Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:13, статья
Проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию.
Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство своего народа. Он разумеет нечто такое, что остается сущим и объективным, несмотря на гибель единичных субъектов и на смену поколений.
Этим
определяется отношение националиста
и к другим народам.
Тот,
кто совсем не знает, что такое
дух, и не умеет любить его, тот
не имеет и патриотизма. Но тот, кто
чует духовное и любит его, тот
знает его сверхнациональную, общечеловеческую
сущность. Он знает, что великое русское
велико для всех народов; и что гениальное
греческое гениально для всех веков; и
что героическое у сербов заслуживает
преклонения со стороны всех национальностей;
и то, что глубоко и мудро в культуре китайцев
или индусов, глубоко и мудро перед лицом
всего человечества. Но именно поэтому
настоящий патриот не способен ненавидеть
и презирать другие народы, потому что
он видит их духовную силу и их духовные
достижения. Он любит и чтит в них духовность
их национальной культуры, хотя национальный
характер их культуры может казаться ему
странным, чуждым и даже неприятным. И
эта любовь к чужому духу и его великим
проявлениям несколько не мешает ему любить
свою родину преимущественною любовью,
одновременно — страстною и священною.
Это
можно выразить так: любить свою родину
умеет именно тот, кто не склонен ненавидеть
или презирать другие народы; ибо только
он знает, что такое дух, и потому умеет
обретать его дары и проявления у чужих
народов, а не ведая духа, нельзя любить
воистину свой народ. Истинный патриот
любит в своем народе то, что должны любить
и будут любить, когда узнают, и все другие
народы; правда, он любит у своего народа
и то, что другие народы не полюбят; однако
и он вовсе не призван любить у других
народов все, но лишь то, что составляет
истинный источник их величия и славы.
В жизни
и культуре всякого народа есть Божие
и есть земное. Божие надо и можно
любить у всех народов, что и выражено
словами Писания: «всяческая и во
всех Христос», но любить земное у других
народов не обязательно. Сострадание
же к «человеческому естеству» не имеет
ограничений, если не считать преимущественности
в служении своему народу. Итак, истинный
патриот не только не слеп к духовным созданиям
и достижениям других народов, но он стремится
постигнуть и усвоить их, чтобы приобщить
к ним свой народ, чтобы обогатить ими
его жизнь, углубить его путь и восполнить
ими его творчество. Любить свою родину
совсем не значит отвергать всякое иноземное
влияние, но это не значит и наводнять
свою культуру полою водою иноземщины.
Есть творческая мера в духовном общении
и взаимодействии народов; и мера эта лучше
всего обретается живым, расцветающим
творчеством самого народа.
Из
всего этого вытекает, что истинный
национализм не растворяется и не
исчезает в душе, открытой для сверхнациональной
вселенскости. Напротив, тот только может
нелицемерно говорить о «братстве народов»,
кто сумел найти свою родину, усвоить ее
дух и слить с нею свою судьбу. Только те
народы способны к духовному братанью,
которые создали свою родину и утвердились
в своем национализме и патриотизме. Чтобы
брататься, надо прежде всего быть, и притом
быть самим собою, и быть перед лицом единого
Отца. Чтобы духовно брататься, надо не
стыдиться своего национального бытия,
а нести его с горделивым духовным достоинством.
Вот почему так называемый «христианский
интернационализм» есть искусственная
выдумка, сентиментальная и фальшивая;
и каждый раз, как она выдвигается, надо
ставить вопрос, не выдвигается ли она
для того, чтобы один народ мог успешнее
разложить, завоевать и покорить другой
народ?..
Итак,
отказывающийся от своего индивидуального
духовного лица (все равно —
будет это человек или народ)
— не восходит на какую-то высшую ступень
всеобщего, а нисходит в духовное
небытие: ему предстоит не братание
и не братство, а исчезновение с
арены истории.
Подобную
же нелепость и фальшь предлагают
те, кто допускает, что русский
народ есть какой-то особенный вселенский
народ, который призван не к созданию
своей творчески-особливой, содержательно-самобытной
культуры, а к претворению и
ассимиляции всех чужих, иноземных
культур. Это есть новое отречение от своего
национально-индивидуального духовного
лица. Только нищие пекут хлеб из собранных
отовсюду и растолченных сухих корочек,
а русский народ не имеет оснований жаловаться
на духовную нищету и побираться по чужим
культурам; и он уже достаточно доказал
это. Только малолетних заставляют списывать
с книги или излагать чужие мысли своими
словами, а русская культура давно уже
выведена ее гениями из малолетства. Каждый
народ призван иметь свое самобытное,
национально-духовное лицо, и эта самобытность
не может состоять в сочетании отовсюду
заимствованных черт; она возникает из
инстинктивно-душевного своеобразия и
из самостоятельного восприятия природы,
людей и Бога, а не из заимствования отовсюду
чужого достояния.
Правда,
не всякому народу удается выносить
самостоятельный духовный акт и
создать самобытную духовную культуру.
Народы, которым это удалось, суть
духовно ведущие народы; народы,
которым это не удалось, становятся
духовно ведомыми народами. Задача
ведущего народа не в том, чтобы подавить
или искоренить ведомый народ, а в том,
чтобы дать ему возможность приобщиться
к духовному акту и к духовной культуре
ведущего народа и получить от него творческое
оплодотворение и оживление. Тогда ведомый
народ находит свою родину в лоне ведущего
народа и, не теряя своей исторической
и биологической «национальности», вливается
духовно в национальность ведущего. Формула
такого патриотического «симбиоза» народов
такова: «я римлянин, и притом галл»; «я
англичанин, и притом африканский негр»;
«я швейцарец, и притом лодин»; «я француз,
и притом мавр»; «я русский, и притом калмык»...
