пронизанный карнавально-сказочной атмосферой
спектакль "По щучьему велению" (художники
С.Образцов и В.Терехова), поставленный
в 1936 году, - с уникальной конструкцией
круглой ширмы - многие театроведы восприняли
"главным кукольным спектаклем ХХ века",
применяющим мейерхольдовские открытия.
Спектакли театра кукол восхищали зрителей
живым артистизмом и новаторской изобретательностью.
За несколько лет театр становится настолько
популярным, что в 1937 году правительство
решает предоставить в распоряжение труппы
помещение в центре Москвы на площади
Маяковского. Театр к тому времени не только
пополнил свои штаты, но и создал собственный
музей, впоследствии ставший уникальной
сокровищницей кукол.
В 1940 году театр ставит "Волшебную лампу
Аладдина" - самый красивый спектакль
театра, завораживающий волшебством чудесных
превращений, восхитительной красочностью
и выразительностью грациозных кукол
(художник Борис Тузлуков).
Впоследствии Сергей Образцов назовет
эти три спектакля "Чайками" своего
кукольного театра.
" Традиционным путем" - в результате
эксперимента - возник в 1946 году самый
знаменитый шедевр Мастера кукольных
дел, занесенный в книгу рекордов Гиннеса,
- сатирическое обозрение "Необыкновенный
концерт", широко использующее пародийные
возможности кукол (художники В.Андриевич
и В.Терехова).
Сатирический жанр был освоен театром
еще в годы войны, когда группы актеров
ГЦТК выезжали в расположения действующей
армии и показывали солдатам "Фронтовую
программу" из пародийных скетчей на
политические темы.
После войны театр продолжал работу в
Москве, одновременно расширяя гастрольную
деятельность. Под непосредственным влиянием
гастролей ГЦТК были созданы государственные
кукольные театры в ряде стран - Польше,Болгарии,
Венгрии, Чехии…
С 1956 года театр Образцова - постоянный
участник международных кукольных фестивалей,
проводимых под эгидой УНИМА.
В 1970 году театр переезжает в новое здание
на Садовом кольце -архитектурный комплекс,
являвщийся эталоном для всех стационарных
театров кукол мира (сложный раздвижной
занавес, трансформирующиеся стены зала,
позволяющие "окружить" зрителя куклами,
"бегающий" звук).
Великолепные
металлические часы,
украшающие фасад, стали "визитной карточкой"
театра. Каждый час открываются поочередно
дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата
часов и двенадцать животных - сказочных
персонажей - приветствуют под музыку
"Во саду ли, в огороде" в аранжировке
Н.Богословского собравшихся перед театром.
Все вместе животные появляются лишь дважды
- в полдень и в полночь. Авторы часов -
скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел
Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон.
Говорят, что театр начинается с вешалки,
но театр Образцова начинается с …Музея
театральных кукол. Зрители приходят в
него задолго до начала спектакля и с интересом
рассматривают уникальную коллекцию.
Датой основания Музея принято считать
16 сентября 1937 года, когда театр расстался
с "бродячей жизнью" и получил собственное
здание на площади Маяковского, где было
все необхдимое для работы: зрительный
зал, мастерские, помещения для репетиций,
но, кроме того, - балкон в зале. Поскольку
в кукольном театре зрительские места
распологать на балконе нельзя, иначе
виртуозная работа перестанет быть секретом
для зрителей, то было решено расположить
на отгороженном от зала балконе выставку
кукол.
Это были куклы создателей Московского
профессионального кукольного театра
Н.Я. и И.С.Ефимовых, куклы первых спектаклей
ГЦТК, но самыми первыми перед зрителями
предстали куклы и реквизит последнего
бродячего кукольника России Ивана Афиногеновича
Зайцева. Это были и марионетки из балаганного
представления "Цирк на сцене", и
персонажи народной кукольной комедии
"Петрушка", и шарманка конца XIX века.
Первым заведующим и активным собирателем
Музея стал актер и режиссер театра Андрей
Яковлевич Федотов. Выбор его на должность
заведующего был более чем удачен. Знаток
театра кукол и страстный коллекционер,
Андрей Яковлевич стал собирать музейную
коллекцию, которая могла бы отразить
историю театра кукол в прошлом и настоящем.
