Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:13, статья
Проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию.
Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство своего народа. Он разумеет нечто такое, что остается сущим и объективным, несмотря на гибель единичных субъектов и на смену поколений.
2. Песня.
Ребенок должен слышать
3. Молитва.
Молитва есть сосредоточенная и страстная
обращенность души к Богу. Каждый народ
совершает это обращение по-своему, даже
в пределах единого исповедания; и только
для поверхностного взгляда Православие
русского, грека, румына и американца —
одинаково. Живое многогласие и многохваление
Господа, идущее от мира, требует, чтобы
каждый народ молился самобытно; и эту
самобытную молитву надо вдохнуть ребенку
с первых лет жизни.
Молитва
даст ему духовную гармоний, пусть
он переживет ее по-русски. Молитва
даст ему источник духовной силы —
русской силы. Молитва научит его сосредоточивать
чувство и волю на совершенном — по-русски.
Молитва даст ему религиозный опыт и поведет
его к религиозной очевидности — по-русски.
Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет
в церковь и станет ее опорой — русской
опорой, русской церкви. Он найдет пути
— ив глубину русской истории, и на простор
русского возрождения. Неправославный
может быть верным русским патриотом и
доблестным русским гражданином, но человек,
враждебный Православию, не найдет доступа
к священным тайникам русского духа и
русского миропонимания, он останется
чужеродным в стране, своего рода внутренним
«неприятелем».
4. Сказка.
Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое
5. Жития
святых и героев. Чем раньше
и чем глубже воображение
Преклонение
перед святым и героем возвышает душу,
оно дает ей сразу — и смирение, и чувство
собственного достоинства, и чувство ранга;
оно указывает ей — и задание, и верный
путь. Итак, национальный герой ведет свой
народ даже из-за гроба.
6. Поэзия.
Стихи таят в себе благодатно-магическую
силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией
и ритмом, заставляют ее прислушиваться
к сокровенной жизни вещей и людей, побуждают
ее искать закона и формы, учат ее духовному
восторгу. Как только ребенок начнет говорить
и читать, так классические национальные
поэты должны дать ему первую радость
стиха и постепенно раскрыть ему все свои
сокровища. Сначала пусть слушает, потом
пусть читает сам, учит наизусть, пытается
декламировать — искренно, прочувствованно
и осмысленно. Русский народ имеет единственную
в своем роде поэзию, где мудрость облекается
в прекрасные образы, а образы становятся
звучащей музыкой. Русский поэт одновременно
— национальный пророк и национальный
музыкант. И русский человек, с детства
влюбившийся в русский стих, никогда не
денационализируется.
В меру
возрастания и в меру возможности
необходимо открывать ребенку доступ
ко всем видам национального искусства
– от архитектуры до живописи и
орнамента, от пляски до театра, от музыки
до скульптуры. Тогда душа его всесторонне
раскроется для восприятия того, что впервые
дали ей песня, сказка и поэзия. Понятно,
что наиболее доступным, наиболее увлекающим
и непосредственно национализирующим
видом искусства останется русская пляска
со всей ее свободой и ритмичностью, со
всем ее лиризмом, драматизмом и неистощимым
юмором.
7. История.
Русский ребенок должен с
8. Армия.
Армия есть сосредоточенная
9. Территория.
Русский ребенок должен
10. Хозяйство.
Ребенок должен с раннего детства
почувствовать творческую радость и силу
труда, его необходимость, его почетность,
его смысл. Он должен внутренне испытать,
что «труд» не есть «болезнь» и что работа
не есть «рабство», что, наоборот, труд
есть источник здоровья и свободы. В русском
ребенке должна проявиться склонность
к добровольному, творческому труду, и
из этой склонности он должен почувствовать
и осмыслить Россию как бесконечное и
едва початое трудовое поприще. Тогда
в нем пробудится живой интерес к русскому
национальному хозяйству, воля к русскому
национальному богатству как источнику
духовной независимости и духовного расцвета
русского народа. Пробудить в нем все это
значит заложить в нем основы духовной
почвенности и хозяйственного патриотизма.
Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны — как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма.
3. О
СОБЛАЗНАХ
Из
всего сказанного должно быть уже
ясно, в чем состоит связь между
родиной и нацией.
Родина
есть дух народа во всех его проявлениях
и созданиях; национальность обозначает
основное своеобразие этого духа. Нация
есть духовно своеобразный народ; патриотизм
есть любовь к нему, к духу, его созданиям
и к земным условиям его жизни и цветения.
Истинный
патриот любит дух своего народа и гордится
им, и видит в нем источник величия и славы
именно потому, что выше Духа и прекраснее
Духа на земле нет ничего, и еще потому,
что его личный дух следует путям его народа.
И вот, каждый народ есть по духу своему
некая прекрасная самосиянность, которая
сияет всем людям и всем народам и которая
заслуживает и с их стороны любви и почтения,
и радости. Каждое истинное духовное достижение
— в знании и в добродетели, в религии,
в красоте или в праве — есть достояние
общечеловеческое, которое способно объединить
на себе взоры и чувства, и мысли, и сердца
всех людей, независимо от эпохи, нации
и гражданской принадлежности. Нам ли,
русским, надо доказывать это, нам ли, проливающим
с детства слезы над мучениями негра дяди
Тома и зачитывающимся сказками Шехерезады,
способным трепетать сердцем при виде
скульптуры Праксителя84 или картины Леонардо
да Винчи, умеющим молиться вместе с Бетховеном,
созерцать вместе с Конфуцием и Платоном;
отчаиваться вместе с Новом и бушевать
вместе с Шекспиром? Нам открыт дух всех
народов; мы с детства привыкали чтить
и любить их гениев. Мы знаем по опыту,
что истинное духовное достижение всегда
национально и в то же время всегда выходит
за национальные подразделения людей,
а потому и уводит самих людей за эти пределы,
отнюдь не колебля и не угашая свет родины,
но обогащая его новыми восприятиями и
лучевыми отражениями. Всякое истинное
достижение и создание духа свидетельствует
о некотором высочайшем и глубочайшем
сродстве их, о некотором подлинном единстве
рода человеческого, пребывающем несмотря
на все разделения, грани и войны. Оно свидетельствует
о том, что самый патриотизм, отверзая
человеку его духовное око, тем самым бесконечно
и благотворно расширяет его духовный
горизонт, и что есть вершина, с которой
человеку может действительно открыться
общечеловеческое братство, братство
всех людей перед лицом Божиим.