И эта формула означает, что ведущему народу
удалось выработать национальный акт
такой ширины и гибкости, а может быть,
и глубины, что он образует для ведомых
народов как бы родовое духовное лоно,
которое они могут видоизменять по-своему,
оплодотворяя и оживляя из него свою духовную
жизнь.
Вот
как определяется духовный смысл
национализма. И перед этими основами
бессильно меркнут все
Единение
человека с его народом — единение
национальное и патриотическое —
слагается обычно в форму правовой
связи и принимает вид государственного
единения. Вследствие этого национализм
и патриотизм живут в душе в теснейшей
связи с государственным правосознанием.
Инстинкт, дух и чувство права, восполняя
друг друга, создают в душе ту цельную,
мужественную и нравственно-прекрасную
энергию, которая необходима для героической
обороны родины и которая в то же время
не позволяет человеку впадать в состояние
мирозавоевательной алчности. Эта энергия
есть проявление «естественного правосознания».
Для
человека с таким правосознанием весь
род человеческий входит в правопорядок,
в эту живую сеть субъективных правовых
ячеек; и любовь к своему отечеству не
ведет его к отрицанию естественного права
на существование и на духовный рост у
других народов. Для такого националиста
— право других не кончается там, где начинается
интерес его народа, а право его народа
не простирается до пределов его силы*,
но лишь до пределов его духовной необходимости.
Каждый народ имеет неотъемлемое естественное
право вести национально-духовную жизнь,
которая бывает иногда возможна и вне
самостоятельной суверенной государственности;
и каждый народ, отстаивая свою духовно-культурную
самобытность, прав. Народы при всех условиях
призваны видеть друг в друге не материал
для завоевания и порабощения, а субъектов
естественного и международного права,
и поэтому, они призваны рассматривать
свои взаимные споры как споры о праве.
Только при таком понимании и восприятии
дела — национализм, обоснованный духовно,
будет постепенно преодолевать в себе
свой опасный шовинистический уклон: ибо
любовь к своему народу не есть неизбежно
ненависть к другим народам; самоутверждение
не есть непременно нападение; отстаивание
своего совсем не означает завоевание
чужого. И, таким образом, национализм
и патриотизм становятся явлениями высокого
духа, а не порывами заносчивости, самомнения
и кровопролитного варварства, как пытаются
изобразить это иные современные публицисты,
не помнящие рода и растерявшие национальный
дух.
При
всех условиях неблагоразумно и опасно
культивировать патриотизм как слепое,
внеэтическое исступление, забывая о том,
что внеэтическое ожесточение может только
развязать безрассудную стихию международного
нахрапа, а слепота может только довершить
это безрассудство. Столкновение народов
есть на самом деле не просто столкновение
слепых и ненавистных взаимопосягательств,
как думают нередко и трезвые обыватели,
и «мудрые» политики; это есть, по существу
своему, столкновение правовых притязаний,
в основе которого лежит различное понимание
и толкование естественных прав, принадлежащих
народам. Такое столкновение требует правового
регулирования. Естественное право народа
есть притязание его на духовно достойную
жизнь, на расцвет его Богу-служащей духовной
культуры. Решение такого спора о правах
посредством силы и завоевания есть способ
примитивный и, как показывает история
последних десятилетий, культурно-разрушительный.
Война становится все более и более обоюдоострым
орудием; она оказывается способом, опасным
не только для побежденного, но и для победителя;
она требует от народа таких духовно и
нервно непосильных напряжений и грозит
им таким внутренним социальным распадом,
что заставляет людей помышлять со все
возрастающей искренностью о правовом
разрешении международных столкновений.
Трудно надеяться на то, что война исчезнет
совсем из истории человечества; однако
она все более приобретает и будет приобретать
для воюющих значение совместного или
даже всеобщего «харакири», т.е. хозяйственно-политического
и социально-культурного самоубийства
или, во всяком случае, самоизуродования;
и поэтому исторически можно предвидеть,
что в дальнейшем будет возрастать
тяготение к правовому разрешению международных
споров.
Столкновение
прав есть спор о праве, а спор о
праве должен разрешаться именно
на путях правовой организации и взаимного
признания взаимных прав. Духовное назначение
войны в истории человечества и состоит,
между прочим, в том, чтобы убедить людей
в естественности и необходимости правового
пути.
Вот
почему патриотизм и национализм, вскормленные
духом и сроднившиеся со здоровым
правосознанием, не могут видеть в войне
лучшего способа бороться за право; отнюдь
не впадая в наивное прекраснословие пацифизма
и в его политическую пропаганду, которая
только и может обезоружить доверчивого
и передать его на поток и разграбление
воинственным соседям, настоящий патриот
должен искать не силы, попирающие всякое
право, а права, поддержанного достаточной
силой...
Итак, любить свою родину не значит считать ее единственным на земле средоточием духа, ибо тот, кто утверждает это, не знает вообще, что есть Дух, а потому не умеет любить и дух своего народа; его удел — звериный национализм. Нет человека и нет народа, который был бы «единственным» средоточием духа, ибо дух живет по-своему во всех людях и во всех народах. Истинный патриотизм и национализм есть любовь не слепая, а зрячая; и парение ее не только не чуждо добру и справедливости, и праву, и, главное, Духу Божию, но есть одно из высших проявлений духовности на земле.