В музейной работе Андрея Яковлевича
окружали увлеченнные, влюбленные в кукол
и театральное искусство люди, среди которых
одно из ведущих мест занимает Всеолод
Валерианович Курдюмов, долгое время бывший
заместителем заведующего музеем.
Выставка кукол, вскоре занявшая не только
балкон, но и фойе театра, разумеется, вызывала
все больший интерес и возрастающее количество
вопросов со стороны посетителей. Сотрудники
театра начали проводить экскурсии перед
спектаклями, читать лекции по истории
кукольного театра, участвовать в проведении
конференций и семинаров. Благодаря общению
с кукольниками на конференциях, гастролям
по стране и зарубежью, в Музей стали стекаться
материалы по театрам многих стран мира.
За десятки лет
Государственный академический Центральный
театр кукол превратился в самый крупный
мировой кукольный центр, с двумя зданиями
на Садовом кольце столицы, двумя сценами,
самой полной и единственной в России
библиотекой, где собрана вся известная
литература о куклах, крупнейшим в мире
Музеем театральных кукол всех известных
систем от античности до наших дней, где
нет ни одной копии - все подлинники, архивами
бесценных документов, фотографий, фото-,
видео-, аудио- , кинофондов…
Музей ГАЦТК им. С.В.Образцова имеет постоянную
экспозицию в здании театра, ведет экскурсионную,
научную и консультативно-методическую
работу, принимает специалистов и студентов
на стажировки. Открыт Лекторий для детей
и взрослых.
Тематические выставки Музея с успехом
проходят как у нас в стране, так и за рубежом.
В течение календарного года музей и выставки
посещают более 250 тысяч человек, из них
- 175 тысяч - дети.
Музей театральных кукол ГАЦТК им. С.В.Образцова
располагает одним из самых крупных в
мире собранием книг по вопросам театра
кукол на 43-х языках (более 10 тысяч экз.).
Большинство из них подарено театру авторами.
Эта бесценная коллекция вместе с богатейшим
собранием кукольной драматургии составляет
Библиотеку Музея.
Музей театральных кукол ГАЦТК им. С.В.Образцова
пользуется заслуженной мировой славой.
За последние несколько лет выставки музея
с огромным успехом экспонировались в
Австрии, Болгарии, Германии, Польше, Республике
Корея, Франции, Италии, Испании, Иране.
В целом, собранные в Музее материалы
по истории театра кукол от античности
до наших дней, позволяют считать его одним
из ценнейших специализированных собраний
в мире.
Тел. 299 - 55 - 53.
Музей принимает
в дар от частных лиц и
производит закупки
Нам всегда казалось, что они вечные. Что никакие они не старики, да они так и не выглядели. Что никакие болезни им не опасны, что они всегда на гребне волны, на переднем крае, уверенные, красивые, талантливые. Они - это Сперанский Евгений Вениаминович, Самодур Семен Соломонович, Гердт Зиновий Ефимович, Синельникова Ева Ефремовна, Мазина Ирина Евгеньевна и многие другие, всех и не перечислишь. Да и как можно пройти мимо таких колоритных фигур, как директор распорядитель Мирский Клементий Клементиевич, всегда готовый помочь в любых житейских делах. Главный бухгалтер театра Мышкина Евгения Александровна, о которой Образцов говорил: " С Евгенией Александровной я могу спать спокойно...". И главный администратор Циля Михайловна, высказвания которой становились крылатыми.
Идет заседание художественного совета, докладывают о проделанной работе Зав. Методической частью Пукшанская и педагог Дисман (до этого в театре муссировали тему о ненужности методической части, мол, кормим бездельников и т.п).. В докладе фигурируют цифры: за этот период мы обслужили такое-то количество пионерских организаций, школ, подшефных коллективов. Помогли художественной самодеятельности заводов и фабрик, проводим постоянные консультации на местах и у нас в театре и так далее и тому подобное...Все уже устали. Вдруг в паузе Гердт: "Я прошу прощения, но абсолютно не понимаю, зачем нужно поголовное окукливание народов Советского Союза?!" Сумасшедший хохот, смеются все и докладчики тоже. Продолжать уже нечего. Переходим к следующему вопросу.
