Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:13, статья
Проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию.
Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство своего народа. Он разумеет нечто такое, что остается сущим и объективным, несмотря на гибель единичных субъектов и на смену поколений.
Глава седьмая
О НАЦИОНАЛИЗМЕ
1. ИДЕЯ
НАЦИИ
Проблема
истинного национализма разрешима
только в связи с духовным пониманием
родины: ибо национализм есть любовь
к духу своего народа и притом именно
к его духовному своеобразию.
Тот,
кто говорит о родине, разумеет
духовное единство своего народа. Он разумеет
нечто такое, что остается сущим и объективным,
несмотря на гибель единичных субъектов
и на смену поколений. Родина есть нечто
единое для многих. Каждый из нас может
сказать про нее: «это моя родина», и будет
прав; все сразу могут сказать про нее:
«это моя родина, это наша родина», и все
будут правы. Родина есть великое лоно,
объединяющее всех своих сынов так, что
каждая душа соединена с нею нитью живой
связи; и эта связь сохраняется даже тогда,
когда кто-нибудь почему-нибудь не культивирует
ее, пренебрегает ею и совсем не думает
о ней. Не во власти человека — перестать
быть силою, призванною и способною к духовной
жизни; не во власти человека оторваться
душою от той среды, которая его взрастила,
погасить свой национально-духовный облик
и, раз надышавшись родного духа, сделать
себя действительно лишенным духа родины.
Но для того, чтобы найти свою родину и
слиться с нею чувством и волею, и жизнью,
необходимо жить духом и беречь его в себе
и, далее, необходимо осуществить в себе
патриотическое самосознание или хотя
бы верно «почувствовать» себя и свой
народ в духе. Надо верно ощутить — свою
духовную жизнь и духовную жизнь своего
народа, и творчески утвердить себя в силах
и средствах этой последней, т.е., напр.,
принять русский язык, русскую историю,
русское государство, русскую песню, русское
правосознание, русское историческое
миросозерцание и т.д. — как свои собственные.
Это и значит установить между собою и
своим народом подобие, общение, взаимодействие
и общность в духе; признать, что творцы
и создания его духовной культуры суть
мои вожди и мои достижения. Мой путь к
духу есть путь моей родины; ее восхождение
к Духу и Богу есть мое восхождение. Ибо
я тождествен с нею и неотрывен от нее
в духовной жизни.
Такое
слияние патриота с его родиной ведет
к чудесному и плодотворному отождествлению
их духовных энергий.
В этом
отождествлении духовная жизнь народа
укрепляется всеми личными
Но
в искушеньях долгой кары
Перетерпев
судеб удары,
Окрепла
Русь. Так тяжкий млат,
Дробя
стекло, кует булат81.
Нельзя
любить родину и не верить в нее,
ибо родина есть живая духовная сила,
пребывание в которой дает твердое
ощущение ее блага, ее правоты, ее энергии
и ее грядущих одолении. Вот почему отчаяние
в судьбах своего народа свидетельствует
о начавшемся отрыве от него, об угасании
духовной любви к нему. Но верить в родину
может лишь тот, кто живет ею, вместе с
нею и ради нее, кто соединил с нею истоки
своей творческой воли и своего духовного
самочувствия.
Любить
свой народ и верить в него, верить
в то, что он справится со всеми
историческими испытаниями, восстанет
из крушения очистившимся и умудрившимся,
не значит закрывать себе глаза на
его слабости, несовершенства, а может
быть, и пороки. Принимать свой народ за
воплощение полного и высшего совершенства
на земле* было бы сущим тщеславием, больным
националистическим самомнением.
Настоящий
патриот видит не только духовные
пути своего народа, но и его соблазны,
слабости и несовершенства. Духовная любовь
вообще не предается беспочвенной идеализации,
но созерцает трезво и видит с предметной
остротой. Любить свой народ не значит
льстить ему или утаивать от него его слабые
стороны, но честно и мужественно выговаривать
их и неустанно бороться с ними**. Национальная
гордость не должна вырождаться в тупое
самомнение и плоское самодовольство,
она не должна внушать народу манию величия.