Эта
вершина и есть родина как организм
национальной духовной культуры. Она
пробуждает в человеке духовность,
которая может быть и должна быть
оформлена как национальная духовность,
развертывающаяся в актив национальной
структуры. И, только пробудившись и окрепнув,
она сможет найти доступ к созданиям чужого
национального духа. Тогда человеку откроется
всечеловеческое братство, но это братство
будет не интернациональным, а сверх-национальным.
Необходимо
раз навсегда провести отчетливую грань
между интернационализмом и сверхнационализмом.
Интернационализм
отрицает родину и национальную культуру,
и самый национализм, и духовный
акт своеобразно-национальной структуры.
Интернационалист, будучи духовно никем,
желает сразу стать «всечеловеком»; и
это не удается ему, ибо всечеловечество
есть духовное состояние, которое может
быть доступно только духовно и национально
самоутвердившемуся – человеку. То, что
откроется бездуховному интернационалисту,
будет не «всечеловечество», а элементарная
животная низина, которая даст не культурный
подъем и расцвет, а все-снижение и всесмешение.
Человек родится в лоне своей семьи и своего
народа; он — их детище; они дают ему первоначальное
строение его тела, души и духа; стряхнуть
все это с себя не в его власти: он может
только не культивировать в себе духовную
высоту своего семейного и национального
начала, а предпочесть элементарную, животную
низину. В этой низине он и найдет себе
уровень для своего желанного «интернационализма».
Так, русский интернационалист, не желающий
русского духа, останется русским по всему
укладу тела и души, своего сознания и
своего бессознательного, но это будет
«русскость» низшего, худшего, элементарно-животного
уровня; и этой бездуховной, выцветшей,
грубой «русскости» будет легко вступить
во всесмесительный и всеснижающий процесс
с такими же бездуховными, выцветшими,
грубо элементарными интернационалистами
других наций. Через ассимиляцию с ними
он может даже постепенно создать некий
безнациональный и бездуховный тип международного
беспочвенника, который забыл свой родной
язык и дух и не научился никакому чужому
языку и духу, и живет в виде некоего интернационалистического
«Тарзана»...
Напротив,
сверхнационализм утверждает родину и
национальную культуру, и самый национализм,
и особенно — духовный акт своеобразно-национального
строения. Человек приемлет и дух своей
семьи, и дух своего народа, и в них растет
и зреет; он не «никто», он имеет оплодотворяющее
и ведущее его духовное русло. И именно
оно дает ему возможность подняться на
ту высоту, с которой перед ними откроется
«всечеловеческий» духовный горизонт.
Образно говоря: только со своей родной
горы человек может увидеть далекие чужие
горы. Постигнуть дух других народов может
только тот, кто утвердил себя в духе своего
народа. Поэтому сверхнационализм отнюдь
не отрицает национализма и патриотизма,
но сам вырастает из него; так что у каждого
народа может быть свой, особый сверхпационализм
— русский, английский, французский и
т.д., и ни один из них не будет жить в ущерб
своему основному, исконному патриотизму
– русскому, английскому, французскому
и т.д. Ибо сверхнационализм доступен только
настоящему националисту: только он сумеет
увидеть ширь духовной вселенскости и
не соблазниться ею – не соскользнуть
в духовную беспочвенность. В чем же состоит
сущность истинного национализма? Любить
родину значит любить не просто «душу
народа», т.е. его национальный характер,
но именно духовность его национального
характера и в то же время национальный
характер его духа. Это различие нетрудно
уловить на живом примере: русский человек
может любить в Шекспире и Диккенсе даруемое
ими духовное содержание, но специфически
английский характер их творчества может
быть ему чужд; напротив. Толстой и Достоевский
будут ему близки и драгоценны – и в их
духовном содержании, и в специальной
русскости их творческого акта, и описанного
ими быта. Но это-то и выражается формулою:
мы можем любить у чужих народов духовность
их национального характера, но трудно
нам любить национальный характер их духовной
культуры, которого они сами в себе нередко
не замечают. В своей же, родной культуре
мы будем любить все: не только ее духовность,
но и ее национальность, причем нередко
у людей бывает так, что они с нежностью
воспринимают национальный характер своего
народа и мало воспринимают его духовную
глубину и красоту: чуют быт и не чуют духа.
Настоящий патриот чует больше всего дух
своего народа, и притом так, что самый
национальный уклад и быт пронизан для
него насквозь лучами этого духа; это есть
для него живое единство, которое он любит
цельно и крепко. Он воспринимает национальные
особенности родного ему народа как свои
собственные и питается не просто его
духовностью, но и его национальностью.
А это значит, что истинный национализм
есть национализм духовный, который идет
не только от инстинкта национального
самосохранения, но и от духа и любит не
просто «родное», «свое», — но родное-великое
и свое-священное.