Над всеми этими талантливыми людьми возвышалась фигура основателя театра - Сергея Владимировича Образцова. Человек высочайшей культуры, безукоризненного вкуса, художник, актер, режиссер, писатель, педагог, пропагандист русской культуры, защитник униженных и оскорбленных, не боявшийся в застойные годы поднять свой голос в защиту евреев.
Среднего роста, с крупными голубыми глазами, большеротый альбинос, он всегда выделялся среди остальных какой-то особой энергией, ему одному присущей целеустремленностью, какому-то особому видению, казалось бы обыкновенных предметов. Вспомните его кинофильмы: "Кому нужен этот Васька?" и "Удивительное рядом". В первом поднимался вопрос о воспитании подрастающего поколения. Сергей Владимирович беседовал в тюрьме с осужденным за убийство. А начиналось все у убийцы с издевательства над животными. Никто из взрослых вовремя не остановил маленького негодяя. А дальше пошло - поехало, после кошек и собак можно поднять руку и на себе подобных. Во-втором, рассуждения большого художника об удивительности окружающего нас жизненного пространства. В частности, о строении человеческого глаза, с которым не могут сравниться никакие современные оптические приборы. О громадной силе маленькой травинки, в своем стремлении к жизни и солнцу пробивающей асфальтовое покрытие.
В театре Сергея Владимировича звали "хозяин", и он действительно им был во всех сферах театрального бытия, от "вешалки" до театрального представления, успевая в промежутках руководить и музеем и научно - методической частью, художниками постановщиками, конструкторами, заниматься рыбками, птичками, ботаническими растениями, объясняя, как важно для воспитания ребенка общение с окружающей средой, а уж в подборе этого он был большой дока, и ботанико-зоологический сад был представлен разнообразиями из всех стран мира, и командовала этим хозяйством специалист с высшим образованием, как все в театре ее называли "рыбкина мама". А ведь нужно было еще, а это самое главное, ставить новые спектакли, играть ежедневно уже идущие, репетировать, ездить на гастроли по стране и за границу. Трудно назвать город в Союзе или страну в мире, где бы не был театр Образцова.
Будучи человеком "того времени и того воспитания", Образцов старался прививать высокую культуру в своем коллективе и своим студентам, постоянно рассказывая о Станиславском и Немировиче - Данченко, Качалове, Москвине и других корифеях МХАТА, в котором он начинал свою актерскую карьеру. О своих друзьях-художниках: Пименове, Гончарове, Дейнеке, с которыми он учился во ВХУТЕМАСЕ, о поэтах и писателях начала 20-го века, которых он слушал в Москве в Политехническом институте, а это были - Маяковский, Белый, Хлебников, Мандельштам, Блок и многие другие. Таким образом, получалась как бы эстафета памяти. А рассказчиком он был изумительным, мог говорить часами, и перед вами возникали "живые" люди оттуда, да какие люди. И казалось, что это было вчера: извозчик вез Качалова в Марьину Рощу, и тот ему давал пятиалтынный, и тогда же "хозяин" видел Тарханова и Москвина в Каретном Ряду. Это была живая эстафета искусств, и так позднее он назовет одну из своих книг. Мы обожали, когда "хозяин" приходил на репетицию и рассказывал о прошлом.
Его страстная любовь к "пленительному искусству театра кукол", им же самим поднятая на небывалую высоту, от шарманщиков-кукольников, ходивших по дворам с петрушками, до создания грандиозного театра кукол в центре Москвы, со знаменитыми часами, останавливающими движение на Садовом кольце, его трудом, его заботами выстроенный Дворец Радости для детей, да и для взрослых тоже. Создание специального репертуара - он всегда об этом говорил, "для кого играем", и просил внимательно читать на билетах, начиная с какого возраста можно идти на спектакль.
В свои 80 лет
Образцов "летал" по театру не признавая
лифта, поднимаясь к себе в кабинет
на третий этаж пешком, по дороге успевая
зайти к директору-