Настоящий патриот учится на политических
ошибках своего народа, на недостатках
его характера и его культуры, на исторических
крушениях и на неудачах его хозяйства.
Именно потому, что он любит свою родину,
он пристально и ответственно следит за
тем, где и в чем народ не находится на
надлежащей высоте; он не боится указывать
на это, памятуя хорошую народную поговорку:
«велика растет чужая земля своей похвальбой,
а наша крепка станет своею хайкою»***...
Духовная любовь не есть опьянение или
чванство; она не только горит, но и светит,
и светом показывает. Кто постиг духовную
силу своей родины и проследил через историю
пути и судьбы своего народа, тот должен
был увидеть и установить пределы и опасности
национальной души. Смеет ли он молчать
о них? И позволительно ли требовать от
него молчания, ссылаясь на то, что его
критика «срывает народное самочувствие»
и «внушает народу неверие к своим силам»?
Есть критика и критика. Есть критика ироническая,
злобная, несправедливая, нигилистическая
и разрушительная; так критикуют враги.
Но есть критика любовная, озабоченная,
воспитывающая, творческая даже и тогда,
когда — гневная, это критика созидательная:
так критикуют верные друзья; такая критика
ничего «сорвать» не может, и то, что она
«внушает», есть мужество и воля к преодолению
своих слабостей. Так критикуют свое, любимое,
не отрываясь от него, но пребывая в нем,
пребывая в слиянии и отождествлении с
ним, говоря о «нас», для «нас», из крепкого
и единого национального «мы»...
Понятно
далее, что в таком слиянии
и отождествлении незаметно преодолевается
то душевное распыление (психический
«атомизм»), в котором людям приходится
жить на земле: этот атомизм состоит в
том, что каждый скрыт за своим телом, все
ощущают только себя, все друг другу чужие
и пребывают в душевно-телесном одиночестве.
Это преодоление общественного атомизма
состоит, однако, не в том, что человек
перестает быть самостоятельным, обособленным
и замкнутым существом («монадой»82). Нет,
обычный, данный ему от природы способ
бытия сохраняется. Но наряду с ним возникает
могучее творческое единение людей в общем
и сообща творимом лоне — в национальной
духовной культуре, где все мы одно, где
все достояние нашей родины (и духовное,
и материальное, и человеческое, и природное,
и религиозное, и хозяйственное) — едино
для всех нас и общее всем нам: и творцы
духа и «труженики культуры», и создания
искусства, и жилища, и песни, и храмы, и
язык, и лаборатории, и законы, и территория...
Каждый из нас живет всем этим, физически
питаясь и душевно воспитываясь, огражденный
другими и обороняя других, получая и принимая
дары во всеобщем взаимном обмене. В жизни
и в ткани нашего общества мы все — одно,
а в ее духовной сокровищнице объективировано
то лучшее, что есть в каждом из нас. Ее
созданиями заселяется и обогащается,
и творчески пробуждается личный дух каждого
из нас; родина делает то, что душевное
одиночество людей отходит на задний план
и уступает первенство духовному единению
и единству.
Такова
идея родной нации. И при таком
понимании ее обнаруживается воочию,
что человек, лишенный ее, будет действительно
обречен на духовное сиротство или
безрод-ность; что обретение ее есть поистине
акт жизненного самоопределения; что иметь
родную нацию есть поистине счастье, а
утратить с нею связь есть великое горе;
что тоска по ней естественна, а отчаяние
в своем народе противоестественно; и
что, наконец, человеку подобает блюсти
на всех путях достоинство своего народа,
гордиться его признанием, его величием
и его успехами.
Есть
закон человеческой природы и
культуры, в силу которого все великое
может быть сказано человеком
или народом только по-своему, и
все гениальное родится именно в лоне
национального опыта, духа и уклада. Денационализируясь,
человек теряет доступ к глубочайшим колодцам
духа и к священным огням жизни, ибо эти
колодцы и эти огни всегда национальны:
в них заложены и живут целые века всенародного
труда, страдания, борьбы, созерцания,
молитвы и мысли. У римлян изгнание обозначалось
словами: «воспрещение воды и огня». И
действительно, человек, утративший доступ
к духовной воде и к духовному огню своего
народа, становится безродным изгоем,
беспочвенным и бесплодным скитальцем
по чужим духовным дорогам, обезличенным
интернационалистом. Горе ему и его детям:
им грозит опасность превратиться в исторический
песок и мусор.
Национальное
обезличение есть великая беда и
опасность в жизни человека и
народа. С ним необходимо бороться
настойчиво и вдохновенно. И вести эту
борьбу необходимо с детства.
Напрасно было бы указывать на то, что национализм ведет к взаимной ненависти народов, к обособлению, «провинциализму», самомнению и культурному застою. Все это относится к больному, уродливому, извращенному национализму и совершенно не касается духовно здоровой любви к своему народу. И в самом деле, кто захотел бы выслушивать с серьезным видом такие, например, возражения против гимнастики и спорта: гимнастика вредна и опасна, ибо она воспитывает в человеке ненависть к умственному труду, содействует общему огрубению души, ведет к эмфиземе легких, к переутомлению сердца и к вывиху рук и ног? Или подобные же возражения против искусства: искусство вредно человеку, ибо оно прививает ему отвращение к мысли и здоровому физическому труду, приучает его к беспочвенному фантазированию, к лени, праздности, вину и разврату и убивает в нем вкус к общественной деятельности? По такому способу можно против всего возражать и все отвергнуть: достаточно только приписать больные проявления — здоровому делу и как можно ярче описать последствия неумных злоупотреблений так, как если бы это дело только и могло сводиться к злоупотреблениям... Злоупотреблять, как известно, можно всем — не только ядом, но и здоровой пищей, не только трудом, но и сном; не только глупостью, но и умом. Злоупотреблять можно и аргументацией в полемике, и приведенные возражения против национализма являются тому наглядным примером.
2. О
НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
Итак,
есть глубокий, духовно верный, творческий
национализм и его необходимо прививать
людям с раннего детства.
Мы
установили уже, что национальность
человека определяется не его произволом,
а укладом его инстинкта и
его творческого акта, укладом
его бессознательного и, больше всего,
укладом его бессознательной духовности.
Покажи мне, как ты веруешь и молишься;
как просыпаются у тебя доброта, геройство,
чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь
и читаешь стихи; что ты называешь узнать»
и «понимать», как ты любишь свою семью;
кто твои любимые вожди, гении и пророки,
— скажи мне все это, а я скажу тебе, какой
нации ты сын; и все это зависит не от твоего
сознательного произвола, а от духовного
уклада твоего бессознательного.
А этот
уклад слагается, формируется и закрепляется
прежде всего и больше всего — в детстве.
Воспитание детей есть именно пробуждение
их бессознательного чувствилища к национальному
духовному опыту, укрепление в нем их сердца,
их воли, их воображения и их творческих
замыслов.
Бороться
с национальным обезличиванием наших
детей мы должны именно на этом пути: надо
сделать так, чтобы все прекрасные предметы,
впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие
в нем умиление, восхищение, преклонение,
чувство красоты, чувство чести, любознательность,
великодушие, жажду подвига, волю к качеству
— были национальными, у нас в России —
национально русскими; и далее: чтобы дети
молились и думали русскими словами; чтобы
они почуяли в себе кровь и дух своих русских
предков и приняли бы любовью и волею —
всю историю, судьбу, путь и призвание
своего народа; чтобы их душа отзывалась
трепетом и умилением на дела и слова русских
святых, героев, гениев и вождей. Получив
в дошкольном возрасте такой духовный
заряд и имея в своей семье живой очаг
таких настроений, русские дети, где бы
они ни находились, развернутся в настоящих
и верных русских людей.
В особенности
следует обогащать их следующими
сокровищами.
1. Язык.
Язык вмещает в себе